Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он действует. Современный рынок – это сложная система, включающая в себя организационные, экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.
Структура рынка – это основные характерные черты, к которым относятся количество и размер организаций, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. В современных условиях рыночной экономики все рынки можно классифицировать по следующим признакам (приведено в таблице 1.1).
Таблица 1.1
Классификация рынков по признакам
Признаки классификации по: | Вид рынка, в т. ч.: |
экономическому назначению | товаров и услуг; средств производства; сырья; труда; ценных бумаг; денег (капитала, валюты); научно-технических разработок. |
степени ограничения конкуренции | свободной конкуренции; монополистической конкуренции; олигополистической конкуренции; чистой монополии. |
географическому положению | местные (региональные); национальные; мировые; |
отраслям производства | автомобилей; металлов; зерна; нефти и др. |
видам участников рыночных отношений | оптовой торговли; розничной торговли. |
способу соблюдения законности | легальный; теневой (нелегальный). |
В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка: свободной конкуренции (СК), монополистической конкуренции (МК), олигополии (О) и монополии (М). Модель параметров оценки типов рынка приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Модель параметров оценки типов рынка
№ | Параметры рынка, в т.ч.: | СК | МК | О | М |
количество продавцов | |||||
количество покупателей | |||||
сила конкуренции | |||||
доля организации на рынке | |||||
доступ к рынку | |||||
объем продаж | |||||
политика ценообразования | |||||
роль качества в конкуренции | |||||
роль рекламы в конкуренции | |||||
норма прибыли производителя | |||||
эффективность использования ресурсов |