При оформлении договоров особенно важно подробно изложить в тексте процедуру приемки покупателем поставленной продукции по количеству и качеству.
Приемка товаров должна быть осуществлена в сроки и в порядке, установленные законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. О выявленных несоответствиях или недостатках товаров покупатель должен незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В договоре можно указать, что приемка товаров по количеству и качеству, будет осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 года №П-6 (с изменениями на 14 ноября 1974 года) и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 года №П-7 (с изменениями на 14 ноября 1974 года).
|
|
Прием продукции по количеству и качеству производится в момент и в месте перехода с поставщика на покупателя права собственности на товары и соответственно риска случайной гибели имущества или его повреждения.
Способы и сроки предъявления претензий к поставщику по качеству поставленной продукции (товара) должны быть обязательно предусмотрены в тексте договора или рассматриваться в приложении к нему. Имеет смысл определить способ удовлетворения претензий. Это может быть, например, устранение выявленного дефекта в согласованные сроки, частичная или полная замена некачественной продукции, уценка и т.д. Если в договоре нет указаний на этот счет, то права покупателя определяются действующим законодательством.
Необходимо обратить внимание на особые правомочия покупателя по договору поставки товаров, которыми не наделен покупатель по договору купли-продажи товаров, в случае, когда поставщиком не выполнены обязанности по поставке обусловленного договором количества товаров либо не удовлетворены требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в определенный срок.
Так, в случае поставки некачественного товара покупатель в соответствии с п.1 ст.475 ГК имеет право по своему выбору: требовать от поставщика устранения недостатков товара, назначив для этого при необходимости соразмерный срок; отказаться от оплаты товара в той пропорции, в какой стоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки, соотносится со стоимостью, которую на тот же момент имел бы товар надлежащего качества; устранить недостатки товара за счет поставщика, предварительно уведомив его об этом. Если предварительного уведомления не было, то поставщик имеет право не оплачивать стоимость устранения недостатков.
|
|
Если поставка товара ненадлежащего качества является существенным нарушением договора, покупатель может потребовать замены товара (п.2 ст.475 ГК).
Законодатель отдельно конкретизирует последствия поставки некомплектных товаров (ст.519 ГК), и недопоставки товаров (ст.520 ГК). Так, покупателю предоставляется право приобрести непоставленные и недоукомплектованные товары у других лиц с отнесением всех необходимых и разумных расходов по их приобретению на поставщика. Кроме того, покупатель вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если они уже оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены (п.2 ст.520 ГК).