Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах? В каких из них это явление имеет устойчивый, а в каких - временный характер? Почему?
1. Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика "свиньи" была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного - лошади.
2. Двухгодовалый сын У. Джемса играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик без колебаний назвал "дурные ножницы".
3. Фиджийцы, по свидетельству Ч. Дарвина, очень удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них никакого удивления.
4. Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружения для большинства современников У. Джемса были таковы, как вода, воздух или земля - обыденные явления, не вызывающие никаких идей.
5. Выгравированная на медной пластинке надпись воспринимается как красивая. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства, это невольно вызовет в нас удивление искусством художника. Одна пожилая дама, с восхищением рассматривая картину академика, спросила его: "Неужели Вы это сделали рукой?" (У. Джемс)