Модель Закона Возрождения можно построить на основании ветхозаветной истории о том, как пророк Нафан обличил Давида во грехе с Вирсавией (2-я Цар. 12:1-15). Давайте вместе проследим за пятью этапами, которые Нафан использует для того, чтобы привести своего ученика к покаянию.
Этап 1. Примите свое призвание (2-я Цар. 12:1).
"И послал Господь Нафана к Давиду". Заметьте, что именно Господь посылает учителя (Нафана) к ученику (Давиду). Бог мог бы обличить Давида самостоятельно или делегировать к нему целый сонм ангелов, однако Он предпочел говорить устами определенного человека. Господь желает осуществлять Свои совершенные планы посредством несовершенных людей, таких, как мы с вами.
Итак, первый этап состоит в том, чтобы услышать свое призвание, принять полномочия на осуществление того или иного задания, быть наделенным определенной властью. На этом этапе вы подготавливаетесь к тому, чтобы предложить свою помощь человеку, испытывающему нужду в возрождении.
Нафан пришел к Давиду в полной уверенности, что поступает по воле Божьей. Чем глубже мы убеждены в своем призвании, тем увереннее мы будем чувствовать себя в напряженном процессе возрождения. Вся проблема в том, что многие учителя не ощущают ответственности за то, чтобы призвать учеников к возрождению. Они считают, что к этому призваны другие люди (пасторы или евангелисты), но никак не они.
Как бы вы стали выполнять свои преподавательские обязанности, если бы услышали глас с неба, повелевающий вам призвать заблудших учеников вернуться к Господу? Разве такое призвание не прибавило бы вам уверенности и мужества? Разве не предстал бы перед вашими глазами четкий Божий план? Разве не помнили бы вы об этом плане на каждом уроке?
Далее в этой главе, в разделе "Истины Закона Возрождения. Истина 1", мы рассмотрим три ключевых фрагмента Писания, призывающих вас зажечь огонь возрождения в вашем классе. Знаете ли вы об этом или нет, на небесах у вас есть прозвище. Это прозвище – Нафан, а каждый ваш ученик – Давид.
Этап 2. Обличите (2-я Цар. 12:1-9).
К тому времени, когда Нафан начал свой "урок", он уже имел четкое представление о том, какова его цель и как ее достичь. Призвание, данное ему Богом, – возвращать заблудших овец в стадо. Следовательно, первый шаг в процессе духовного обновления – помочь овце осознать ее проблему. Проблема же состоит в том, что она намеренно отбилась от стада и живет, противясь воле Божьей.
Слово "обличить" означает "стать лицом к лицу", "противостать", "поместить рядом для сравнения или исследования" (в англ. языке. – Прим. ред.). Это слово произошло от латинского "confrontare", которое первоначально означало "иметь общую границу". Впоследствии в этом слове развилось новое значение: "достигать соглашения в случае нарушения границы".
Чтобы обратить заблудшего ученика, учитель должен вначале помочь ему осознать, в чем он ослушался Господа. Учитель словно подводит ученика к зеркалу, чтобы тот увидел свою проблему лицом к лицу. Ученик должен заглянуть в себя и осознать, что совершил.
Нафан помог Давиду настолько ясно увидеть свое духовное состояние, что Давид был глубоко потрясен и признал себя виновным. Обличая Давида, Нафан использовал три приема:
1. Обличение в форме притчи или истории (2-я Цар. 12:1-6). Какую проникновенную историю придумал Нафан для своего ученика! Лучший способ преподать людям урок – это сделать так, чтобы они горячо и твердо осудили грех, даже не догадываясь, что это их грех! Я называю этот способ "трюком Нафана". Прочтите эту историю и обратите внимание, сколько чувств вкладывает в нее Нафан и насколько точно она отображает поведение Давида:
"В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания".
Итак, "ученик" Нафана сам вынес себе приговор и подготовил почву для следующего великого открытия.
2. Обличение через описание Божьего характера (2-я Цар. 12:7-8). Нафан выкладывает все начистоту: "Ты – тот человек!" При помощи этой истории Нафан подготовил Давида к дальнейшему развитию событий: к тому, чтобы сокрушить его сердце о камни раскаяния. Однако прежде пророк напоминает Давиду о характере Бога, Которого тот предал:
"Так говорит Господь, Бог Израилев:
1) Я помазал тебя в царя над Израилем, и
2) Я избавил тебя от руки Саула,
3) и [Я] дал тебе дом господина твоего и
4) [Я дал] жен господина твоего на лоно твое, и
5) [Я] дал тебе дом Израилев и
6) [Я дал тебе дом] Иудин,
7) и, если этого для тебя мало, [Я] прибавил бы тебе еще больше".
Сколько чудесных благословений Господь ниспослал этому человеку! Перечислив все благословения одно за другим, Нафан заставил Давида взглянуть прямо в глаза Тому, Кто их даровал, – и Кому он нанес такой удар.
Почему Нафан проводит своего "ученика" через этот этап? Потому что Давиду было необходимо вспомнить, каков тот Бог, против Которого он согрешил. Намеренно совершив целый ряд грехов, Давид тем самым повернулся к Богу спиной, стараясь не вспоминать о Его благодеяниях и верной любви.
Всякий раз, когда мы упорствуем в грехе, обязательно изменяются наши представления о Боге. Мы начинаем думать, что Он больше не заслуживает нашей верности и послушания. Мы возвращаемся в Эдемский сад и верим вымыслам сатаны о том, что Бог прячет от нас нечто хорошее. Нам кажется, что Бог жесток и несправедлив.
Нафан знал о том, как обманчиво сердце человека, – даже такого, как Давид. Именно поэтому он сообщает Давиду семь истин о Боге, каждая из которых тщательно отточена, так чтобы пронзить зачерствевшее сердце и осветить его светом Господнего Духа. Лишь представьте, насколько силен был "завершающий удар": "И, если этого для тебя мало, [Я] прибавил бы тебе еще больше". Давид наверняка содрогнулся, внезапно осознав, как бесконечно благ к нему Господь, Которого он презрел.
3. Обличение посредством указания на конкретные грехи (2-я Цар. 12:9-10). Заметьте, с какой прямотой Нафан перечисляет все поступки Давида, неугодные Богу:
1) "Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?
2) Урию Хеттеянина ты поразил мечом;
3) жену его взял себе в жену,
4) а его ты убил мечом Аммонитян;
5) Ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женою.
6) Ты сделал [это] тайно (ст. 12).
7) Ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его" (ст. 14).
Вот это список! Нафан знал: чтобы обличение принесло плоды, нужно говорить истину прямо и конкретно. Он не ходил вокруг да около – он шел напролом.
Обличать всегда нелегко, но Господь призывает нас "говорить истину в любви" (ссылка на Еф. 4:15; в русском переводе: "Но истинной любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос". – Прим. пер.). Когда мы в открытую сообщаем согрешившему брату истину, Дух Святой обличает его с невероятной силой. Если в присутствии человека кто-то называет вслух его грехи, это подталкивает его к покаянию.
Существуют два ценных секрета, которые необходимо знать, когда обличаешь брата или сестру. Во-первых, всегда следует называть вещи своими именами. Говорите "прелюбодеяние" (или "супружеская измена"), а не "увлечение на стороне". Говорите "гомосексуализм", а не "нетрадиционная ориентация". Говорите "ложь", а не "выдумка". Использование четкого термина, а не иносказательного выражения, вносит ясность и помогает людям осознать свой грех.
Во-вторых, не переходите к следующему (после обличения) этапу до тех пор, пока человек открыто не признает свой грех. Я часто поступаю так: обличив человека, я прошу его перечислить вслух совершенные им грехи. Если он не может или не хочет сделать это, тогда я продолжаю трудиться над тем, чтобы он мог увидеть свои поступки глазами Бога. В противном случае чистосердечное покаяние невозможно. Человек должен честно признаться в своем грехе и исповедать свою вину перед самим собой, перед вами и, в завершение, перед Богом. Если после того как вы его обличили, он не может исповедовать свои грехи перед вами, едва ли он сможет сделать это пред Богом.
Когда Нафан обличил Давида, тот с готовностью признал свою вину. "Согрешил я пред Господом", – сказал он.
Несколько лет назад я проповедовал в одном известном библейском колледже в рамках специальной программы "Неделя духовной жизни". В конце выступления я призвал слушателей к покаянию в грехах. Я стал перечислять всевозможные грехи, описывая каждый из них для лучшего понимания.
"Некоторые из вас за это лето впали в блуд или прелюбодеяние, – говорил я, – а может, и сейчас поддерживают связь с любовником или любовницей. Некоторые из вас пользовались шпаргалками на экзаменах или списывали у друзей рефераты и курсовые работы. Некоторые украли что-то в магазине. Здесь также присутствуют гомосексуалисты и лесбиянки..." Воцарилась такая тишина, что упади где-то волос, все бы непременно это услышали.
Тогда я призвал студентов: "Вам нужно покаяться в этом прямо сейчас. Если вы повинны в этих грехах (или им подобных), если вы хотите исповедать их пред Господом, чтобы Он Своей властью освободил вас от их бремени, – поднимитесь с мест".
Было так тихо, что я слышал биение собственного сердца. Затем раздался грохот – сотни студентов во всех концах зала в одно мгновение вскочили с мест. У многих из них на глазах были слезы; некоторые всхлипывали, некоторые падали на колени.
Можете представить, какой объем душепопечительской работы меня ожидал. Один за другим студенты обращались ко мне за помощью. Никогда не забуду слов, которые сквозь слезы сказал мне один из лучших студентов: "Я сейчас на последнем курсе, и за все годы учебы в библейском колледже никто и никогда не призывал меня искоренить грехи, спрятанные в темных уголках моей души, до сегодняшнего дня. Спасибо, что сказали нам правду".
Что мешает нам открыто обличать людей? Вероятно, в первую очередь страх перед людьми, превосходящий "страх Божий". Мы боимся, что если скажем правду, это причинит нам боль. Мы боимся, что если скажем правду, люди от нас отвернутся. Но неужели мы не любим своих учеников настолько, чтобы стерпеть эту боль ради их блага?
Этап 3. Напомните о Божьих заповедях (2-я Цар.12:9).
Христиане могут обличать друг друга лишь на основании Библии. Мы должны обличить человека в случае, если мы уверены, что он нарушил заповедь, четко предначертанную Писанием.
Именно потому, что ученик сознательно переступил установленную Богом черту, ему необходимо покаяться. Наша задача – указать, какую именно черту он переступил. Нафан дал Давиду ясно понять, что тот нарушил Божьи заповеди.
Помимо Библии, нам негде почерпнуть абсолютные нормы поведения. Однако при помощи Библии мы всегда можем узнать, является ли тот или иной поступок грехом. Писание дает нам конкретные повеления и принципы и тем самым устанавливает границы допустимого поведения, общие для всех людей. Поскольку эти границы очерчены на бумаге в общедоступной форме (Библия), мы можем твердо знать, действительно ли тот или иной поступок является грехом в глазах Бога. Нафан назвал поступки Давида "злом пред очами Господа", поскольку Давид преступил эти границы: "Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его?" (2-я Цар. 12:9).
Нафан задал Давиду интересный вопрос: почему он пренебрег Божьим повелением? Если христианин не повинуется Богу, значит, он смотрит на Его заповеди свысока, с презрением. Он решает, что его собственные желания важнее воли Божьей. Нафан знал, что Давид пренебрег Божьими заповедями. Ведь никто не может одновременно быть на стороне Бога и на стороне сатаны. Что бы мы ни делали, мы говорим "да" одному и "нет" – другому.
Эту истину о двух "враждующих лагерях" открыл нам Христос: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадетъ" (Матф. 6:24).
Нафан объяснил Давиду, что его грех состоит не просто в пренебрежении Божьими заповедями, а и в пренебрежении Самим Господом (12:10). Нельзя допустить, чтобы наши ученики думали, что грех – это всего лишь неповиновение Библии. Ведь, по сути дела, грех – это неповиновение Самому Богу.
Следовательно, возрождение предполагает раскаяние грешника в том, что он нарушил Божью волю и разбил Его сердце. Итак, третий этап состоит из двух частей: нужно продемонстрировать человеку, что он, во-первых, нарушил Божью заповедь, а во-вторых, разбил Божье сердце. Нарушение закона влечет за собой чувство вины, а нарушение взаимоотношений с Богом – огорчение.
Однажды я целый час беседовал по телефону со знакомой, которая изменяла мужу. Это была весьма напряженная беседа. Через десять минут после ее начала я стал спрашивать, не совершила ли она грех прелюбодеяния. Раз за разом она старалась увести разговор в сторону, но я снова задавал ей тот же вопрос. Моя жена Дарлин находилась в этой же комнате и, услышав наш разговор, стала горячо молиться. Повесив трубку, я поинтересовался у Дарлин, сколько раз, по ее мнению, я повторил вопрос: "Не изменяете ли вы мужу?" Дарлин ответила, что как минимум раз двадцать.
Почему я был так настойчив? Потому что до тех пор, пока она не признала за собой грех прелюбодеяния, надежды на ее духовное исцеление не было. В конце концов она исповедала этот грех (то есть мы пришли к завершению этапа обличения). Тогда я приступил к третьему этапу – напоминанию о Божьих заповедях – и спросил ее, как расценивает ее поведение Бог. Дрожащим голосом она ответила: "Бог меня понимает. Я верю, что это Бог послал мне нового друга, ведь Он меня любит и знает, как давно я не была счастлива".
Вам знакомы такие слова? Люди, которые продолжительное время живут во грехе, умеют выставить свое поведение в таком свете, что добро представляется злом, а зло – добром. О чем бы я ни спрашивал эту женщину, она с апломбом утверждала, что Бог не только смотрит на ее поступок с пониманием, но и одобряет его. В конце концов Он ведь хочет, чтобы она была счастлива.
Тогда я спросил ее, слышала ли она когда-нибудь о Десяти Заповедях. Она засмеялась и ответила: "Разумеется". – «Хорошо, – продолжал я, – тогда завершите, пожалуйста, седьмую заповедь: "Не... "».
Она молчала, и я спросил: "Когда вы нарушаете прямой запрет, данный Богом, как это называется?" Молчание. «Я вам подскажу. Это слово начинается на "г" и заканчивается на "х"». Как ни старалась она отрицать подлинную сущность своего поступка, я снова и снова указывал ей на нарушенную заповедь.
Наконец она выговорила: "В глазах Бога, мое поведение – грех". Я знал, что Господь начал Свою работу в ее сердце. Но она по-прежнему не раскаивалась. Что же мне делать дальше?
Этап 4. Обрисуйте последствия греха (2-я Цар. 12:10-14).
Задача любого учителя – как Нафана, так и нас с вами – духовное исцеление человека, впавшего в грех. Кульминацией беседы Нафана с Давидом является исповедание последнего: "Согрешил я пред Господом". Как только ученик искренне исповедует свой грех, нашу задачу можно считать выполненной. Нет необходимости продолжать увещания.
Проводя через эти этапы своих учеников, вы заметите, что некоторые из них мгновенно реагируют на обличение и каются в первые же минуты, как только вы откроете им истину. Другие приходят к покаянию на третьем этапе – при напоминании о Божьих заповедях. Если же человек открыто признает, что совершил грех, но по-прежнему не обращается ко Христу, следует перейти к четвертому этапу, который поможет ему пережить подлинное обновление. На этом этапе удалось сокрушить не одно очерствевшее и упрямое сердце! Итак, будьте внимательны, и вы узнаете, как спасти человеку жизнь.
За многие годы служения я не раз наблюдал, как христиане совершают грех, а затем по трагической случайности упорствуют в нем. В результате это приводит к серьезным проблемам (таким, как насилие, пьянство, оккультизм), которые преследуют этих людей долгие годы и даже передаются из поколения в поколение. Я сказал "по трагической случайности", поскольку брат или сестра давно могли бы обличить их во грехе, и многие приняли бы это обличение и покаялись!
Не повинуясь Богу, человек недооценивает две вещи: во-первых, серьезность своего поведения, а во-вторых, негативные последствия, которые такое поведение навлечет на самого человека, на окружающих и на Бога.
Обличение помогает человеку увидеть греховность своих прошлых и настоящих поступков; разговор о последствиях помогает ему увидеть ужасные результаты таких поступков, уже наступившие или грядущие в будущем. Нафан помог Давиду заглянуть в будущее, сообщив ему все, о чем тот предпочел бы не слышать:
1) "Итак не отступит меч от дома твоего во веки,
2) Вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего,
3) и возьму жен твоих пред глазами твоими,
4) и отдам ближнему твоему,
5) и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем;
6) Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
7) Умрет родившийся у тебя сын".
Можете ли вы представить, какие адские муки испытывал Давид, выслушивая одно за другим эти ужасные последствия? Каждое из них сокрушало его дух и ранило его сердце. И не только из-за того, как тяжелы были эти последствия. Давид ясно осознавал, что корнем всех зол был его собственный грех. Ему некого было винить. Грех наложил отпечаток на всю его оставшуюся жизнь – и виноват в этом был он сам.
Обличив Давида, напомнив ему о Божьих заповедях и обрисовав последствия его греха, Нафан растопил лед его сердца и подготовил его к покаянию. Произошло возрождение и, говоря словами Иакова, была спасена еще одна душа:
"Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:19-20).
Перечисленные Нафаном последствия греха можно разделить на пять групп (об этой классификации полезно помнить и нам, когда мы стремимся привести учеников к покаянию, то есть на четвертом этапе):
1. Последствия, сказывающиеся на нас самих. Поставьте себя на минуту на место Давида и еще раз прочтите список последствий, предсказанных Нафаном. Постарайтесь понять, как чувствовал себя Давид. Ведь это ему было уготовано Господне наказание.
2. Последствия, сказывающиеся на членах нашей семьи. От последствий греха Давида пострадал не только он сам, но и его дети, жены и даже внуки. Господне наказание, уготованное Давиду, затрагивало также и дорогих ему людей.
3. Последствия, сказывающиеся на других верующих. В словах Нафана содержится лишь намек на то, какие ужасные последствия навлечет грех Давида на Израиль и Иудею. Однако достаточно прочесть Книги Царств и Паралипоменон, и перед нами предстанет весьма мрачная картина. Грех Давида привел к смерти и страданиям многих иудеев.
4. Последствия, сказывающиеся на неверующих. Поскольку Бог предназначил Израилю быть благословением для всего мира, грех вождя израильского народа обернулся страданием и для неверующих. Давид глубоко любил Бога и желал построить храм, чтобы имя Господне славилось между народами. Каково же было его отчаяние, когда он сам дал врагам Господа повод не просто отвергать Его, но и хулить. Кто знает, сколько неверующих отвратились от Господа еще сильнее и какие необратимые последствия вызвал грех Давида в их жизни.
5. Последствия, сказывающиеся на Господе Боге. Когда дети поступают очень плохо, то часто от этого больше всего страдают родители. Мне кажется, когда мы грешим, сильнее всего этим раним мы Самого Господа. Какую же невероятную боль испытывал, должно быть, Святый Израилев, когда Его сын Давид – "муж по сердцу Бога" – сознательно совершил столь ужасные грехи (убийство и прелюбодеяние)! Как оплакивал Христос печальную судьбу непокорного Иерусалима, так Он, вероятно, оплакивал и Своего падшего слугу, царя Давида. Ведь вполне естественно, что Господь огорчается, когда те, кто создан по Его образу и подобию, в ярости потрясают кулаками пред Его лицом.
Призывая непокорное дитя оставить свой грех, покаяться и вернуться домой, мы можем ссылаться на последствия любой из пяти групп. Вы не Нафан и, возможно, Бог не сказал вам прямо, какие последствия повлечет за собой грех вашего ученика. Однако как человек, возрожденный от Бога, вы можете использовать свое воображение и предвидеть последствия.
Чтобы человек принял описываемые последствия близко к сердцу, они должны соответствовать шести критериям: иметь отношение лично к нему, быть конкретными, правдоподобными, представленными в образной форме, достаточно тяжелыми, а также затрагивать многих близких ему людей. Последствия, описанные Нафаном, соответствовали всем этим критериям. Описываемые последствия должны быть достаточно тяжелы, чтобы вызвать глубокий страх перед сильными и продолжительными страданиями – страх, перевешивающий временное удовольствие от греха.
Основная цель учителя – убедить согрешившего ученика, что ему лучше покаяться. До этого момента преимущества греха перевешивают в его глазах преимущества послушания – именно поэтому он упорствует в грехе. Все мы грешим лишь потому, что под влиянием минуты удовольствие от греха кажется нам более реальным, чем боль и наказание, которые этот грех может на нас навлечь.
Поэтому, рассказывая человеку о последствиях греха, мы развенчиваем его иллюзии и возвращаем его к библейской реальности. Когда человек упорствует в грехе, он обращает все внимание на удовольствие и избегает мысли о предстоящих страданиях. Если же чаши весов постоянно колеблются – то в сторону удовольствия, то в сторону страдания – человека охватывает тяжелая внутренняя борьба: поддаться искушению или нет? Докажите ему, что негативные последствия обязательно перевесят ожидаемое удовольствие, и он тут же покается.
Тяжелые последствия – одна из причин, почему человек не должен грешить. Книга Притчей приводит множество примеров того, какие последствия ожидают человека, выбирающего зло. Благодаря этим примерам становится очевидно, насколько глупо грешить. Чем лучше мы понимаем, какие страдания повлечет за собой грех, тем меньшей притягательностью обладает искушение.
Последствия, которые описал Давиду Нафан, настолько впечатлили Давида, что тот немедленно раскаялся и исповедал свой грех. Научившись говорить о последствиях греха как в публичных выступлениях, так и в личных беседах, вы увидите, что сотни людей ответят на это искренним покаянием. Им больше не захочется грешить, поскольку они поймут, что грех приносит куда больше страданий, чем удовольствия. Библия называет это раскаянием.
Этап 5. Призовите к исповеданию (2-я Цар. 12:13).
Когда Нафан услышал исповедание Давида: "Согрешил я пред Господом", – он понял, что его ученик достиг финишной черты. Непокорная воля была сломлена, и впереди Давида ожидало возрождение.
"Исповедать грех" означает "откровенно рассказать другим о своих ошибках и заблуждениях". Исповедание – первый шаг к тому, чтобы испытать возрождение. Образно говоря, это порог, который нужно перешагнуть, чтобы перейти от непокорности к возрождению. Позднее (в разделе "Метод Закона Возрождения") мы поговорим о том, что еще необходимо предпринять, чтобы помочь нашим ученикам испытать полное обновление. (Если хотите прочесть полный текст исповедания Давида пред Господом, обратитесь к Псалму 50.)
Итак, мы рассмотрели "пять этапов Нафана": (1) примите свое призвание, (2) обличите, (3) напомните о Божьих заповедях, (4) обрисуйте последствия греха и (5) призовите к исповеданию. Пусть же эти этапы ведут ваших учеников к возрождению всякий раз, когда в этом возникает потребность, и пусть они процветают в Господе!