Научная методология каждой науки раскрывается через специфические самостоятельные методологические принципы.
Принцип – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к содержанию методологии.
Принципы методологии:
1) системный – все явления рассматриваются неизолированно, а в тесной взаимосвязи с другими. При системном принципе во взаимосвязи рассматриваются цели, содержание, методы, формы и субъекты (учитель и ученик);
2) личностный – он требует признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, творческого потенциала;
3) деятельностный – в основе лежит деятельность личности.
Деятельность – преобразование человеком окружающей действительности, а также решающее условие и средство развития личности. Исходной формой такого преобразования является труд, преобразующий природу человека, преобразующий самого себя. Любая деятельность имеет свою структуру: мотив, цель, действие, условия и средства, результат. Педагог должен правильно выбрать и организовать деятельность ребенка, переводя его в позицию субъекта деятельности.
|
|
4) культурологический – личность развивается не только на основе усвоения культуры народа, но и она вносит в нее что-то новое и становится творцом.
5) диалогический – личность формируется в процессе общения с окружающими, и мы рассматриваем ее как носителя взаимоотношений с другими людьми.
6) этнопедагогический – ребенок живет и развивается в определенной социальной среде, он принадлежит к определенному этносу – народу, поэтому педагогический процесс строится с опорой на национальные традиции, и мы должны их максимально использовать.
7) антропологический – впервые этот принцип выдвинул К.Д. Ушинский. Он подразумевал под ним использование данных всех наук в воспитании и обучении детей, а также их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Методы и организация педагогического исследования.
План.
Основные компоненты научного исследования.
Методы педагогического исследования.