Налогообложение и учет у арендатора

Сразу отметим, что вопрос о принятии к вычету арендатором суммы "входного" НДС, перечисленной в составе компенсации за потребляемые им коммунальные услуги, также не решается однозначно.

По мнению налоговых органов и Минфина России, сумму "входного" НДС арендатор не вправе принимать к вычету, так как у него отсутствует счет-фактура. Поскольку для целей НДС нет реализации, то и основание для выставления арендодателем арендатору счета-фактуры отсутствует. Таким образом, у арендатора не соблюдается одно из условий для возникновения права на вычет, установленное п. 1 ст. 172 НК РФ (Письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, ФНС России от 21.03.2006 N ШТ-6-03/297@ (ответ на 3-й вопрос раздела "В целях применения подпункта 7 пункта 1 статьи 164 НК РФ"), УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 N 16-15/58069, от 02.04.2009 N 19-15/31079.1, УФНС России по Московской области от 28.02.2007 N 23-26/0288). Эту позицию поддерживают и отдельные арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.2008 N Ф04-5318/2008(10782-А46-40), от 24.03.2008 N Ф04-2074/2008(2736-А45-41)).

Поэтому если арендодатель, следуя разъяснениям чиновников, счет-фактуру вам не выставляет, то сумму "входного" НДС, приходящуюся на долю потребляемых коммунальных услуг, вы можете учесть в составе расходов на основании пп. 1 п. 2 ст. 253, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ.

А как быть, если арендодатель все-таки выставил (перевыставил) счет-фактуру на стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором?

Позиция контролирующих органов однозначна - вычет применять нельзя (Письмо Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51). А вот судебная практика по данному вопросу разделилась.

Так, по мнению некоторых судов, арендатор вправе принять к вычету сумму "входного" НДС на основании перевыставленных счетов-фактур при условии соблюдения иных требований, установленных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 N А45-8185/2009, от 15.09.2009 N Ф04-5497/2009(19433-А45-29), ФАС Московского округа от 05.10.2009 N КА-А40/10030-09).

Отметим, что в поддержку данной позиции высказался и Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 10.03.2009 N 6219/08 и от 25.02.2009 N 12664/08. Мотивируя свое решение, суд указал, что без электроэнергии, воды, теплоэнергии и т.п. арендатор не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями. Поэтому обеспечение коммунальными услугами неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором и арендодателем за названные услуги значения не имеет.

В то же время существует и противоположная позиция. При этом суды подчеркивают, что арендодатель не вправе выставлять счета-фактуры на коммунально-бытовые услуги. И даже если он их выставляет, арендатор вычет применить не может, поскольку арендодатель поставщиком таких услуг не является (см., например, Определение ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2009 N Ф04-7965/2008(20062-А46-25), ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 N А10-1581/08-Ф02-6877/08, ФАС Центрального округа от 23.10.2008 N А36-1323/2007).

Правоприменительную практику по вопросу о том, может ли применить вычет арендатор, возместивший арендодателю коммунальные расходы, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Как видим, вопрос пока решается неоднозначно и применение налогового вычета в случае выставления арендодателем счета-фактуры на часть потребляемых арендатором коммунальных услуг может привести к спору с налоговыми органами.

ПРИМЕР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: