Ведущими положениями концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями являются:
- идея о социальной полезности человека;
- школа обязана воспитать активного и полезного члена общества;
- ребенок с ограниченными возможностями должен своим трудом обеспечивать собственное существование;
- ценность специального образования – приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;
- общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.
С.П. формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в обществе.
|
|
Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения – коммуникации.
Человек с ограниченной трудоспособностью должен быть подготовлен к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, к умению организовать свой отдых, свое свободное время – рекреацию.
Отечественная система специального образования осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой является человек, его особые образовательные потребности, его права и интересы.
Общими положениями современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями являются:
- приоритет интересов личности над интересами общества;
- достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);
- независимая жизнь – независимость в широком смысле;
- право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспеченно экономически;
- комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;
- у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.