Определение состава и классификация рисков других видов экономической деятельности

Как отмечалось ранее, элементы приведенной на рис. 3.4 схемы классификации предпринимательских рисков могут быть использованы в процессе характеристики объема других, менее общих по сравнению с предпринимательским риском, понятий риска, которые используются экономической теорией и практикой. Их примерами могут быть риски отдельных видов предпринимательской деятельности – банковской, страховой, посреднической и т.п., а так же риски отдельных предпринимательских операций – формирование инвестиционного портфеля, лизинга, бартера, факторинга и т.п.

Рассмотрим использование изложенного подхода на примере определения состава и классификации рисков достаточно специфической деятельности – пополнения бюджетов всех уровней и государственных целевых фондов (налогового риска государства).

Обеспечение запланированных поступлений налогов и соответствующего пополнения бюджетов всех уровней и государственных целевых программ является одним из важнейших условий успешного решения социально-экономических задач государства. Вместе с тем, как показывает практика, существуют весомые факторы, которые порождают неуверенность в получении запланированных средств – так называемые факторы риска. Поэтому оценка рисков, а также разработка мер по их предупреждению или снижению, является одним из наиболее ответственных этапов в процессе организации деятельности по пополнению бюджетов всех уровней и государственных целевых фондов посредством сбора налогов.

Следует отметить, что понятие «налоговый риск государства» в специальной литературе встречается редко, его роль, как правило, выполняет понятие «налоговый риск». Нет единства и в определении этого риска. Так, согласно [54] налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет вследствие изменения налоговой политики и/или изменения величины налоговых ставок. То есть, выделяется лишь одна (хоть и очень важная) причина возникновения налогового риска государства. В большинстве других литературных источниках, рассматривающих эту проблему, при характеристике причин возможного сокращения поступлений в бюджет речь идет, главным образом, о криминально-правовом аспекте проблемы – умышленное или неумышленное нарушение субъектами предпринимательской деятельности налогового законодательства.

Анализ показывает, что в настоящее время существует обширный перечень весомых факторов риска, которые являются источником неопределенности условий деятельности налоговой службы и, как следствие, могут негативно влиять на конечные результаты ее деятельности. В дальнейшем нами будут рассмотрены вопросы определение термина «налоговый риск государства», входящие в его состав риски и их классификация.

Выполненный в первом разделе этой книги анализ вопросов истории и логики происхождения понятия «риск», его эволюции, основных элементов и черт, а также приведенное определение термина предпринимательский риск позволяет предложить следующее определение понятия «налоговый риск государства».

Налоговый риск государства – это экономическая категория, характеризующая неопределенность конечного результата деятельности по обеспечению поступления средств в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды, вследствие возможного влияния (действия) на него ряда объективных и/или субъективных факторов, которые не учитывались при его планировании.

Здесь не указывается конкретный состав факторов, которые влияют на налоговый риск государства, поскольку их состав и степень влияния могут существенно изменяться во времени. Проявление этих факторов осуществляется в процессе формирования состава рисков, которые образуют объем понятия «налоговый риск государства». Поэтому, определение этого термина, как наиболее широкого понятия, позволяет перейти к вопросу установления состава рисков, которые образуют его объем – разделение этого понятия на виды и подвиды рисков.

Для решения такой задачи, как указывалось ранее, наиболее пригодной является построение соответствующей системы классификации рисков. Потому ниже рассмотрим вопросы построения классификации налогового риска государства. Как указывалось ранее, основным признаком, в соответствии с которым осуществляется классификация рисков, являются источники возникновения рисков.

Анализ источников риска и их взаимосвязи позволил предложить схему классификации налогового риска государства, представленную на рис. 3.7.

Первый уровень классификации составляют природно-климатические, криминально-правовые, политико-экономические и организационно-управленческие риски. В соответствии с, рассмотренными ранее, правилами

Место рис.3.7

построения классификации, эти риски являются видовыми по отношению к родовому риску, каким, в данном случае, является налоговый риск государства.

Используя для раскрытия содержания представленных здесь рисков определение через род и видовое отличие, можно сформулировать следующие определения этих рисков, как составляющих налогового риска государства, а также их краткую характеристику.

Природно-климатические риски – как составляющая налогового риска государства, характеризуют неопределенность конечного результата деятельности по обеспечению поступления средств в бюджеты всех уровней и

государственные целевые фонды, вследствие проявления стихийных сил природы.

Известно, что стихийные бедствия могут отрицательно влиять на результаты предпринимательской деятельности, стать источником непредвиденных потерь или недополучения запланированных доходов, что, в свою очередь, может уменьшить поступления в бюджет. Наиболее очевидным проявлением такого источника риска могут быть неурожаи вследствие неблагоприятных погодных условий, и, как следствие, уменьшение соответствующих поступлений в бюджет.

Криминально-правовые риски - как составляющая налогового риска государства, характеризуют неопределенность конечного результата деятельности по обеспечению поступления средств в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды, вследствие ошибок и нарушений при составлении и подаче налоговой отчетности, а также проявления неправомерных действий со стороны предпринимателей или должностных лиц.

В соответствии с причинами возникновения этих рисков, а также возможными мерами их предупреждения или снижения, эти риски можно поделить на две самостоятельные группы – правовые и криминальные.

Правовые риски являются следствием не тяжких нарушений налогоплательщиками при составлении и подаче налоговой отчетности – несвоевременная подача отчетности, наличие арифметических и методических ошибок в налоговой отчетности, нарушения сроков оплаты налогов, сборов, обязательных платежей и т.п. Здесь путями предупреждения и снижения рисков должно быть упрощение налогового законодательства и налоговой отчетности, разъяснительная и профилактическая работа, применение мер административной ответственности и др.

Криминальные риски являются следствием тяжких нарушений налогового законодательства, к которым можно отнести сознательное применение разнообразных схем частичного или полного уклонения от налогообложения. К этим рискам относятся также различного рода злоупотреблений и коррупционных действий со стороны работников налоговой службы и таможни, а также других должностных лиц. Здесь путями предупреждения или снижения рисков должны быть:

- постоянное повышение квалификации работников налоговой службы, мониторинг и выявления правонарушений, повышение уровня правового обеспечения криминальной ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство;

- тщательный подбор и расстановка кадров, улучшение контроля за действиями должностных лиц со стороны соответствующих служб, повышения ответственности руководства за действия их подчиненных, повышение уровня правового обеспечения ответственности должностных лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Политико-экономические риски – как составляющая налогового риска государства, характеризуют неопределенность конечного результата деятельности по обеспечению поступления средств в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды, вследствие изменений в экономике страны, или политической обстановки, которые обусловливают общее состояние экономики.

Такие изменения могут негативно влиять на темпы экономического роста, снизить объемы производства в стране, что приведет к снижению налогового потенциала страны и, как следствие к уменьшению поступлений в бюджет.

По причинам возникновения политико-экономических рисков, а также путям их предупреждения или снижения их следует разделить на несколько самостоятельных групп рисков, которые можно рассматривать как видовые риски по отношению к политико-экономическим – их составной частью.

Первая группа – это социальные риски. Вторая – группа финансовых рисков, которые обусловлены изменчивостью экономической конъюнктуры и покупательной способности денег, к которой можно отнести инфляционный, дефляционный и валютный риски. Третья – это экономические риски, которые обусловлены нестабильностью текущей экономической ситуации, неэффективной экономической политикой правительства, сменой внешнеэкономической ситуации, ошибочным определением базы налогообложения (налоговым потенциалом страны) и т.п. Четвертая группа – политические риски, которые обусловлены политической нестабильностью в стране и/или в мире, конъюнктурными соображениями парламентских политических партий и объединений в процессе формирования бюджета и внесения законодательных изменений в налоговый кодекс и т.п.

Организационно-управленческие риски – как составляющая налогового риска государства, характеризуют неопределенность конечного результата деятельности по обеспечению поступления средств в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды, вследствие ошибочных решений по вопросам организации и управления этой деятельностью. По причинам возникновения организационно-управленческие риски можно поделить на селективный и организационный риски.

Селективный риск является следствием слабого уровня обоснования управленческих решений, организационный риск – ошибок при планировании, а также организации текущей работы, ошибок в подборе и расстановке кадров, а также неэффективного контроля деятельности.

Выполненный анализ и определенный на его основе состав налогового риска государства важен с точки зрения мониторинга этого риска, а также определения и обоснования путей его предупреждения или снижения. Он позволяет сделать принципиальный вывод о том, что мониторинг этого риска должен осуществляться не только по отношению к налогоплательщикам, и касаться преимущественно правового и криминального рисков (что имеет место сегодня), а в более широком спектре проблем, которые выявила классификация налогового риска государства.

Использование приведенного перечня, который составляет объем понятия «налоговый риск государства» позволяет более плодотворно и эффективно рассматривать существующее состояние проблемы, а также выполнять исследования по установлению и обоснованию перспективных направлений мониторинга, а также путей снижения этого риска.

Выполненный здесь анализ и построенная классификация подтверждает вывод о том, что изложенные подходы к классификации предпринимательских рисков и входящие в их состав риски, могут быть использованы в процессе характеристики объема других, менее общих по сравнению с предпринимательским риском, понятий риска, которые используются экономической теорией и практикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: