Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания

План

1. Социокультурный контекст акмеологического познания.

2. Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок.

3. Связи акмеологии с обществознанием.

4. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием.

5. Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства.

Ключевые слова: акмеологичность, научно-методологическая ориентация, обществознание, человекознание, профессиональный менталитет.

акмеологичность – 1) свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве; 2) онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся "акме"-форм;

научно-методологическая ориентация – направленность исследования на использование подходов, понятий, моделей, методов и других концептуально-методических средств, разработанных в рамках конкретных общественных (социальных и гуманитарных), естественных, технических наук;

обществознание – сфера научного познания, комплексно изучающая социальные процессы и системы средствами социальных (история, право, экономика, социология и т. п.) и гуманитарных (философия, культурология, психология, литературоведение, педагогика и т. п.) наук;

человекознание – сфера научного познания, комплексно изучающая человека средствами естественных (биология, генетика, физиология и т. п.), гуманитарных (философия, культурология, психология, педагогика и т. п.) и технических (кибернетика, эвристика) наук;

профессиональный менталитет – компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентации и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием образующих его уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Социокультурный контекст акмеологического познания

На исходе XX в. и в преддверии III тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем – экологических, демографических, социальных – особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей для этого связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но также и в различных сферах человеческой деятельности.

Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами – вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает такая новая интегративно-комплексная наука, как акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как "акме"-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.

В целях изучения и анализа "акме"-форм как прецедентов успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии "акме"-форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности, в его становлении, как личностном, так и профессиональном.

Добытое в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах развития вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системно-образующий по методологическому значению онтологический атрибут, как акмеологичность социокультурного бытия человека в пространстве его профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации.

С этой точки зрения акмеологичность выступает в синхроническом плане функционально в виде самосовершенствования человека, а диахронически – в виде его профессиональной социализации. Особую социальную востребованность акмеология приобретает в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества. Ибо для этого необходима потребность в социально активных людях, высоких профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок

Акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научно-методологические ориентации: естественно-научная, технологическая и общественно-гуманитарная.

Естественно-научная ориентация в акмеологии выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественно-научным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой – в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины.

Разумеется, и до возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами издавна исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, что во многом сходно с акмеологической проблематикой. Однако, именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных "акме"-форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем – к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических моделей и технологий и, далее, к возникновению и оформлению акмеологии как особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация акмеологии проявляется не только в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, информатикой и т. п.), но и в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисицплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И.Н.Семенов, 1994), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.).

Современная праксиология Т.Котарбиньского (как и ее предшественницы в лице тектологии А.А. Богданова, научной организации производства Тейлора, научной организации труда К. Гастева и др.) стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики не только с позиций общей теории систем – биологических, социальных, психологических, технических (Л.Берталанфи, А.А.Малиновский и др.), – но и с учетом данных человекознания (Б.ГАнаньев, В.Н.Несмелов, А.Печчеи, Т. де Шарден, И.Т.Фролов и др.) и обществознания.

Связи акмеологии с обществознанием

В чем выражаются связи акмеологии с науками современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими? Связи, в частности, с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмета и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.

Помимо этого, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Таким образом, философия мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Согласно этой общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносеологическому статусу, акмеология тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Оселковой линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологически-экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению и информационной коммуникации, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя различные социальные аспекты трактовки таких ее ключевых понятий, как деятельность, профессионализм, организация и управление.

Взаимосвязи акмеологии с человекознанием

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет такие ключевые для акмеологии психологические понятия, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других, которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке.

Каковы же связи акмеологии с науками современного человекознания? Ближайшей к ней является, естественно, психология как центральная дисциплина, изучающая человека (Б.М.Кедров, Ж.Пиаже) в системе современных наук. В свою очередь, современная психология, общая психология как наука о душе и психике помимо того, что является дисциплинарным ядром, представляет собой весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: как фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество), так и прикладных – психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.

Разумеется, разные знания (накопленные как в общей психологии, так и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу разработки акмеологической проблематики становления профессионального мастерства человека. С этой точки зрения "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Естественной ареной для профессионального самовыражения личности и творческой самореализации индивидуальности человека служит общество – мир людей и их социальная практика. Именно в этой сфере формируется и развивается профессиональная деятельность вплоть до ее вершинных, творческих форм. Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

Конфликтология занимается изучением роли внутри- и межличностных конфликтов в разных сферах человеческой деятельности, а также разработкой способов овладения ими в целях развития профессионального творчества. Как комплексная научно-практическая дисциплина, конфликтология возникла сравнительно недавно на стыке ряда гуманитарных наук: социологии, политологии, права, педагогики, психиатрии, психологии. Существенной особенностью конфликтологии является то, что она рассматривает конфликтные процессы и включенных в них людей в конкретных ситуациях различного типа: от межнациональных и социальных до групповых и личностных. Очевидно, что в связи с проблематикой профессионального творчества нас интересуют в основном конфликты личностные и групповые в том или ином социальном контексте.

Нацеленность на ситуационность в изучении интра- и интерсубъективности определяет онтологический статус конфликтологии как науки, рассматривающей конфликтность жизнедеятельности человека в синхроническом аспекте его бытия. И это понятно, ибо реальный конфликт всегда так или иначе локализован определенной ситуацией, в него вовлечены конкретные люди. Эта вовлеченность носит ситуативно-синхронический характер, хотя она детерминирована многими (в том числе глубинными) факторами, определяющими специфику возникновения и разрешения той или иной проблемно-конфликтной ситуации.

Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т. п.) на различных возрастных этапах жизни. Ее задача – разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т. п.

На основе концептуального решения этой фундаментальной проблемы возможна конструктивная разработка ряда прикладных задач: диагностики одаренности, подбора кадров с творческим потенциалом, создания индивидуализированных программ обучения творческих кадров в целях развития их профессионального мастерства до акмеологического уровня. При разработке такого рода концептуальной основы необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).

Альтернативой этому служит предлагаемый нами системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом ее культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой – является результатом длительного (т. е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, достигшего уровня творческого мастерства, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучая макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология – процессы и результаты его макроразвития.

Конструктивность категорий синхроники и диахроники для анализа творческой деятельности отмечалась в работах М.Бахтина и специально исследовалась в современной рефлексивной психологии творчества (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1992). Разработанная в ее рамках концептуальная модель успешного разрешения проблемно-конфликтных ситуаций служит конструктивным средством описания и изучения творческого достижения успеха с учетом взаимодействия синхронического и диахронического аспектов инновационного процесса. Согласно этой модели, выделяются два вида содержаний сознания субъекта творческой деятельности: интеллектуальные (презентирующие ее предметности, отражающие проблемно-конфликтную ситуацию и процедуры, ее преобразующие) и личностные (презентирующие образ "Я", раскрывающиеся и развивающиеся в процессе преодоления данной ситуации), а также соответствующие им смыслы.

Если интеллектуальные смыслы обеспечивают осознание оснований деятельности, то личностные – переосмысление той проблемно-конфликтной ситуации, в которой она разворачивается. Тем самым рефлексируется не только осуществляемая деятельность, но и развивающаяся в ней личность, что обеспечивает констелляцию профессионального мастерства. На базе этой концептуальной модели могут быть разработаны эффективные средства эвристической рефлексии, развития творческого потенциала, обеспечивающие достижение акмеологического уровня профессионального мастерства в процессе преодоления синхронически возникающих проблемно-конфликтных ситуаций, опыт разрешения которых, при соответствующей рефлексии, ведет к диахроническому развитию творчества. Согласно рассматриваемой концепции, рефлексия представляет собой осознание и переосмысление стереотипов мышления и их эвристическое преодоление вплоть до образования нового (креативно-инновационного) содержания сознания.

Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т. е., по крайней мере, в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX в.) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т. е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т. е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности в основном до их взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека.

Это нашло свое отражение в формировании в начале XX в. педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что аналогичная комплексная наука о старости (геронтология) оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология. Акмеология также является интегративной наукой, но уже о зрелости человека – возрастной, личностной, социальной – и развитии его профессионализма и творчества.

Казалось бы, психологическое знание именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее социально активного элемента социума должно было бы в не меньшей мере (а может быть, и в первую очередь) интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX в. оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего (дошкольного и школьного) образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали сначала вопросы детской и педагогической психологии и лишь затем взрослой и профессиональной.

Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX в. интерес к психологии развития человека в целом и к изучению его зрелости, в частности акмеологией? Именно в этот период особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому недостаточно обеспечивать получение детьми общего образования: его необходимо рассматривать также и как профессионально-предстартовое обучение, т. е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но также социального и профессионального.

Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.

Таким образом, в последней трети XX в. не только обострился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования комплексных, базирующихся на психологии дисциплин, их изучающих, – педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX в. переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т. е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки о юности – ювенологии. Ювенология изучает развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, и специальной прикладной дисциплины – ювеногогики, обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо также констатировать формирование андрагогики профессионального образования взрослых обучащихся. При этом возникает вопрос о создании геронтогогики, призванной обучать стареющих людей адаптации (в том числе постпрофессиональной) к старости и к их развитию в процессе старения.

Тем самым социальная потребность научного обеспечения педагогикой, ювеногогикой, андрагогикой, геронтогогикой все расширяющейся практики непрерывного образования – как общекультурного, так и специально профессионального – также создает дополнительные прикладные предпосылки для оформления психологии развития, целостно изучающей психологические изменения человека в основные периоды его жизнедеятельности в детстве, юности, зрелости, старости во взаимодействии с акмеологией.

Итак, проведенный анализ показал тесные и многообразные связи акмеологии с другими науками о человеке. Каким же образом эти связи влияют на конкретные акмеологические исследования? Естественно, что знания, полученные в смежных науках, учитываются в отдельных акмеологических исследованиях и разработках по-разному, в зависимости от их конкретных задач и концептуально-методических средств решения. При этом эффективность переноса смежных знаний в результативную ткань того или иного акмеологического исследования определяется конструктивными возможностями их предметно-методологической состыковки. Эти возможности во многом производны от методологической "оснастки" того исследовательного подхода, который полагается в основу проведения конкретной акмеологической разработки. Рассмотрим возможности состыковки смежных знаний и пути реализации связей акмеологии с другими науками о человеке на примере предлагаемого нами (И.Н.Семенов, 1993) рефлексивно-акмеологического подхода к анализу проблемы развития профессионально-творческого мастерства.

В качестве базовых выделяются такие аспекты акмеологического подхода, как возрастной, образовательный, профессиональный. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта в направлении культивирования своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъективного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов выступает рефлексивность мастерства.

Таким образом, онтологическая специфика акмеологичности образуется взаимодействием таких категориально квалифицируемых сущностей, как биологичность, социальность, активность и рефлексивность мастерства человека. Акцент на их доминирование определяется задачами конкретных акмеологических исследований, которые носят комплексный характер. Поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны трактоваться с системных позиций более функционально. Это означает, что лишь в результате конкретных акмеологических исследований можно установить, какая именно будет доминация у исследуемого профессионала. Если, например, возрастная, то будет ли там наблюдаться развитие, скажем, по андрагогическому или ге-ронтологическому типу. Важно установить при этом, каков удельный вес педагогического и профессионального аспектов и насколько много в этом случае репродуктивных и продуктивных моментов, насколько мощна профессиональная рефлексия, которая обеспечивает достижение высших ступеней мастерства и преодоление шаблонных стереотипов. Необходимо выяснить, насколько профессиональное развитие ведет за собой экзистенциально-личностное, или наоборот, личностное развитие является всего лишь побочным продуктом профессионального. Здесь могут быть самые разные сочетания, поэтому подчеркнем, что типологический подход также является методологическим принципом для акмеологических исследований и разработок.

Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).

Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.

Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.

Креативныйаспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные нами приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики (М., 1993) позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в таких ситуациях, как решения профессионально-творческих задач (М., 1989), так и применения интенсивно-игровых методов формирования рефлексивной культуры (М., 1997) с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике профессионального обучения акмеологических образовательных технологий.

Современная государственная служба представляет собой сложноорганизованное образование, изучаемое в различных аспектах рядом общественных и гуманитарных наук, в том числе правом, политологией, психологией, акмеологией.

Рассмотрим, какую лепту вносят указанные науки в комплексное изучение госслужбы и каким образом она выступает в качестве предмета изучения при их взаимодействии, которое так необходимо для решения практических задач ее научного обеспечения.

Логика этого взаимодействия определяется тем, что госслужба как специфический правовой институт и определенная социальная система реализуется в общественной жизни благодаря жизненным усилиям и профессиональной деятельности конкретных индивидов-госслужащих. Причем их функционирование в системе госслужбы во многом опосредовано теми социальными и политическими процессами, которые характерны для общественной жизни в целом и которые рельефнее всего и наиболее персонифицированно проявляются на вершине социальной пирамиды в высших эшелонах власти и политики. Именно здесь наиболее применим идеографический (по своей функции – индивидуализированного анализа) психолого-акмеологический подход к изучению поведения высшей категории госслужащих и политических лидеров с учетом влияния их индивидуальных особенностей на профессиональную управленческую деятельность.

В отличие от этого, противоположный полюс анализа составляют массовидные процессы, связанные с реализацией функций многочисленного персонала госслужащих, исполняющего директивы, которые поступают от вышестоящего руководства.

Важно подчеркнуть, что в обоих случаях взаимодействие и поведение индивидов-госслужащих регламентировано законами, нормирующими цели, функции, содержание и средства осуществления ими своей профессиональной деятельности в системе госслужбы того или иного уровня (федерального, регионального, местного и т. п.). Именно эта социально-законодательная нормировка и определяет собственно правовой аспект комплексного изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с политологией, психологией и акмеологией.

Однако реализация социально-законодательных норм в конкретных условиях и ситуациях допускает гораздо больше возможностей и одновременно требует большей ответственности, творческих усилий при осуществлении управленческой, чем исполнительской деятельности. Причем эффективность обоих видов деятельности зависит не только от компетентности специалиста-госслужащего, но и от его мастерства, творческого потенциала, а главное – личностной инициативы и активности его профессионального сознания. Именно эти компоненты профессиональной деятельности составляют психолого-акмеологический аспект изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с правом и политологией. Если социально-законодательная нормировка задает правовой базис госслужбы, то психолого-акмеологическое пространство ее функционирования на этом базисе определяется двумя основными векторами профессионального взаимодействия госслужащих: горизонтальным и вертикальным.

В первом случае имеют место горизонтально партнерские взаимоотношения госслужащих, принадлежащих к одной и той же команде, а во втором – вертикально подчиненные взаимоотношения между руководителем и исполнителем как внутри команды, так и во всей системе управления в целом.

Сущность психолого-акмеологического аспекта заключается в изучении роли человеческого фактора в законодательно-нормированной системе госслужбы. Собственно акмеологая акцентирует внимание на изучении и развитии профессиональной компетентности и творческого мастерства как на основных аспектах человеческого фактора в системе госслужбы, в то время как психология сосредоточивается на таких его компонентах, как психические процессы и состояния, которые присущи индивидам-госслужащим и актуализируются у них при выполнении ими служебных обязанностей, законодательно-нормированных правом.

Проведенная нами дифференциация различных аспектов правового, политологического, психологического и акмеологического подходов к изучению госслужбы позволяет теперь перейти к их интеграции в целях построения целостного предмета ее научного обеспечения. Онтологической предпосылкой подобной интеграции является выделение сквозных, базовых категорий, которые бы одновременно, с одной стороны, отражали соответствующие для каждой науки аспекты такой реальности, как человеческий фактор в системе госслужбы, а с другой стороны, взаимодействие которых пронизывало бы основные ситуации ее функционирования. В качестве таковых сквозных понятий, категоризирующих реальность госслужбы (как целостного предмета ее психолого-акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией), целесообразно выделить следующие базовые общепсихологические понятия: поведение, деятельность, общение, сознание.

Действительно, во всех сферах госслужбы (изучаемых правом, политологией и акмеологией) социально-профессиональное функционирование индивида-госслужащего осуществляется в актах сознания, деятельности, общения, поведения. Будь то законотворчество или правоотношение в правовой сфере, политическое лидирование или привлечение электората – в политической, развитие компетентности или строительство карьеры – в профессиональной. Разумеется, осуществление этих психических активностей в каждой из указанных сфер имеет свою специфику. Убедиться в этом можно, выявив различия между, например, "законопослушным (или, наоборот, противоправным) поведением", "политическим поведением" и "профессиональным (деловым) поведением", а также "правовой деятельностью", "политической деятельностью", "профессиональной деятельностью" или "правовым общением (взаимоотношением)", "политическим общением (коммуникацией)", "профессиональным общением" и, наконец, "правосознанием", "политическим сознанием", "профессиональным сознанием".

Отсюда следует, что общее для всех них содержание – а именно профессионализм – и является той системообразующей связью, которая задает целостность человеческому фактору в системе госслужбы, конституируя тем самым предмет ее психолого-акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией. В самом деле, для обычного гражданина "правосознание" или "политическое сознание" является лишь мировоззренческим элементом его во многом спонтанно функционирующего самосознания. Напротив, именно для госслужащего это "правосознание" выступает одним из основных компонентов его профессионального сознания (наряду с предметными: знаниями, ценностями, смыслами и т. п.). Аналогично обстоит дело и с деятельностью, поведением и общением – все они формируются и реализуются достаточно стихийно и спонтанно по сравнению с жестко нормированной госслужбой, где их функционирование обязательно профессионализируется, и в этом своем качестве они становятся неотъемлемым компонентом профессионализма госслужащего (впрочем, равно как и у любого менеджера) или политика.

В связи с этим возникает ключевая (для очерчивания предмета научного изучения госслужбы) проблема: какова же та, схватывающая ее специфику сквозная категория, которая конкретизировала бы понятие профессионализма по отношению именно применительно к госслужащему (исключая, например, близкого к нему по характеру своей управленческой деятельности менеджера). Такой сквозной категорией является понятие "профессиональный менталитет" госслужащего, которое и позволяет очертить целостность человеческого фактора в социально-правовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия "профессиональное сознание", которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого-акмеологического аспекта, категория "профессиональный менталитет" интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем не редуцируя их до политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Так, на акмеологическом уровне – через формирование системы профессиональных ценностей госслужащего обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью, строящейся на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются посредством конкретных ценностных ориентации, поведения и деятельности, адекватных условиям принятия и исполнения управленческих решений. На концептуальном уровне эта идентификация происходит через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительской деятельности (или поведения), задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т. п. На рефлексивном уровне – через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности (поведения) для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне через формирование системы профессиональных коммуникаций достигается обеспечение непосредственной презентации и понимания (принятия) результатов, осуществление деятельности (поведения) партнерами по ее выполнению или потребителями ее продуктов. На информационном уровне через формирование системы профессиональной документации и др. – обеспечение (посредством печати, факсов, компьютеров) фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности (поведения) для специалистов данного профиля в системе госслужбы.

Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней, образующих структуру "профессионального менталитета госслужащих", выступает его центральный – рефлексивный – уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней и их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора такой социально-правовой системы, каковой является государственная служба.

В заключение необходимо отметить, что дальнейшая разработка предложенной здесь нами рефлексивно-акмеологической концепции профессионального менталитета госслужащего как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности госслужбы предполагает изучение этого менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой стороны – социально-деятельностно ориентированной рефлексии как рефлексивно-профессиональной культуры. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных нами уровневых аспектов профессионального менталитета госслужащего. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы, как ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования, профессиональная, рефлексивная, коммуникативная компетентность и т. п. Одной из конструктивных задач конкретных акмеологических исследований является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития профессионального менталитета госслужащих.

