Тогда желанный мир во мире будет,
всяк о богатстве, нищеты забудет [5.С.237].
Как гуманист, Симеон Полоцкий чтил человека не за его богатство, а за нравственные добродетели, мудрость и просвещенность. В духе раннехристианской морали он осуждал богатство, видел в нем источник греха: так сын в предвосхищении овладения наследством желает скорой смерти своему отцу; имущие не делятся по-братски с бедными и нищими, а истощают свои сокровища на пьянство и блуд. Особенно обличительно он выступал против незаконно нажитого богатства:
Они (богатии) во мыслех покоя не знают, Ядят со боязнию, с страхом почивают... На постелях мягчайших бдят —не могут спати [9.С.334].
Главную причину общественного неустройства Симеон Полоцкий видел в невежестве и необразованности людей. Единственное средство их преодолеть - распространение в государстве просвещения, открытие школ, в которых учились бы представители всех сословий.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой