Психологическая защита персонала

Термин «защита» в психологическом контексте впервые использовал З.Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894).

Механизмы психологической защиты выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта» между сознанием и бессознательным.

Содержание процесса психологической адаптации выражается формулой: конфликт – тревога – защитные реакции.

Цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды.

Это может выражаться разными способами:

− Посредством психических перестроек;

− Посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов;

− В форме изменения способов поведения.

А.Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности.

Набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности.

Автоматизмы психологической защиты условно делят на ситуационные (возникающие в психотравмирующей ситуации, преходящие и не требующие коррекции) и стилевые (отличающиеся устойчивостью и генерализованностью).

Развитие стилевых защитных механизмов определяется следующими факторами:

Ø динамические особенности психики (например, активность и пассивность как свойство темперамента);

Ø личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей (в безопасности, в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в признании и самоопределении);

Ø опыт отношений в родительской семье как образец разрешения кризисных жизненных ситуаций;

Ø хроническая психотравматизация личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: