Большой интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в
работах американки Мэри.Паркер Фоллетт (1868-1933 г.г.), которая изучала социально-
психологические отношения в небольших группах. В своей книге «Новое государство» Фоллетт
выдвинула идею гармонии труда, и капитала, которая могла быть достигнута при правильной
мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Она считала, что руководитель должен
управлять в соответствие с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. С ее точки
зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит Элтону
Мэйо (1880-1949), который провел ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские
эксперименты», подтвердил открытый Тейлором в 1882 г. Феномен «работы с прохладцей». Мэйо
призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым, сильным из
|
|
которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по
работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мэйо, должно стать главным критерием отбора
руководителей, особенно на техническом уровне.
«Хоторнские эксперименты» положили начало исследованиям взаимоотношений в
организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду,
подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Мэйо назвал конечную
причину работы с прохладцей: принуждение трудиться хуже, испытываемое работником со стороны
собственных товарищей.
Суть человеческих отношений характеризуют так называемые заповеди руководителя -
предписания, нормы, правила, которым должен следовать руководитель в своей практической
деятельности. В деятельности сегодняшнего руководителя преобладают социально- экономические и
психологические методы управления над традиционными административными. То есть
руководитель, должен учитывать человеческий фактор. В психологии - личность, группа, коллектив,
общество, включенные: в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний
мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. Согласно современной
доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 главных фактора: люди, финансы и
техника. Преобладающим среди них является человеческий фактор (отношения между людьми).
Примерно с конца 50 гг. прошлого века школа человеческих отношений трансформировалась
в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным принципом, которой являются не
|
|
методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного
работника и организации в делом на основе поведенческих наук. В общих чертах главной целью
данной школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии
творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности
ее человеческих ресурсов.
Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт, Д, МакГрегор, А. Маслоу
изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета,
организационной структуры, коммуникаций в организации и лидерства.