Тесты для самоконтроля:
Вопрос 1 По мнению Б.Г. Ананьева, зрелость - это период:
1. Стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образование неопределенно долгого стационарного состояния
2. Противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов
3. «психологического окаменения», выход на плато возможностей
4. Сложных процессов, нарушающих стационарное состояние
5. Начала неуклонной инволюции
Номер правильного ответа -?
Вопрос 2 •В совершенном понимании «акмеология» - это:
1. Наука о зрелом возрасте
2. Способ изучения возможностей человеческой природы
3. Наука о высшем проявлении духовных сил человека
4. Наука о поздних возрастах
5. Наука о смерти и умирании
Номер правильного ответа -?
Вопрос 3 •По мнению А. А. Бодалева, жизнь взрослого человека - это:
1. Стабилизация, закрепление на уровне достигнутого
2. Реституциональный процесс
3. Инволюционный процесс
4. Чередование инволюционных и стабильных периодов
|
|
5. Движение, изменение, развитие
Номер правильного ответа -?
Вопрос 4 •Социализация взрослого:
1. Субъектна по всей сути, это саморазвитие через осуществление выборов
2. Объектна по всей сути, это присвоение общественного опыта
3. Это развитие социально значимых качеств
4. Это условное понятие, подлинная социализация - это задача предшествующих возрастных периодов
5. Это малоизученный процесс в психологии
Номер правильного ответа -?
Вопрос 5 •Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:
1. Активность и направленность личности
2. Развитое самосознание и зрелая «Я-концепция»
3. Сочетание этих характеристик
4. Открытие собственного «я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости
5. Формирование рефлексии
Номер правильного ответа -?
Вопрос 6 •Кризис зрелого возраста:
1. Проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности
2. Несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности
3. Отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности
4. Несет в себе положительное начало, т.к. способствует самопознанию и саморазвитию
5. Не выявлен
Номер правильного ответа -?
Вопрос 7 •По результатам исследования школы Б.Г. Ананьева в зрелости наибольшая частота моментов принадлежит:
1. Стабилизации психофизиологических функций
2. Положительным сдвигам психофизиологических функций
3. Отрицательным сдвигам
4. Стагнации психофизиологических функций
|
|
5. Общая тенденция в динамике выявлена не была
Номер правильного ответа -?
Вопрос 8 Э. Эриксон считал, что основной задачей развития в зрелости является:
1. Проявление инициативы
2. Проявление трудолюбия
3. Формирование окончательного цельного представления о себе
4. Преодоление одиночества
5. Генеративность
Номер правильного ответа -?
Вопрос 9 Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:
1. К. Гросом
2. Ш. Бюлер
3. Э. Эриксоном
4. В. Штерном
5. М. Эриксоном
Номер правильного ответа -?
Основная литература:
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (Хрестоматия) / сост. науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2007.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., изд. Педагогического общества России, 2003 (электронная версия).
Крайг Г. Психология развития. СПб, 2005 (электронная версия).
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М., 2009.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013.
Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2013.
Книгафонд.ру:
Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», Издательство: ВЛАДОС, 2008 г.
Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие, Издательство: Флинта; НОУ ВПО «МПСИ», 2012 г.
Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Костяк Т.В. Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии. Издательство: МПГУ, 2011 г.
Сахарова Т.Н. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей (опыт психологического исследования): Монография, Издательство: МПГУ, 2011 г.
Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. Издательство: Институт психологии РАН, 2009 г.
Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие, Издательство: Флинта; НОУ ВПО «МПСИ», 2012 г.
Фесенко Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. Издательство: Наука и Техника, 2010 г.
Дополнительная литература:
Абрамова Г.С. Психология развития: Учебное пособие. М., 2000.
Крайг Г. Психология развития. СПб, 2005.
Психология развития / ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2005. – 528 с.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
Журналы:
Вестник МГУ
Вопросы психологии
Вопросы психологии экстремальных ситуаций
Журнал практического психолога
Мир психологии
Прикладная психология
Психологическая газета «Мы и мир»
Психологическая наука и образование
Психологический журнал
Психология зрелости и старения
Развитие личности
Семейная психология и семейная терапия
Специальная психология