Теория «человеческих» отношений

Критики Тейлора упрекали его в чрезмерной жесткости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве (сила, ловкость, способность отдельного рабочего выполнять высокие нормы и гибкая оплата строго по результатам труда. Они предложили иные пути повышения эффективности производства. Так, на рубеже 20-30-х гг. XX в. американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949) и его сторонники прове­ли многочисленные эксперименты и разработали так называемую теорию «человеческих отношений». В ней они предложили по­ставить в центр внимания самого человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим суще­ством», а не как с «биологической машиной».

Для повышения хозяйственной эффективности важны не толь­ко материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы: (1) сплоченность группы, в которой работает индивид; (2) благоприятный моральный климат в ней; (3) хорошие взаимоотношения с руководством; (4) учет инте­ресов работника; (5) удовлетворенность его своим трудом и т. п.

Отсюда, управляя производством, необходимо (а) проявлять заботу о людях, (б) создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп, (в) дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным, (г) развивать демократический стиль руко­водства, основанный на гласности и информированности людей, их взаимном доверии, сотрудничестве, совместных решениях и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: