Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий.
Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Архитекторы модерна отказались от традиционной фасадности зданий. Используя новые возможности строительной техники, они придавали своим творениям свободную конфигурацию. Особенно изощрялись в области декора, культивируя в нем сложные изогнутые линии — «удар бича». Эта линия считалась основой стиля. Типичный образец модерна — вход в вестибюль первого Парижского метро, построенного в 1900 г. архитектором Гимаром. Источником вдохновения для архитекторов служила вся история архитектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было создано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг используемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода архитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их высказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в разных вариантах стиля.
|
|