Часть 2. Учение Шри Чайтаньи

Самой авторитетной работой о философии и жизни Шри Чайтаньи является «Чайтанья-Чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа Госвами, которая, наряду с трудами других ближайших последователей Шри Чайтаньи, будет основой для нашего изложения. Шри Чайтанья учил, что вечной функцией живого существа является любовь к Богу. Живое существо невозможно отделить от своего вечного предназначения. Однако, забыв о Кришне, очарованное материальной энергией, живое существо практически утрачивает свою вечную функцию. Она становится скрытой внутри живого существа. Так живое существо обрекает себя на материальные страдания. Если при удачном стечении обстоятельств живое существо снова вспоминает, что является вечным слугой Кришны, тогда его вечная функция проявляется вновь, и оно возвращается к своему здоровому состоянию.

Вера в эту истину является корнем успеха. Вера – это доверие, которое мы питаем к чему-то возвышенному. Вера определяется индивидуальным состоянием нашего сознания, которое, в свою очередь, формируется под влиянием нашего окружения. Благоприятное окружение будет способствовать развитию веры, а неблагоприятное – ее разрушению. В Ведах есть знаменитый стих, который гласит: «Человек подобен хрусталю, который отражает свойства объектов, находящихся рядом с ним. Поэтому следует стремиться общаться со возвышенными святыми личностями, которые питают к вам нежные чувства и имеют сходный образ мыслей». Если мы будем общаться с пьющими людьми, то пристрастимся к спиртному; если с бизнесменами, то у нас появится тяга к деньгам; а общение со святыми личностями, пусть даже случайное и неосознанное, пробуждает вкус к духовной практике.

Есть два пути пробуждения веры. В некоторых вера проявляется после того, как на протяжении многих жизней они совершали благочестивую деятельность и развили неудовлетворенность материальным миром.

«Если живому существу повезет, и оно развивает веру в Кришну, оно начнет общаться с преданными». (Ч.Ч. [Чайтанья -Чаритамрита] Мадхья[-лила] 23.9)

«Трансцендентное любовное служение Господу автоматически включает в себя всю остальную деятельность. Твердая, стойкая вера в это, благотворная для выполнения преданного служения, и называется собственно верой». (Ч.Ч. Мадхья 22.62)

Подобная вера предполагает осознание того факта, что поклонение Кришне, которое выполняется должным образом, включает в себя исполнение всех остальных обязанностей. Совершая благочестивую деятельность, душа обретает удовлетворение, и из вечной функции души порождается эта естественная вера. Человек, развивший веру, благодаря практике преданного служения в обществе преданных расстается с материальными привязанностями и постепенно продвигается к стадиям твердой веры, вкуса, привязанности, духовных эмоций и, наконец, чистой любви к Богу. Если в преданном появляется естественная стремительная внутренняя вера, он начинает следовать путем практики спонтанного преданного служения. Движимый не столько правилами, данными в священных писаниях, сколько свей сильной привязанностью к Кришне, он может безопасно и быстро продвигаться по этому пути. Такая привязанность не мешает выполнять регламентирующие правила преданного служения. Истинный преданный твердо их придерживается, но внутри он постоянно думает о своих близких отношениях с Кришной. Однако, если вера слаба, преданный должен продвигаться, пользуясь руководством авторитетного духовного учителя. Поскольку именно эта ситуация является типичной, следование указаниям священных писаний и духовного учителя чрезвычайно существенно. Вот как описывал это Шри Чайтанья:

«Мой дорогой господин, выслушайте, что Я скажу Вам. Мой духовный учитель считал Меня глупцом и потому Мне повелел: “Ты глупец. Ты не способен изучать философию священных писаний и поэтому должен всегда воспевать святое имя Кришны. Оно является сутью религиозных обрядов и ритуалов. Просто воспевая святое имя Кришны, можно освободиться от материального существования. В действительности, просто повторяя молитву «Харе Кришна», человек может воочию увидеть лотосные стопы Господа. В этот век ссор и лицемерия нет иных религиозных принципов, кроме воспевания святого имени – сути всех священных гимнов. Таково заключение всех священных писаний”. Описав могущество молитвы «Харе Кришна», Мой духовный учитель поведал Мне другой стих, посоветовав выучить его наизустьы и постоянно обращаться к нему:

"В эту эпоху не существует другой альтернативы, не существует другой альтернативы, не существует другой альтернативы для духовного прогресса, кроме святого имени, святого имени, святого имени Господа".

С тех пор, как Я получил это указание от Своего духовного учителя, Я всегда повторяю святые имена, но Мне кажется, что, постоянно воспевая святое имя, Я сошел с ума. Воспевая святое имя Господа, охваченный духовными эмоциями, Я забываю обо всем и смеюсь, плачу, танцую и пою как безумный. Поэтому, совладав с Собой, Я начал считать, что воспевание святого имени Кришны лишило Меня духовного знания. Я увидел, что буквально схожу с ума, воспевая святое имя, и немедленно обратился за помощью к духовному учителю:

“Мой дорогой господин, что за молитву Вы мне дали? Я стал просто безумным, постоянно повторяя ее! Воспевание святого имени ввергает Меня в водоворот эмоций и побуждает танцевать, смеяться и плакать”.

Когда духовный учитель услышал всё это, он улыбнулся и ответил:

“Такова природа этой молитвы «Харе Кришна», что любого кто произносит ее, немедленно охватывает чувство любви к Господу. Религию, экономическое развитие, исполнение желаний и освобождение от оков материального мира называют четырьмя целями жизни, но по сравнению с любовью к Богу, пятой и высочайшей целью, они кажутся ничтожными, как солома на улице”». (Ч.Ч. Ади 7.71-85)

Из слов «выучи его наизусть и постоянно обращайся к нему» можно понять, что мы питаем и взращиваем свою веру, следуя священным писаниям. Согласно Шри Чайтанье, священные писания или ведические произведения являются единственным авторитетным доказательством. Логические аргументы доказательствами не являются (вспомним знаменитую теорему Гёделя о неполноте любой системы формальной логики). Как упоминалось выше, слово «веда» означает «знание». Оно относится к знанию, которое получено от самого Господа или Его непосредственных представителей. Все авторитетные священные писания по сути своей являются ведическими и несут одно послание, адаптированное к конкретным историческим условиям: месту, времени и обстоятельствам. Для того, чтобы быть правильно понятыми, они должны передаваться без искажений по цепи ученической преемственности: от учителя к ученику.

«Самодостаточные ведические произведения являются наивысшим доказательством». (Ч.Ч. Ади 7.132)

«Обусловленная душа не может оживить сознание Бога с помощью своих собственных усилий. Но по беспричинной милости Господь через Своих представителей составил ведические произведения и комментарии к ним». (Ч.Ч. Мадхья 20. 122)

Очевидно, что существует два вида веры: слабая и твердая. Преданность, порождаемая твердой верой, очень сильна и стремительна по самой своей природе.

«Для меня нет иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им, даже если грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, не показываясь мне на глаза. Он волен делать все, что угодно, ибо Он всегда и независимо ни от чего – Господь всей моей жизни». (Ч.Ч. Антья 20.47)

Что касается слабой веры, Шри Чайтанья говорил:

«Если при удачном стечении обстоятельств в человеке пробуждается вера в Кришну, он начинает общаться с преданными и принимает одного из них своим духовным учителем. Это общение вдохновляет его на преданное служение. Тогда, слушая и повторяя трансцендентные имена Господа, описания Его облика, качеств и деяний, и следуя другим правилам и ограничениям преданного служения, он очищается от всех дурных привычек. Освободившись от всех дурных привычек, человек продвигается дальше с твердой верой. Когда пробуждается твердая вера в преданное служение, автоматически пробуждается вкус к слушанию и воспеванию. После пробуждения вкуса возникает глубокая привязанность, и из этой привязанности в сердце прорастает семя любви к Господу. Когда эти духовные эмоции усиливаются, они называются любовью к Богу. Такая любовь является окончательной целью жизни и источником полного удовлетворения». (Ч.Ч. Мадхья 23.9-13)

Для человека, наделенного твердой верой, положения священных писаний не имеют решающего значения, но для человека со слабой верой не существует альтернативы, кроме священных писаний и общества преданных. Для этого класса верующих людей необходимо принятие посвящения от авторитетного духовного учителя. От авторитетного духовного учителя преданный получает правильное понимание текстов священных писаний и под его руководством начинает обучаться поклонению Господу. Таков путь его духовного прогресса. Для такого человека являются важными десять основных философских положений.

Первое основополагающее положение – это принятие священных писаний как источника авторитетного знания. Остальные девять положений – это утверждения, основанные на авторитете священных писаний.

Преданный, наделенный твердой верой, воспевая святое имя Господа, по милости святого имени спонтанно осознает девять основных положений, изложенных в священных писаниях. Для него нет необходимости обдумывать философские моменты, изложенные в священных писаниях. Но люди, имеющие слабую веру, при плохом окружении быстро сходят с платформы преданного служения, если не имеют твердого философского понимания священных писаний. Источником их знания являются Веды и другие священные книги, которые обсуждают Абсолютную Истину. Поскольку священные писания адресованы самым разным категориям людей, в том числе и тем, кого интересует материальный успех или осознание безличного аспекта Абсолюта, из них нелегко извлечь наставления, предназначенные для преданного. Для того, чтобы ясно показать подлинное предназначение человека, раскрываемое в священных текстах, были даны разделы, специально предназначенные для людей, находящихся под влиянием стихии добродетели. Наилучшим среди этих произведений является «Шримад Бхагаватам», наиболее явным образом объясняющая высшую суть Вед. Таким образом, «Шримад Бхагаватам» считается авторитетным источником знания.

«Ведические произведения дают информацию о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, относящуюся к категории, так и называемой: «взаимоотношения». Понимание живым существом этих взаимоотношений и действия, основанные на этом понимании, относят к категории «метод». Возвращение живого существа домой, назад к Богу, является окончательной целью жизни и описывается в третьей категории – «результат». Только преданное служение или деятельность во имя удовлетворения Господа может развить изначальную любовь к Богу, которая является высшей целью жизни. Достижение этой цели является высочайшим благом для живого существа и его величайшим богатством. Так человек достигает уровня трансцендентного любовного служения Господу». (Ч.Ч. Мадхья 20, 124-125)

Таким образом, знания, содержащиеся в священных писаниях, делятся на три категории:

1. Описание природы вещей и их взаимоотношений.

2. Описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения.

3. Описание результата или цели жизни – совершенства этих взаимоотношений.

Взаимоотношения между живым существом, материальной природой и Богом относятся к первой категории. Фактически, Кришна один, но Он обладает двумя энергиями: материальной и духовной. Материальный мир пребывает в рамках многообразия материальной природы, а живые существа – в рамках многообразия высшей, духовной энергии. Вновь занять положение слуги Кришны – и означает восстановить свои взаимоотношения с Ним.

«Всевышний Господь в Своем изначальном образе исполнен трансцендентного великолепия, свободного от скверны, присущей материальному миру. Это Высшее проявление Личности Бога является окончательной целью всех священных писаний».(Ч.Ч. Ади 7.139)

«Священные писания дают информацию о вечных взаимоотношениях живого существа с Господом». (Ч.Ч. Мадхья 20. 124)

Категория «взаимоотношения» охватывает семь разделов:

1. Кришна.

2. Энергии Кришны.

3. Духовные взаимоотношения.

4. Живое существо.

5. Живое существо в материальном мире.

6. Живое существо в освобожденном состоянии.

7. Непостижимое одновременное единство и различие Кришны и Его энергий.

Овладев этими семью разделами, человек обретает знание природы вещей и их взаимоотношений.

Темой, которая пронизывает все священные писания, является преданность Всевышнему Господу. Мотивированная религиозность, философский поиск истины и достижение экстрасенсорных способностей имеют лишь опосредованное отношение к главной цели священных писаний. Поэтому главным методом достижения Господа, указанным в священных писаниях, является практика преданного служения. Это восьмой раздел.

Средства всегда предназначены для достижения какой-либо цели. Целью преданного служения является любовь к Кришне, и это – девятый раздел, обсуждаемый священными писаниями.

Шри Чайтанья говорил:

«Итак, Я под разными углами зрения описал тебе взаимоотношения живого существа с Кришной. Это основная тема всех священных писаний. Кришна является центром всей деятельности. Теперь Я опишу тебе преданное служение, благодаря которому можно достичь обители Кришны и чистой любви к Нему». (Ч.Ч. 22. 3-4)

Таким образом, Шри Чайтанья объяснил изначальное предназначение души, ее вечную природу в категориях взаимоотношений, метода и цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: