Учитывая представительный список возможных потребностей и отсутствие в таковом списке логики актуализации потребностей, А.Маслоу создал пирамидальное представление потребностей, что означает прогрессивное поступательное движение личности от потребности к потребности в зависимости от степени удовлетворенности предшествующего уровня. Если предшествующий уровень реализован, то актуализируются потребности более высокого порядка. На базовом, первичном уровне потребностей представлены физиологические потребности и потребности безопасности. Далее следуют потребности социализации, самоактуализации, творчества и самореализации.
Критика теории А. Маслоу направлена на следующие ее положения:
· удовлетворение одной потребности не приводит к автоматической активации последующего уровня;
· пирамида соверешенно не делает различий между людьми;
· пирамида отражает западную, скорее американскую ментальность, и не может быть автоматически распространена на представителей других культур;
· не учтен регресс потребностей, в случае не удовлетворенности вторичных потребностей;
· не учтена специфика формирования пирамиды в случае крайней неудовлетворенности первичных потребностей (потребности удовлетворяются в дальнейшем, но «сигнализируют», при этом пирамида надстраивается).