Роль государства в организации заработной платы

Установление минимального уровня заработной платы

В процессах управления заработной платы государство должно выступать прежде всего, гарантом размеров минимальной оплаты труда. Минимальный размер оплаты - представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты труда, рассматривается как социальный норматив денежных выплат, получаемых работником, выполняющим наименее сложные (простые) работы, не требующие специальной подготовки, и позволяющих ему приобретать минимально необходимый для обеспечения жизнедеятельности набор различных товаров, услуг и других благ. В размере минимальной оплаты не учитываются доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты [5.С.54].

Государство, устанавливая минимум труда в законодательном порядке, тем самым гарантирует размер заработной платы, ниже которого не может производиться ее выплата. Периодически государство должно пересматривать и повышать уровень минимальной оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни (инфляции) и уровнем экономического развития. Новый уровень минимальной оплаты труда является точкой отсчета при регулировании других социальных и компенсационных выплат – пенсий, стипендий, выплат на детей и других.

Установление минимальной заработной платы – это форма вмешательства государства в жизнедеятельность рынка с тем, чтобы обеспечить защиту наиболее уязвимым категориям работников, а также определить наименьший размер заработной платы, «стартовые» позиции участия в коллективных переговорах, ниже которого соглашения невозможны.

При расчете минимальной заработной платы должен учитываться бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет.

Указом Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» № 210 от 2 марта 1992 г. Правительству Российской Федерации поручено разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности населения; использовать минимальный потребительский бюджет при формировании перспективной социально-экономической политики; на период преодоления кризисного состояния экономики определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризирующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг; осуществлять поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных потребительских бюджетов и экономических возможностей.

Органам исполнительной власти на местах рекомендовано: разрабатывать минимальный потребительский бюджет с учетом местных особенностей для использования этого показателя в качестве ориентира при формировании перспективной социально-экономической политики в регионе, определять региональные уровни прожиточного (физиологического) минимума исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.

В соответствии с Указом Президента Минтруд России разработал и утвердил Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, предназначенные для оказания помощи органам по труду, социальному обеспечению, статистики и другим государственным и общественным организациям, занимающимся вопросами разработки региональных бюджетов прожиточного минимума.

Рекомендации определяют прожиточный минимум как «показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков».

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора товаров (услуг) прожиточного минимума, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Бюджеты прожиточного минимума могут служить определенным ориентиром при формировании социальной политики и системы мер по социальным гарантиям лишь в условиях кризисного состояния экономики, инфляции и падения жизненного уровня населения. Как показывают медико-биологические исследования, в течение длительного времени человек не может нормально существовать, удовлетворяя свои потребности на уровнях, предусмотренных этими бюджетами, без ущерба для здоровья и работоспособности.

Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель – минимальный потребительский бюджет – баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: