К особенностям эффективности форм воспитательной работы относятся:
1) наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия, когда можно оценить и зафиксировать позицию каждого по определенным критериям.
2) наблюдение за поведением учеников в ходе воспитательной работы и их отношениями после воспитательного мероприятия.
3) анкетирование участников деятельности. Т.е. как правило, использование анкет.
4) использование цветограммы. Каждый участник воспитательного мероприятия оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия.
5)символическая оценка настроения после внеклассного мероприятия. Например, после каждого классного часа предлагается школьникам зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками. (Светит солнце, тучи на небе и пробиваются лучи солнца, идет дождь). Символическая оценка, однако, используется не во всех случаях. Такие формы воспитательной работы, в которых важно оценить не эмоциональное состояние, а ее полезность и важность. Иногда эмоциональная оценка не является критерием эффективности воспитательного мероприятия.
|
|
6) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. Важным показателем эффективности любого воспитательного мероприятия является последействие. Т.е. когда подводятся итоги, за учебную четверть. Планируются новые воспитательные мероприятия и анализируются прошедшее воспитательное мероприятие.
Об эффективности форм воспитательной работы можно судить по тому, как участники включались в анализ, насколько глубоко они характеризуют проделанную работу и как оценивают собственную активность. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог внести коррективы в последующие действия и в планирование воспитательной работы, важно постоянно отслеживать результаты своей деятельности. В конце года учащимся предлагается вспомнить все мероприятия в которых они принимали участия и оценить их с помощью цветограммы или словесно.