Хорошо известно, что восприятие зрительной формы детьми младшего дошкольного возраста носит слабо расчлененный обобщенно-глобальный характер. Форма воспринимается глобально, «в целом», без четкого и ясного выделения отдельных деталей. Это проявляется, в частности, в особенностях движений глаз маленьких детей, которые хаотично движутся в разных направлениях по всему периметру объектов, а не прослеживают последовательно все детали контура, как это имеет место у более старших. Проявляется это и в том, что маленькие дети объединяют в одну группу в целом похожие по общей форме предметы, игнорируя различия в
деталях. Так, например, младшие дошкольники могут считать треугольником усеченную пирамиду с небольшой по величине верхней плоскостью, игнорируя, что в данной фигуре не три, а четыре угла и четыре стороны.
Особенностью зрительного восприятия маленьких детей является то, что получило название интегральности. Этот термин означает, что в восприятии детей отдельные части и свойства объектов значительно больше «сцеплены» друг с другом, чем у взрослых, что дети гораздо труднее отделяют друг от друга эти части и свойства, чем взрослые. Иначе говоря, целостные образы в их восприятии сильно доминируют над их частями. Поэтому оперирование отдельными частями, свойствами и отношениями вещей в отрыве от целого сильно затруднено.
|
|
Ярким проявлением интегральности восприятия детей и последовательного ее уменьшения с возрастом является их поведение в широко известном в психологии эксперименте Рейса1.
Детям и взрослым предлагали из набора выложенных перед ними брусков разной формы и размера найти подходящий, чтобы заполнить отсутствующую деталь в контурном изображении предъявленной здесь же фигуры. В одном случае подходящий элемент находился в разбросанной куче других элементов, а во втором — составлял деталь контура другой фигуры. Измерялось время выполнения задания. Результаты показали, что чем моложе ребенок, тем больше увеличивается время решения задачи во втором случае по сравнению с первым. Таким образом, чем моложе ребенок, тем сильнее «власть целого» над составляющими элементами, тем сильнее их взаимная «сцеп-ленность», тем труднее изолировать отдельные элементы из целостного образа и «оторвать» их друг от друга.
Другим вариантом той же ситуации является известный тест «включенных фигур» Уиткина. В задачах этого теста испытуемым предъявляется какая-либо простая фигура, и они должны найти ее в сложном изображении, в которое простая фигура входит как одна из его частей. Успешность решения
|
|
М; Л., 1930. -
Фолькелып Г. Экспериментальная психология дошкольника. 142 с.
задач этого теста очень мала у маленьких детей и растет с возрастом, что трактуется как возрастной рост поленезависимости восприятия, как рост его расчлененности и способности преодолевать включающий контекст.
В современной психологии интегральность восприятия понимается как высокая степень «сцепленности» психологических репрезентаций отдельных свойств объектов, в силу чего изолированное оперирование репрезентациями отдельных свойств затруднено или невозможно. В противоположность этому свойства объектов называются когнитивно отделимыми, когда психологические репрезентации каждого из них полностью самостоятельны и независимы друг от друга. При когнитивно отделимых свойствах человек легко изолирует их из целостных образов восприятия и легко оперирует репрезентациями каждого из них в отдельности. В большом цикле исследований американских авторов, выполненных на рубеже 70—80-х гг., было убедительно показано, что такие свойства объектов, как цвет, форма и величина, которые психологически отделимы у взрослых, являются интегральными у детей и что на протяжении старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста идет закономерный рост когнитивной отделимости этих свойств объектов1.
3.4. Принцип дифференциации в развитии звуковысотного слуха и чувства ритма
В основе сочинения и слушания музыки лежит оперирование высотой звуков и звуковысотными отношениями. Однако любое изменение высоты влечет за собой определенное изменение также тембра звуков. Это привело акустиков и музыкантов к выделению двух компонентов высоты: собственно звуковысотного и тембрового. Рассматривая всю систему имеющихся здесь данных и представлений в плане проблемы развития, Б. М. Теплов пришел к выводу, что ощущение
' Чуприкова Н. И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 31—41.
высоты первоначально является недифференцированным и содержит в нерасчлененном суммарном единстве собственно высотные и тембровые моменты. Лишь в процессе музыкального развития происходит их дифференциация и собственно высота дифференцируется от тембровых компонентов1. Но и взрослые люди, далекие от музыки, как правило, воспринимают высоту нерасчлененного как недифференцированное единство тембровых и собственно высотных компонентов.
Нерасчлененность или расчлененность этих двух компонентов находит отражение в особенностях восприятия сложных звуков, составляющих аккорды. Когда одновременно звучат два или несколько разных звуков, мы имеем одно специфическое тембровое ощущение, качественно отличное от ощущений отдельных звуков. При известных условиях из этого целостного ощущения слух может выделить его компоненты, но такая способность не является изначальной, а развивается с возрастом и в процессе занятий музыкой. Теплов считает, что дети могут распознавать аккорды, содержащие разное число звуков, но пользуются при этом тембровым критерием, а не слуховым анализом, так как всех отдельных звуков в составе аккорда они не выделяют. Способность выделять в аккорде отдельные звуки знаменует переход от тембрового к гармоническому восприятию. Это есть переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от недифференцированного восприятия единства к дифференцированному восприятию единства и множества одновременно.
Подчиненность музыкального развития принципу дифференциации хорошо прослежена К. В. Тарасовой при изучении развития способности к интонированию мелодий голосом у детей 4—7 лет2. Было выделено 6 этапов этого длительного процесса:
|
|
1. Интонирование отсутствует.
2. Появляется интонирование одного-двух звуков мело
дии, на которых пропевается вся песня.
' Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей// Избранные труды. — М.:
Педагогика, 1985. - Т. 1. - С. 42-222. 2 Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: Автореферат докторской
диссертации. — М., 1987.
3. Интонируется общее направление мелодии.
4. На фоне правильного воспроизведения общего на
правления движения мелодии появляется чистое интониро
вание отдельных ее отрезков.
5. Чисто интонируется мелодия с аккомпанементом.
6. Чисто интонируется мелодия без аккомпанемента.
Как видно, второй и третий этапы — это некий непрора-
ботанный целостный контур, глобальное, недифференцированное воспроизведение мелодии. Начало дифференциации — четвертый этап. На пятом этапе мелодия внутри себя уже дифференцирована, но она еще не может быть отделена от аккомпанемента. А на шестом этапе мелодия становится уже полностью независимой от аккомпанемента. Это этап окончательной ее дифференциации.
Подчиняется принципу дифференциации и развитие чувства ритма, которое изучалось Тарасовой по показателям способности детей к воспроизведению темпов, метрических размеров и ритмических рисунков. Выяснилось, что первой появляется способность к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков. Затем дети оказываются способны к восприятию и воспроизведению порядка акцентированных и неакцентированных звуков. Наконец, последней появляется способность к восприятию и воспроизведению длительностей звуков и пауз, т. е. собственно ритмического рисунка ряда. К. В. Тарасова справедливо отмечает, что фактически это этапы все более дифференцированного слышания ритма музыки: от глобального восприятия темпа к метрической пульсации и затем ко все более сложным и тонким ритмическим рисункам.