Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:
- концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;
- театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;
- продюсерские и промоутерские компании;
- студии грамзаписи;
- предприятия развлекательно-зрелищной направленности;
- творческие объединения и агентства.
В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:
- собственниками материально-технических ресурсов;
- пользователями материально-технических ресурсов;
- владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.
По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве:
- государственных;
- муниципальных;
- частных;
-корпоративных.
По характеру административно-правовой определенности могут быть:
- самостоятельными юридическими лицами;
- административно-правовой единицей в составе юридического лица;
- структурным подразделением в составе юридического лица;
- структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.
В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:
- объединение юридических и (или) физических лиц;
- самостоятельный субъект.
В зависимости от характера финансирования могут быть:
- бюджетными;
- хозрасчетными, но не коммерческими;
- предпринимательскими (коммерческими).
По организационно-правовой форме подразделяются на:
- коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;
- некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.
Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.
Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение
21 продолж. определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.
Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:
- отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;
- отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;
- отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;
- отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.
Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.