Резюме

Одной из основных свойств бытия человека является акмеологичность его жизнедеятельности. Акмеологичность является онтологическим атрибутом бытия живых организмов и социальных систем, в том числе человека и групп (коллективов) людей.

Современная акмеология развивается в контексте взаимодействия естественных, общественных и технических наук. Это взаимодействие выражается во взаимосвязи естественно-научной, общественно-гуманитарной и технологической научно-методологических ориентаций.

Развитие акмеологии опосредствовано ее взаимосвязями с человекознанием, обществознанием и естествознанием.

Важное значение для акмеологии имеют ее генетические взаимосвязи с философией, общей психологией, психологией развития, конфликтологией, правом, политологией, педагогикой и другими общественно-гуманитарными науками.

Рефлексия взаимодействия понятий, моделей и методов взаимосвязанных с акмеологией наук необходима для эффективности конкретных исследований, ведущихся в рамках акмеологического подхода, в частности, при изучении профессионализма, профессионального мастерства, менталитета и других аспектов акмеологичности человека.

Список литературы

Семенов И.Н. Акмеология – новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

Акмеология, политология, педагогика социального развития и управления / Отв. ред. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. М.; Брянск, 2001.

Деркач А. А., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.

Семенов И.Н. Методологические проблемы гуманитаризации непрерывного образования на основе рефлексивно-акмеологического подхода // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1.

Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989.

© Семенов И.Н., 2002

3. Задачи акмеологии

План

1. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества.

2. Выявление микро- и макрооптимумов (или макро- и микроакме), достигаемых людьми в их индивидном, личностном и субъектном развитии, и прослеживание и определение их общих, особенных и единичных характеристик.

3. Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его "акме". Выявление общего, особенного и единичного в профессионализме и путях его достижения у людей, занятых в разных сферах деятельности. Теоретическое обоснование и практическая разработка технологий, оптимизирующих процесс формирования и развития профессионализма у людей, представляющих различные сферы труда.

4. Прослеживание общего, особенного и единичного в достижении малыми и большими общностями своих "акме" и описание и классификация основных характеристик этих "акме". Создание методического инструментария, позволяющего выявлять объективные и субъективные предпосылки достижения человеком и малыми и большими общностями людей "акме", а также определять главные особенности этих "акме".

Ключевые слова: взрослость, развитие, индивидные, личностные и субъектные характеристики, "акме", профессионализм.

взрослость – возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18 – 20 годам;

развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;

индивидные характеристики – состояние организма человека в целом и каждого его органа, а также их функционирование при сравнении с нормой;

личностные характеристики – сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого;

субъектные характеристики – все качества человека, от которых зависит осуществление им деятельности;

-"акме";

профессионализм – устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области труда.

Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости

Акмеология, как было сказано выше, изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, означающего обычно сформированность у него качества зрелости.

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, родитель, но вместе с тем никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Как правило, постоянно несет типичные характеристики и претерпевает перестройку в рамках параметров зрелости компонент, относящийся к физическому состоянию человека. И такое же подвижное единство содержательной специфики и формы ее выражения может быть всегда прослежено у человека на этапе зрелости, когда он проявляет себя и как гражданин, и как личность, и как субъект деятельности, и как супруг, и как родитель.

Ясно, чтобы целостно понять человека как "владельца", как "носителя" всех этих его "ипостасей", осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую картину результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук.

Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, – процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.

Последовательная опора на них позволила установить, что физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воли, но главным образом все-таки проявляется в его отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся прежде всего в способностях, связаны друг с другом самым тесным образом. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются тоже разные темпы протекания изменений в названных образованьях.

Время выхода на уровень "акме" человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает, или можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, – ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств "физической" и "духовной" "субстанций" человека.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, "работает" вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений, навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии

Поэтому следующей задачей, которую решает акмеология, является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Вместе с тем понятно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями его на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека.

Поэтому акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.

Выше уже говорилось, что характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости нельзя представлять себе в виде, так сказать, уплощенной равнины. Проходя эту ступень, человек переживает и взлеты и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям им себя в разных видах деятельности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при познании им окружающей действительности и себя в ней, накоплении опыта общения и при осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных скачков в индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристиках проявлений их существа бывает несколько, у других – всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

И этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его "акме", его вершина. Насколько высокой оказывается эта его "вершина", насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего "акме", от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но в не меньшей мере количественно-качественные показатели его "акме" определяются тем, какой у человека образовался кругозор, сформировался общий и специальный интеллект, какое сложилось нравственное ядро, и развивались способности творца.

Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их "акме", оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и как субъекты деятельности.

Сказанное открывает нам следующую группу задач, которые решает акмеология: это научное освещение феноменологии акме, объектирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное акме было достигнуто человеком и действительно состоялось.

Изучение процесса овладения человеком профессией

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни общества. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: "профессионализм и его основные характеристики", "профессионализм и зрелость человека", "пути предотвращения профессиональной деформации", "пути достижения профессионализма"и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

В связи со сказанным следующая задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия.

Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, рассматриваемую в широком смысле.

Из всего сказанного для нас вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии, – это зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, – это тоже задача акмеологии.

Далее, если не идти от абстрактных схем, а от жизни, как она есть, то мы не найдем в ней профессионализма "вообще", а будем сталкиваться с профессионализмом людей, проявляемым в конкретных областях деятельности. Впрочем, мы и без специальных напоминаний знаем, что "общее существует лишь в отдельном и через отдельное".

Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области "человек – живая природа", "человек – общность", "человек – техника и неживая природа", "человек – человек", "человек – знаковые системы", "человек – образы искусства".

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям, работающим в каждой из этих областей, несхожесть "технологий", которые надо использовать, чтобы получить высокий результат, который в каждой деятельности свой, – это все, взятое в совокупности, определяет своеобразие содержания и формы профессионализма в каждой из названных областей. Кроме того, надо иметь в виду, что есть отдельные виды деятельности, которые в большей мере находятся на стыке названных областей, а потом, ведь внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты, должности, предъявляющие не во всем совпадающие требования к занимающим их людям. И, конечно, чтобы по праву быть во всех этих последних случаях в числе подлинных профессионалов, человек должен нести в себе, сформировать у себя соответствующие способности, очень дифференцированно "нажить" конкретный фонд знаний, навыков, умений и научиться его также очень адресно, творчески употреблять.

Таким образом, высветилась еще одна многоаспектная проблема, которая вширь и вглубь освещается акмеологией.

Вместе с тем как с позиций создания теории названной новой науки, так и в интересах практики возможен и необходим еще один подход к изучению сложнейшего по своим характеристикам явления профессионализма: исследование на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных, как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека, сферах нашей жизни, как экономика, политика, промышленность и сельское хозяйство, идеология, наука, управление, воспитание и образование, военное дело, здравоохранение, культура (в узком смысле), работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание.

При осмыслении фактического материала, полученного при исследовании профессионалов – мастеров своего дела, работающих в каждой из этих сфер, конечно, будут встречаться характеристики их как индивидов, как личностей, как субъектов, некоторые из особенностей их труда, которые перед этим обнаружатся при описании и классификации профессионалов, и специфичности их деятельности, осуществленных по указанному выше принципу. Но вместе с тем надо суметь увидеть, в какой общий контекст характеристик, часть из которых у профессионала в каждой сфере будет совершенно новой, они впишутся, например, у политика, в отличие от человека, удачно нашедшего себя в сфере идеологии, или у работника сферы воспитания и образования в отличие от человека, подвизающегося на радио или телевидении. И само собой понятно, во всех этих случаях существенно узнать не только, в какой конкретно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: