В его основе лежат противоречия.
Противоречия бывают: внутренние и внешние, общие и индивидуальные.
Внутренние противоречия – противоречия порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. (противоречия между хочу и могу, знаю или не знаю, можно и нельзя, есть или нет).
Внешние противоречия – противоречия порожденные взаимодействием человека с окружающим миром, с другими людьми, обществом.
Общие (универсальные) – противоречия движущие развитием каждого человека и всех людей (между потребностями и возможностями).
Индивидуальные – противоречия обусловленные ситуацией развития каждого человека.
2 ) законперехода количественных изменений в качественные – закон развития личности;
3) закон отрицания отрицания – используется в педагогике когда мы изучаем мышление и развитие нравственной сферы личности. Действие этого закона полностью проявляется в целостном процессе развития человека;
4) биогенетический закон – основоположниками являются немецкие педагоги Э. Геккель и Ф. Мюллер: связь природных условий и форм человеческого развития, т.е большое внимание уделяется индивидуальному развитию личности во время всей жизни.
Для полноценного развития личности необходимы благоприятные условия.
Условие – это обстоятельство, от которого что-либо зависит и в котором что-либо происходит.
Условия бывают: внешние и внутренние.
Внешние условия – окружающая среда человека, в которой он живет и развивается.
Внутренние условия – физиологические и психические свойства организма.
Таким образом, в процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения и это ведет к дальнейшему развитию личности.