Глава 2. Религии Китая и Японии

Даосизм - национальная религия древнего и средневекового Китая. Он наиболее близок по своей структуре к мировым религиям. В составе этой религии можно выделить три уровня: доктринальный (философская концепция), религиозный (представление о сверхъестественных существах) и психотехнический (религиозные практики и богослужебные акты). При этом даосская философия и религия значительно отличаются друг от друга. Даосская философия ориентирована на достижение духовного совершенства, а религия – на достижение личного бессмертия. Основоположником даосизма является Лао-цзы (6-5 вв. д.н.э.), написавший «Даодецзин» – «Книгу о пути и добродетели». Большинство ученых считает, что эта книга создана не ранее ханьской эпохи. «Даодецзин» - компиляция из двух текстов «Дао цзин» и «Де цзин». По преданию Чжуаном Чжоу был написан трактат «Чжуан-цзы», так же, скорее всего, представляющим собой компилятивное сочинение. В этих двух трактатах излагаются все фундаментальные даосские концепции.

Дао – категория не имеющая однозначного перевода на русский язык. Путь, начало и конец всего, закон неба, творение. Ему нельзя придать форму или название, оно само дает имя всем вещам, пронизывает весь мир и управляет им. Наиболее точным образом Дао является пустота внутри втулки от колеса. Эта пустота – дао, колесо – весь мир. Даосизм имеет несколько основополагающих принципов. Относительность бытия и смерти. По мнению даосов, дао пронизывает все и нет разницы между смертью и жизнь для него, а, следовательно, бытие и смерть относительны. Цель – отказ от индивидуальности, достижение полного слияния с дао как универсальной первоосновой бытия.

Принцип недеяния – отказ от любой целенаправленной деятельности должен привести к обретению гармонии с окружающим миром. Иллюстрацией к последнему служит притча о краснодеревщике Лине. Прежде чем приступить к работе Лин постился, чтобы избавиться отнечистых мыслей и целиком отдаться искусству. Затем он шел в лес, где долго вглядывался в деревья пытаясь узнать какое из них уже содержит в себе готовое изделие. Стержнем религиозной концепции даосизма является учение о бессмертии и путях его достижения. Дао имеет два измерения прежденебесное (мир до форм) и посленебесное (соответствовало миру сегодня). Смысл самосовершенствования состоит в наполнении запасов прежденебесной энергии. Тело человека населяют 36 тысяч духов, о которых надо заботиться и не дать им уйти из тела. Их сила будет возрастать и тело не будет стариться. Когда их сила возрастет многократно, тело дематериализуется и его обладатель вознесется на небо и станет бессмертным. Таким образом, совершенствование тела – залог спасения души, более того спасутся только избранные, а остальные будут вращаться в круговороте Дао в виде растений ил животных, поскольку их душа после смерти раствориться в земле или воздухе. Даосизм отрицает полное бессмертие души.

На практике применялось регулирование тела – диета, гимнастика, изготовление пилюль и снадобий. Сначала ограничивалось питание и сексуальная жизнь. Затем следовало совершить 3000 добродетельных поступков подряд. Третья ступень - регулирование дыхания – попытки научиться дышать без сознательных усилий – ни ртом, ни носом, Предполагалось так же замедлить дыхание так, чтобы один вдох приходился на 12 или 120 ударов сердца. Регулирование сердца – самоконтроль над всеми движениями души, отстранение от всех мыслей. «Упражняй семя, чтобы оно превратилось в дыхание, упражняй дыхание, чтобы оно превратилось в дух, а дух - в пустоту»[1] - традиционная формула, описывающая смысл этих упражнений.

Даосская алхимия имела своей целью изготовление «золотой пилюли» - средства, позволяющего обрести бессмертие. Даосские жрецы так же составляли гороскопы, гадали, лечили, заклинали духов. Ни одно значимое событие не обходилось без приглашения гадателя, покупки оберегов из бумаги желтого или красного цвета. Элементы религиозной организации появились во 2 в., когда Чжан Дао Лин создал в Сычуани теократическое государство и повелел именовать себя тянь-ши. Государство было поделено на 24 общины, возглавляемые наследственно правившими епископами. Миряне же должны были соблюдать совершение десяти добрых дел, этические требования и коллективные обряды. Посты были направлены на духовное и физическое очищение человека.

С 7-10 вв. возник институт даоского монашества, они строго соблюдали безбрачие и вегетарианскую диету, отличались высоким уровнем образованности и носили особую одежду и прически. Из монастырей выходили маги, врачеватели, гадатели и проповедники, обслуживавшие сеть мелких храмов. Храмово-монастырский центр находился в горах Удан. Верховным божеством был признан Юй Хуан Шанди – Нефритовый император, покровитель Неба и Земли. Рядом находились Лаоцзы и Паньгу – первочеловек. Вторую группу составляли бессмертные. На нижних ступенях находились духи гор и рек, а так же герои.

В даосизме не существует религиозного канона – полное собрание даоских философских, религиозных, алхимических текстов включает 1,5 тысячи произведений. В разные времена даосизм то преследовался властями, то объявлялся официальным вероисповеданием.

В 20 веке советские власти практически искоренили даосизм. 9 даоских религиозных объединений действуют сегодня в России. Самая известная – Высшее Духовное управление Церкви Возрожденной Драгоценности.

Конфуцианство. Оригинальное название конфуцианства – жу цзяо – учение благородных и образованных людей. Основателем конфуцианства считается Кун-цзы (6-5-в до н.э.). В отличие от других китайских философов личность и биография Конфуция полностью достоверны. Он родился в аристократической семье культурного центра Китая – царства Лу. В возрасте 30 лет он ушел со службы и открыл первую частную философскую школу. Впрочем, конфуцианство - результат не только размышлений Конфуция. Оно вобрало в себя весь предшествующий опыт китайской цивилизации. В ханьскую эпоху (206 до н.э. – 220 г. н.э.) учение Конфуция было модифицировано Дун Чжуншу и обрело классический вид. Оно становится государственной религией Ханьской империи в середине 1 в. н.э. Это привело к возникновению культа Конфуция.

В дальнейшем возникают философско-этические системы, получившие название неоконфуцианство и постконфуцианство. Канон конфуцианство составляет «Пятиканоние» - «У цзин». Краеугольным камнем учения выступает концепция идельной личности, обладающей пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син). Наиболее сложной является категория «и», которая совмещает в себе значения «долг», «ответственность», «принцип» и т.д. Отсутствие одного из пяти качеств у народа неумолимо влечет за тобой изъяны государственного правления и навлекает на страну многочисленные беды.

Природа человека по Конфуцию изначально нейтральна, содержит в себе добро и зло, а воспитание усиливает первое и нейтрализует второе. Поэтому младшие обязаны подчинятся старшим. В целом, основа социального порядка, состоит из наличия 2 категорий управляющих и управляемых. Критерий верха и низа – добродетель, возраст и знания. Конечная цель – благоденствие народа. Государство – это большая семья, а семья – малое государство. Культ императора как сына Неба рассматривался как сердцевина культа Срединного государства – центра вселенной и мировой цивилизации, реализации Воли Неба.

Конфуцианство не знает жречества, его ритуалы выполняются главой семья или государственными чиновниками. Большое место уделяется культу предков и вере в духов. Им следовало приносить жертвы в виде бумажных денег. Самое важное для последователя Конфуция – соблюдение обрядов и правил поведения.

Синто– национальная религия Японии включает в себя все формы первобытных верований и культов. Классический синтоизм (синто) как национальная религия Японии это совокупность локальных традиций почитания тех или иных божеств.

Долгое время у этих религиозных воззрений и практик не было общего названия. Необходимость в нем появляется по мере расширения и консолидации японского государства. В начале VIII в. по заказу императрицы Гэммэй были составлены первые псевдоисторические хроники, носившие мифологический характер - «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»). Именно в «Нихон секи» впервые употребляется термин «синто» (доел, путь богов). Кроме этих двух сочинений, ценным источником для понимания древнейших верований японцев служат «Фудо-ки» (VIII в.), или «Описания нравов и земель».

Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков — покровителей семей, родов, отдельных местностей. Кодзики, написана в 7 в., содержит японский вариант представлений о сотворении мира. Первоначально существовали Идзанги и Идзенами, которая умерла и ее место заняла Аматерасу, от которой ведет свой род император Японии. Первый император сел на престол в 660 г. – дата отсчета летоисчисления. Культ императора был воинственным.

Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.

К особенностям синтоизма следует отнести невыделенность собственно религиозных компонентов из повседневной жизни его последователей. Только в 1868 г. после реставрации власти монарха в стране была сделана попытка превратить это размытое множество культов в государственную религию. Государственное синто стало источником роста националистических настроений в стране. Этот период закончился с поражением Японии во Второй мировой войне.

Синто - религия теантропического типа, характеризующаяся размытыми границами между божествами и людьми. Божества не создали людей, а породили их; отсюда и отношение людей к ками как к своим предкам. Тот или иной род называл своего божественного предка удзигами (ками рода), а самих себя — удзико (дети рода). Поэтому культ предков имеет в синто большое значение. Число ками непрерывно пополняется за счет умерших людей. Когда человек умирает, его душа некоторое время находится в состоянии «буйства» (арама), затем она успокаивается, а через 33 года после смерти умерший предок сам становится ками.

Первоначально в синтоизме не было святилищ в виде отдельных построек. Для того, чтобы выделить из окружения тот или иной объект как священный, его огораживали специальной веревкой-симэна-ва. Таким объектом чаще всего было какое-либо дерево, на которое, как считалось, сверху нисходили божества. Позже деревья как места спуска ками были заменены на столбы, ставшие центральными частями святилищ. Это так называемое «тело бога» (синтай). «Телом ками» может быть целая гора или роща.

Первые культовые помещения по своей форме напоминали амбары. Как считается, постоянные постройки стали сооружаться сравнительно поздно, не раньше VII в. Древнейшее и самое важное синтоистское святилище располагается в местечке Исэ (Центральная Япония). До конца XII в. служительницами в Исэ становились принцессы императорской крови, дававшие обет безбрачия и в случае необходимости игравшие роль оракулов в важных политических вопросах.

Главным источником доходов крупных храмов служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. Солидную прибыль приносит и торговля амулетами, заклинаниями, предсказаниями судьбы. При этом одни из них «специализируются» на предотвращении дорожных катастроф, другие «уберегают» от пожаров, третьи «обеспечивают» сдачу экзаменов в учебные заведения и т. п. Внушительный доход синтоистскому духовенству приносят и находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний. Десятки тысяч мелких святилищ влачат убогое существование, привлекая посетителей лишь во время ежегодных праздников (мацури). Храмы перестраиваются каждые 20 лет, поскольку японцы считают, что именно такой срок богам приятно находиться на одном месте. Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн - зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы - тории.

Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, «святость» которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой - симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари - камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков. Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение «вместе с божеством» сделанных ему подношений. Посетители заходят в храм, бросают монету в ящик перед алтарем, произносят слова молитвы и уходят. Два раза в год при храме бывает торжественный праздник с богослужениями.

Объект поклонения местных жителей может быть включен храмом в число своих святынь. Каждая деревня или квартал имеют свой храм с божеством-покровителем. Дома синтоисты устраивают небольшой алтарь, перед которым совершают молитвы и ставят приношения. Культовый объект – табличка с именем божества освящается в храме.

Почитание божеств состоит в их восхвалении, угощении, дарении различных подарков и развлечении. Перед службой священники проводят обряды очищения, готовят вегетарианскую еду и с молитвами призывают бога спуститься и отведать ее. Еда, поднесенная божествам, потом съедается людьми; считается, что она преисполняется разными совершенствами. По окончании церемоний почитания производится ритуал поднятия ками. Поклонение божествам может проводиться не только в храмах, но и в домашних условиях, на специальных алтарях-камидана.

К развлечениям относятся различные массовые праздники на религиозной основе. Устраиваются ритуальные пляски, проводятся состязания борцов сумо, лучников и фехтовальщиков, исполняются драмы Но и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: