Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым

Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка со взрослым. Начиная со 2-го мес жизни ребенок активно общается со взрослым. Существуют четыре критерия, на основании которых можно утверждать о наличии у младенцев общения.

1. Взгляд в глаза взрослого. Этот признак свидетельствует об интересе ребенка к взрослому и его готовности воспринимать его воздействия.

2. Ответная улыбка на воздействия взрослого, которая отражает эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие младенца от обращенности взрослого.

3. Инициативные улыбки и двигательное оживление, выражающие активные попытки младенца привлечь к себе внимание взрослого через демонстрацию себя.

4. Ответ на отношение взрослого, который проявляется в готовности перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого и тем самым побудить к повторным выражениям положительного отношения.

Присутствие всех этих критериев в поведении младенца позволяет говорить о наличии у него потребности в общении со взрослом. В чем же состоит содержание этого общения и в чем заключается его специфика? Первое полугодие жизни — уникальный период в жизни и ребенка и взрослого. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому. Причем это отношение абсолютно положительно и бескорыстно. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него что-то сделала, а за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. Любовь, которую С. Л. Рубинштейн определил как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченности». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает экспрессивно-мимическими средствами, т. е. средствами комплекса оживления (других у него еще нет).

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. Как показала работа А. И. Сорокиной и С. Ю. Мещеряковой, в первом полугодии младенцы еще не различают положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) они отвечает яркими положительными эмоциями. Главная коммуникативная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании взрослого. Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от его предметных атрибутов (одежда, игрушки), компетенции (что он знает и умеет), социальной роли. Он выделяет прежде всего целостную, неразложимую на части личность взрослого. Именно личностные мотивы побуждают его к общению. Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: