Учитывая особенность металлических конструкций (распределение температуры по их сечению принимается равномерным), для них можно, не определяя кривую снижения несущей способности, сразу вычислить критическую температуру в сечении, вызывающую потерю несущей способности.
Критическая температура определяется в зависимости от коэффициента , учитывающего снижение несущей способности конструкции под действием высокой температуры, который вычисляют:
- для изгибаемых элементов с учетом развития пластических деформаций:
, (1)
где Mn – изгибающий момент от нормативной нагрузки, Н*м;
Ryn – нормативное сопротивление по пределу текучести, Па;
Wn – момент сопротивления сечения, м3;
С1 – коэффициент, учитывающий развитие пластических деформаций.
Величину коэффициента в зависимости от вида конструкции принимают:
для двутавров и швеллеров С1 =1,17;
для труб С1 =1,25;
для прямоугольного сечения С1 =1,5;
- для центрального растяжения:
, (2)
где Nn – нормативная (рабочая) нагрузка, Н;
А- площадь поперечного сечения, м2;
- для внецентренного растяжения:
, (3)
где е – эксцентриситет, м.
Сжатые элементы утрачивают несущую способность в результате потери прочности или за счет устойчивости.
Коэффициент снижения несущей способности по потери прочности определяют по формулам соответственно для центрального и внецентренного растяжения.
Вычислив коэффициент загружения конструкции , по графикам или по эмпирическим формулам определяют критическую температуру:
при
, (4)
при
, (5)
Кроме этого, для сжатых элементов по потери устойчивости, можно определить критическую температуру, используя график зависимости критической разности краевых деформаций ползучести от критической температуры и степени загружения . Этот график позволяет определить критическую температуру как для центрально-сжатых, так и внецентренно- сжатых стержней. При этом для центрально-сжатых стержней и находиться по формулам:
, (6)
где ; .
В случае внецентренного сжатия:
, (7)
где ; ; – гибкость стержня; – расчетная длина, м; – длина стержня, м; - коэффициент, зависящий от способа закрепления стержня; Е – модуль упругости стали, Па.