Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития.
Статистический учет ведут также международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (всемирная организация здравоохранения).
В мире (кроме Африки)
- на 1 тыс. чел. 3 слепых;
- 5% населения имеют проблемы со слухом;
- на 100 школьников (от 7 до 15 лет) 4-5 человек с нарушениями интеллекта;
- из 800 новорожденных – один с синдромом Дауна.
Процентное соотношение между различными категориями отклонений в детской возрастной группе:
- 40% - образовательные затруднения;
- 20% - нарушение интеллекта;
- 20% - нарушение речи;
- 20% - остальные нарушения.
Для страны с низким уровнем развития характерны грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха.
В развитых странах (США, Германия, Швеция, Финляндия) одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения – нарушения речи, затруднения при чтении, письме, математике.
Статистические данные по России
По данным на конец XX века в России около 15 млн человек имели ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.
|
|
Детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном образовании, было 1,7 млн (4,5% всей детской популяции). Из них дошкольников – 353 тыс.
32 тыс. детей и подростков имеют тяжелые формы умственной отсталости. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Наиболее уязвимая возрастная группа – 8-13 лет.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте цель и задачи специальной педагогики.
2. Определите объект, предмет, субъект специальной педагогики.
3. Назовите предметные области специальной педагогики.
4. Каковы современные классификации ограниченных возможностей человека?
Научные основы специального образования