Тема 10. Психическое развитие в средней взрослости. Зрелость

Общая характеристика возраста. Социальная ситуация развития Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте. Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой личности Феноменология кризиса взрослости.

Тема 11. Старость как социальная проблема.

Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психического фактора в процессе старения. Изменения личности в старости. Опыт и мудрость пожилых людей. Основные типы старости. Стрессоры пожилого возраста: отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход в себя. Проблема одиночества. Суицидальность в пожилом возрасте.

Профилактика старения. Условия формирования деятельной старости. Влияние истории и жизненного пути личности на процесс старения. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия. Старость как социальная проблема.


Содержание практических занятий

Семинар № 1. Детство как предмет психологического исследования. Методы возрастной психологии

  1. Понятие детства и стратегии исследования психического развития ребенка.
  2. (Обухова Л.Ф.)
  3. Сущность научного исследования. Этапы исследования.
  4. Принципы научного исследования.
  5. Основные методы возрастной психологии, их особенности, достоинства и недостатки:

беседа, наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (естественный констатирующий и формирующий), метод срезов (поперечный и продольный срезы), проективный метод.

Задания для самостоятельной работы:

1) Подготовьте конспект:

Обухова Л.Ф. Стратегии исследования психического развития ребенка // Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2013, с. 28-32.

Возраст в рефлексии людей незаурядных и дневниках развития ребенка //Возрастная психология. Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2007, с. 11-172. (на выбор 2 статьи).

2) Составьте схему взаимосвязи основных методологических принципов, методов и методик психологического исследования.

Литература:

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2013.
  3. Книгафонд.ру: Казанская К.О. Основы психологии. Конспект лекций. – Изд-во: А-Приор, 2010 г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: