Приложения 9 страница

Источники: Полевые уставы армии США: FM 19-40 "Военнопленные противника, гражданские интернированные лица и задержанные"; FM 33-1 "Психологические операции"; FM 30-15 "Разведывательный допрос"; Наставление армии США AR 633-50; FM 10-1.

Приложение 30

┌────────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────────┐

│ Принуждение │ │средство обеспечения уважения международного права│

│в международном ├─────┤в тех случаях, когда речь идет о сохранении мира, │

│ праве │ │противодействии агрессии, прекращении вооруженных │

└────────────────┘ │конфликтов │

└──────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┐

│Юридические виды принуждения│

└────────────────────────────┘

/\

┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────┐/ \┌──────────────┐

│Контрмеры - это меры,├─────┬┤ контрмеры │ │ санкции │

│принимаемые государством в│ /│└──────────────┘ └──────────────┘

│отношении правонарушителя в│ / │

│рамках международного права.│ / v

│Контрмеры принято подразделять│ / ┌──────────────────────────────────────┐

│на реторсии и репрессалии ││ │ Репрессалии │

└──────────────────────────────┘│ │представляют собой односторонние меры│

│ │принуждения, допускаемые международным│

v │правом как контрмеры в случае│

┌──────────────────────────────┐ │правонарушения, и могут применяться│

│ Реторсии │ │лишь против военных объектов и│

│применяются государством в│ │комбатантов. │

│случае дискриминации его│ │Репрессалии могут применяться после│

│граждан на территории другого│ │того, как правонарушение станет│

│государства, в случае│ │свершившимся фактом. │

│недружественных ограничений│ │Они должны быть пропорциональными:│

│экономических и культурных│ │интенсивность контрмер не может быть│

│связей и состоят в принятии│ │выше той, что необходима для│

│мер, тождественных или│ │достижения непосредственной цели.│

│аналогичных тем, против│ │Превышение пределов необходимого само│

│которых они направлены. │ │по себе явится правонарушением,│

│ │ │злоупотреблением правом │

│ │ │ │

│ Задача реторсий - │ │ Запрещены репрессалии │

│добиться прекращения│ │против лиц и объектов, которым│

│дискриминационных мер,│ │предоставляется защита (гражданского│

│выполнения государством своих│ │населения, военнопленных, раненых,│

│обязательств, после чего они│ │больных); │

│должны быть отменены.│ │культурных ценностей; │

│Реторсия, будучи правомерным│ │объектов, которые необходимы для│

│актом, может применяться в│ │выживания гражданского населения; │

│качестве превентивной меры в│ │природной среды; │

│случае реальной угрозы│ │установок и сооружений, содержащих│

│правонарушения │ │опасные силы. │

└──────────────────────────────┘ │ │

│Репрессалии прекращаются по достижении│

│цели - побудить к прекращению│

│правонарушения и к выполнению│

│обязательств из порожденных им│

│правоотношений ответственности│

│(например, решение о снятии иммунитета│

│с гражданского объекта) │

└──────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Позиция России в отношении принуждения является весьма сдержанной, │

│ даже в отношении коллективного принуждения │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Приложение 31

┌─────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐

│Иные виды │ │Разновидностью правомерного применения силы │

│международно-├───────────>│будет являться осуществление права на │

│правового │ │индивидуальную или коллективную самооборону в │

│принуждения │ │соответствии со ст. 51 Устава ООН │

└─────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐

│Самооборона │ │Это особый вид контрмер, принимаемых │

│("самозащит- ├───────────>│государством в ответ на преступное │

│ные меры") ├─────────┐ │вооруженное нападение на него, он связан с │

│ ├───────┐ │ │правомерным применением вооруженной силы │

└─────────────┘ │ │ └──────────────────────────────────────────────┘

│ │

│ │ ┌──────────────────────────────────────────────┐

│ │ │В пределах своей территории государство может │

│ └─>│пресекать вооруженным путем посягательства │

│ │извне на его безопасность, даже не │

┌────────────────────┐│ │сопряженные с применением вооруженной силы │

│Самооборона носит ││ └──────────────────────────────────────────────┘

│оборонительный ││ ┌──────────────────────────────────────────────┐

│характер и имеет ││ │Когда события происходят за пределами │

│целью пресечение ││ │государства, применение вооруженной силы │

│правонарушения │└───>│будет оправданным лишь для защиты от │

│собственными силами │ │вооруженных посягательств, направленных │

│жертвы │ │против его вооруженных сил или военных │

│правонарушения │ │объектов, находящихся за рубежом │

└────────────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────┐

│Вмешательство, которое связано с применением │

│военной силы, осуществляемое одним │

┌───────────────┐ │государством или группой государств, во │

│ Гуманитарная ├─────────>│внутренние дела другого государства в целях │

│ интервенция │ │пресечения массовых и грубых нарушений прав │

└─────────────┬─┘ │человека в этом государстве, если оно не │

│ │желает или неспособно самостоятельно │

│ │защитить права человека в пределах │

│ │собственной территории │

│ └──────────────────────────────────────────────┘

v

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│В отношении правомерности гуманитарной интервенции очевидно, что: │

│1) гуманитарная интервенция несовместима с принципами международного│

│права и представляет собой угрозу как мирным межгосударственным│

│отношениям, так и непосредственно правам человека; │

│2) она должна квалифицироваться как акт агрессии и преступление против│

│мира, которое на практике часто ведет к нарушениям норм МГП │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Приложение 32

┌──────────────────────────────────────────────┐

┌───────────────┐ │Принудительные меры ООН, связанные с │

│ Гуманитарные │ │использованием вооруженной силы, которые │

│ силовые ├─────────>│осуществляются на основе Устава ООН и в │

│ операции │ │рамках резолюций Совета Безопасности ООН в │

│ ООН │ │целях обеспечения соблюдения принципов │

└───────────────┘ │международного права в случае, если масштабы │

│и серьезность их нарушений в конкретном │

│государстве представляют собой нарушение │

│международного мира или угрозу миру, а │

│официальные власти этого государства не в │

│состоянии (или не желают) самостоятельно │

│преодолеть кризисную ситуацию │

└──────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────┐

/ │Поддержание мира - размещение войск ООН в │

/ │зоне конфликта с согласия государств или при │

/ │необходимости других соответствующих │

/ │структур в качестве временной меры по │

/ │сдерживанию вооруженной борьбы, │

/ │предотвращению возобновления военных действий │

/ │и установлению международного мира и │

┌───────────────┐ / │безопасности. │

│ Различают │/ │Функции сил по поддержанию мира: │

│ │ │- контроль за соблюдением соглашений о │

│1) операции по │ │прекращении огня, демаркационных линиях и │

│поддержанию │ │выводе войск; │

│ мира │ │- контроль за проведением выборов; │

│ │ │- доставка грузов гуманитарной помощи; │

│2) операции по │ │- содействие процессу национального │

│восстановлению │ │примирения; │

│ мира │\ │- восстановление социальной, экономической и │

└───────────────┘ \ │административной инфраструктуры государства. │

\ │Силы по поддержанию мира не имеют военных │

\ │полномочий на принятие силовых мер, и, хотя │

\ │они и вооружены легким оборонительным │

\ │оружием, личный состав этих сил вправе его │

\ │применять только в случае крайней │

\ │необходимости и только в целях самообороны │

\ └──────────────────────────────────────────────┘

\┌──────────────────────────────────────────────┐

│Восстановление мира - предусмотренная главой │

│VII Устава ООН операция, проводимая │

│вооруженными силами ООН или отдельных │

│государств, групп государств, региональных │

│организаций на основании просьбы │

│заинтересованного государства (Корея, 1950 │

│г.) с санкции Совета Безопасности ООН │

│(Персидский залив, 1990 г.). │

│Эти силы имеют ясную боевую задачу и право │

│применять принудительные меры в целях │

│выполнения своего мандата │

└──────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Примерами гуманитарных силовых операций ООН могут считаться акции ООН, │

│ которые осуществлялись в отношении Ирака в 1991 г., Сомали в 1992 г. │

│ (операции по поддержанию мира, которые начинали осуществляться в │

│ соответствии с гл. VI Устава ООН, по ходу развития конфликта переросли │

│ в операции, предусмотренные гл. VII), Боснии и Герцеговины в 1993 - │

│ 1995 гг. (при проведении операций сочетались характерные черты │

│ действий как по восстановлению, так и по поддержанию мира), в Руанде и │

│ Гаити в 1994 г. (традиционные действия по поддержанию мира, проводимые │

│ с согласия всех заинтересованных сторон, осуществлялись параллельно со │

│ временными операциями под командованием и контролем отдельных │

│ государств) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Приложение 33

┌──────────────────────────────────────────────────┐

┌──────────────────┐ │Объективность оценки Советом Безопасности ООН│

│Система критериев ├───┤масштабов и серьезности преступлений против мира и│

│правомерности ├──┐│безопасности человечества в конкретном государстве│

│гуманитарных ├─┐││как угрозы нарушения либо нарушения международного│

│силовых операций ├┐│││мира и безопасности │

│ООН ││││└──────────────────────────────────────────────────┘

└──────────────┬┬┬┬┤│││┌──────────────────────────────────────────────────┐

│││││││└┤Определение срочности и необходимости неотложного│

│││││││ │использования вооруженной силы Советом│

│││││││ │Безопасности в целях преодоления кризисной│

│││││││ │ситуации в этом государстве │

│││││││ └──────────────────────────────────────────────────┘

│││││││ ┌──────────────────────────────────────────────────┐

│││││││ │Учет готовности государства, которое стало источ- │

││││││└─┤ником гуманитарного кризиса, самостоятельно │

││││││ │ликвидировать кризисную ситуацию на │

││││││ │собственной территории │

││││││ └──────────────────────────────────────────────────┘

││││││ ┌──────────────────────────────────────────────────┐

││││││ │Последовательное соблюдение принципа полного│

│││││└──┤исчерпания мирных способов разрешения│


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: