Целью учета движения, проводимого на автомобильных дорогах и пешеходных переходах, является получение первичных данных о величине интенсивности движения, как транспорта, так и пешеходов, а также изучение состава транспортного потока и обработка полученных результатов.
Состав задания:
1) Выбор участка улицы для проведения измерений; ознакомление с материалами лабораторной работы.
2) Подсчет интенсивности движения и определение состава транспортного потока.
3) Обработка результатов наблюдений.
4) Оценка резервов пропускной способности участка улицы, на котором проводились наблюдения.
Данные по составу транспортного и пешеходного потоков для перечисленных временных интервалов наблюдения заносятся в таблицу. Подсчет интенсивности движения ведется сплошным наблюдением в течение часа.
Для регулируемых перекрестков надо составить:
- схемы пофазной очередности движения (рис. 2) каждого регулируемого направления;
- написать формулу цикла, например:
указывая длительности разрешающих тактов в фазах и переходные интервалы между фазами;
|
|
- вести в таблицу 1 длительности красного сигнала со стороны каждого направления;
- свести в таблицу 2 интенсивность и состав потоков по отдельным направлениям движения.
Рисунок 2 – Схема пофазной организации движения
Таблица 1 – Длительность красного сигнала для регулируемых направлений (РН)
РН-1 | РН-2 | РН-3 | РН-4 | РН-5 | РН-6 | РН-7 |
Таблица 2 – Часовая интенсивность и состав транспортного потока
Дата | День недели | Время | РН-1 | РН-2 | РН-3 | РН-4 | РН-5 | |||||||||||
Л | Г | А | Л | Г | А | Л | Г | А | Л | Г | А | Л | Г | А | ||||
5 мин | ||||||||||||||||||
15 мин | ||||||||||||||||||
30 мин | ||||||||||||||||||
60 мин |
При оформлении результатов обследования нерегулируемого перекрестка необходимо составить схему перекрестка с разбивкой всех потоков по направлениям PHi (пример на рис. 3).
Рисунок 3 – Схема направлений
Далее следует определить по секундомеру ориентировочные задержки по каждому направлению, вызванные пропуском конфликтующих потоков движения, движущихся с приоритетом (пример - табл. 3).
Средняя задержка, приходящаяся на один автомобиль, определяется по следующей формуле:
, (1)
где - суммарные задержки автомобилей, вынужденных останавливаться на перекрестке;
- общее количество автомобилей, проследовавших по направлению
|
|
Таблица 3 – Время задержки одного автомобиля по направлениям
РН-1 | РН-2 | РН-3 | РН-4 | РН-5 | РН-6 | РН-7 | РН-8 |
- | - | - | - | - | - | - | - |
Суть методики заключается в определении суммарной задержки, накопленной остановленными на данном направлении автомобилями и приведении ее к одному условному автомобилю, проследовавшему через перекресток по заданному направлению.
В специально подготовленные таблицы (см. табл. 4) по числу направлений движения на обследуемом перекрестке заносятся данные о количестве остановленных и прошедших без остановки автомобилей. Подсчет производится в течение 10 мин.
Таблица 4 - Протокол исследования задержек по направлению №_ на перекрестке №
Время, мин | Число автомобилей, стоящих перед перекрестком в следующие моменты времени, с | Общее число за минуту | Число остановившихся автомобилей за минуту | Число автомобилей, прошедших без остановки за минуту | |||||
1-я | |||||||||
9-я | |||||||||
10-я | |||||||||
Итого за 10 мин | S1= | S2= | S3= |
Исследование задержек на перекрестке целесообразно выполнять двумя наблюдателями. Один из них по секундомеру объявляет контрольные моменты: "десятая секунда", "двадцатая секунда" и т.д. и отмечает в протоколе число стоящих автомобилей S1 по данному направлению в объявленные контрольные моменты. Второй наблюдатель считает и записывает количество остановленных автомобилей S2 и S3 автомобилей, прошедших через перекресток без остановки за каждую минуту наблюдения. Для большей точности измерений включать секундомер целесообразно в момент остановки одного или нескольких автомобилей на подходе к перекрестку.
По полученным данным по каждому протоколу рассчитываются:
- общая задержка, авт.с, по данному направлению за период наблюдения
, (2)
- средняя задержка остановленного автомобиля, с, прошедшего по данному направлению
, (3)
- условная задержка автомобиля, с, прошедшего через перекресток по данному направлению
, (4)
- процент остановленных автомобилей перед перекрестком
, (5)
- условная задержка автомобилей, авт.ч, по данному направлению движения за 1 час
, (6)
где - часовая интенсивность по данному направлению.
Результаты обследования сводятся в табл. 5.
Таблица 5 - Параметры задержки транспортных средств на перекрестке
Показатель | Номера направлений движения | ||||||
Н-1 | Н-2 | Н-3 | Н-4 | Н-n | |||
Общая продолжительность задержек за время наблюдения , авт.с | |||||||
Средняя задержка автомобиля, прошедшего через перекресток , с | |||||||
Условная задержка автомобиля, прошедшего через перекресток по данному направлению, ,С | |||||||
Процент остановленных автомобилей перед перекрестком К | |||||||
Условная часовая задержка автомобилей по данному направлению движения , авт.ч |
После проведения измерений необходимо рассчитать приведенную интенсивность движения автомобильного потока, которая наблюдалась за 5, 15, 30 и 60 мин.
Таблица 6 - Приведенная интенсивность по направлениям
Направление | Время наблюдения | Количество и типы транспортных средств | Приведенная интенсивность движения, ед/ч | ||
легковые | грузовые | автобусы | |||
5 мин | |||||
15 мин | |||||
30 мин | |||||
60 мин |
Таблица 7 - Интенсивность движения пешеходов
Время наблюдения | Количество пешеходов | |||
1-ый пешеходный переход (ПП-1) | 2-ой пешеходный переход (ПП-2) | 3-ий пешеходный переход (ПП-3) | 4-ый пешеходный переход (ПП-4) | |
5 мин | ||||
15 мин | ||||
30 мин | ||||
60 мин |
Подсчет приведенной интенсивности ведется по следующей формуле:
|
|
, (7)
где Nпр(t) – приведенная интенсивность движения за время t (5, 15, 30, 60 мин.), ед/ч;
Nл, Nгр, Nав, – соответственно количество легковых, грузовых автомобилей и автобусов в транспортном потоке за время наблюдения;
t – время наблюдения, мин.;
Кгр, Кав, – коэффициенты приведения для грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов (Кгр =2; Кав =3).
Результаты расчета приведенной интенсивности заносятся в табл. 6. Для определения состава транспортного потока по каждому направлению результаты измерений за 60 мин записывают в табл. 8.
Таблица 8 Состав транспортного потока
Тип транспортных средств | Направление движения | |||
Север-юг | Юг-север | |||
всего | % | всего | % | |
Легковые | ||||
Грузовые | ||||
Автобусы | ||||
Итого |
С целью изучения внутричасовой пространственной неравномерности движения в рассматриваемом сечении улицы или дороги результаты расчета приведенной интенсивности движения для изучаемых временных интервалов по каждой полосе движения заносятся в табл. 9.
Таблица 9 Направление «Юг-Север»
Интервал наблюдения | Интенсивность движения, ед/ч | ||||
I полоса | II полоса | III полоса | IV полоса | Итого | |
5 мин | |||||
15 мин | |||||
30 мин | |||||
60 мин |
Внутричасовая неравномерность движения оценивается коэффициентом временной неравномерности Кв. Этот коэффициент характеризует колебания интенсивности движения для данного направления или для магистрали в целом в течение часа. Он определяется как доля объема движения или как отношение наблюдаемой интенсивности движения за рассматриваемый промежуток времени к часовой интенсивности движения:
(8)
где Кв(t) – коэффициент неравномерности движения для временного интервала (мин);
|
|
Nпр(t) – приведенная интенсивность движения, наблюдаемая за временной интервал t, ед/ч;
Nпр(60) – часовая приведенная интенсивность движения, ед/ч.
По формуле (8) рассчитывается коэффициент временной неравномерности для временных интервалов наблюдения 5, 15 и 30 мин для каждого направления движения.
Неравномерность транспортных потоков проявляется не только во времени, но и в пространстве, т.е. по встречным направлениям для одной магистрали, для различных улиц транспортной сети города и т.п. При выполнении курсового проекта подсчет интенсивности движения производится во всех сечениях дороги, между перекрёстками. Пространственная неравномерность распределения транспортного потока оценивается не только по встречным направлениям, но и по полосам движения для каждого направления. Коэффициент неравномерности по встречным направлениям Кн подсчитывается по следующему выражению для каждого сечения дороги:
(9)
где Nпр(60) i – часовая приведенная интенсивность для одного направления, ед/ч.