Функциональная карта компетенции учащегося

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся в процессе образовательной деятельности»

Компоненты компетенции
Мотивационно-ценностный Когнитивный Ориентировочный Операциональный Опыт Результативный
Наличие мотивации: - осознания здоровья как ценности, понимания необходимости личных усилий для его формирования - признания себя как субъекта собственного развития - осуществления саморазвития культуры здорового и безопасного образа жизни Знание: -научных основ здоровья и здорового образа жизни - основ школьного этапа онтогенеза, влияние различных сторон учебно-воспитательного процесса на состояние своего здоровья - основных подходов к осуществлению самопроцессов в сфере самопознания, самоеализации, самоконтроля - стратегии и технологии разработки индивидуальной профилактической и оздоровительной программы - Понимание: - значимости данной компетенции для повышения качества образования и реализации личностного саморазвития Умение: - ставить задачу личностного саморазвития и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - определять состав и структуру компетенции в зависимости от индивидуальных и типологических особенностей, условий жизни, условий образования и т.д. - оценивать результат решения задачи Владение методами: - оценки уровня сформированности и саморазвития культуры здоровья - оптимизации двигательного режима, рационального питания, поддержания иммунитета и закаливания, рациональной организации жизнедеятельности, психофизиологиической саморегуляции, отказа от вредных привычек, валеологического самообразования, профилактики факторов риска, рационального медицинского поведения - разработки и реализации индивидуальных оздоровительных и профилактических программ - развития необходимых психических качеств, регуляции психических состояний Наличие опыта: - оценки различных составляющих своего здоровья - разработки и реализации индивидуальной профилактической программы - разработки и реализации индивидуальной оздоровительной программы - регуляции физического и психоэмоционального состояния в процессе образовательной деятельности Наличие сформированной: - уровень сформированности и саморазвития культуры здоровья

Лабораторное занятие № 4

Тема занятия: Комплексная входная диагностика учащихся и педагогов. Основные требования к диагностике

Цель занятия: освоить методику комплексной оценки различных сторон здоровья учащихся и педагогов

Приборы и оборудование: программно-аппаратный комплекс «Атоматизированное рабочее место специалиста по оздоровительной работе»

Каждое образовательное учреждение, в зависимости от задач соответствующего этапа реализации комплексной оздоровительной программы, формирует свой набор диагностических подходов. При этом необходимо руководствоваться не только существующими в науке представлениями о природе здоровья и его оценке, но и теми требованиями, которые предъявляются к диагностической работе в условиях массового обучения:

1. Как с теоретической, так и с практической точки зрения целесообразен структурный подход к оценке здоровья, при котором речь может идти не о количестве здоровья, а о количественной оценке различных показателей здоровья. С позиций описанного нами в первой главе системно-информационного подхода к оценке здоровья его показателями должны быть:

- показатели деятельности блоков, воспринимающих сенсорную, вербальную и структурную информацию;

- показатели, характеризующие такие свойства системы как управляемость, эффективность, надежность, устойчивость, помехозащищенность (таблица 30);

2. Количество используемых для диагностики здоровья методов должно быть необходимым и достаточным для оценки физического, психического и социального благополучия участников образовательного процесса;

3. Следует отдавать предпочтение донозологическим методам диагностики, позволяющим оценивать не только крайние состояния нормы и патологии, но и пограничные состояния. В этом плане можно руководствоваться учебно-методическим пособием Л.В. Косовановой, М.М. Мельникова, Р.И. Айзмана [2003], в котором представлена литература, обобщающая методы оценки здоровья детей на донозологическом этапе с помощью простых скрининговых тестов;

Таблица

Комплексная диагностика здоровья в условиях школы

Виды контроля Показатели здоровья
Медицинские Биологические Психологические Социальные
Оперативный   Частота пульса Реактивность сердечно-сосудистой системы в ортопробе Тип реакции на физич. нагрузку Самочувствие Активность Настроение  
Текущий Индивидуальная оценка уровня здоровья по основным системам организма (по В.Б. Войнову, 1999) Исходный вегетативный тонус Степень напряжения регуляторных систем Оценка параметров переходного процесса Вегетативное обеспечение Реактивная тревожность Умственная работоспособность Успехи в учебной деятельности
Этапный Группа здоровья Мед. группа Структура заболеваемости Индекс здоровья Часто болеющие Функционально незрелые к обучению Биологический возраст Физическое развитие Физическая подготовленность Конституцио-нальный тип Тип пограничного состояния Личностная тревожность Наличие гармонии между психофизиологическим, поведенческим и личностно-смысловым уровнями организации психики Социальный статус Внутрисемей- ная адаптивность Сформирован- ность систем саморегуляции личности

4. Диагностика не должна превращаться для школы в стихийное бедствие, используемые методы должны органично вписываться в учебно-воспитательный процесс, при этом необходимо разделить диагностическую «ношу» между службой здоровья, педагогами и самими учащимися;

5. Для того, чтобы результаты оздоровительной работы были очевидны как для самих участников учебно-воспитатеьного процесса, так и для внешних экспертов, а также для эффективного управления оздоровительным процессом необходимо разумное сочетание видов оперативного, текущего, этапного (таблица 30);

6. Полученная информация должна быть востребована, поэтому необходимо четко прорисовать пути практического использования результатов диагностики.

7. Для оценки уровней сформированности и саморазвития культуры здоровья необходимо отталкиваться от черырехкомпонентного состава сформулированных нами понятий данных категорий: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и результативного.

Культура здоровья - это интегральная характеристика личности, включающая в себя здоровьеформирующие мотивационно-ценностные ориентации, наличие представлений о здоровье и здоровом образе жизни, умение оценить уровень различных составляющих своего здоровья, способность к использованию механизмов саморегуляции организма для сохранения и укрепления здоровья, ведение здорового стиля жизни, уровень физического, психического, социального благополучия, максимально соответствующий потенциальным возможностям ребенка.

Под саморазвитием культуры здоровья мы понимаем целенаправленное самоизменение личности, служащее цели ее физического, психического, социального и духовного благополучия и развития, включающее изначальное признание себя как субъекта собственного развития, формулировку и корректировку целей саморазвития и самооздоровления, самопроцессы в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самоконтроля, разработку и реализацию индивидуальных диагностических, профилактических, коррекционных и оздоровительных программ с учетом индивидуального стиля оздоровительной деятельности, положительная динамика такого саморазвития.

Руководствуясь предложенными принципами, разработайте схему (технологическую карту) диагностики различных составляющих здоровья на примере конкретного образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: