Одним из важных критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы классного руководителя является уровень развития коллектива и отношения учащихся воспитательного процесса.
Важной характеристикой развития коллектива является социально – психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
1. удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности и руководства
2. преобладающее настроение
3. взаимоотношение взрослых и детей
4. уровень самоуправления
5. сплоченность и продуктивность совместной деятельности
6. чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив
7. защищенность всех членов коллектива
Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия учащихся.
Изучение коллектива может производиться на нескольких уровнях:
- ученик-ученик
- учитель-ученик
-учитель-учитель
-старший-младший
- родитель-педагог
|
|
- родитель-ученик
- родитель-родитель
Показатели взаимодействия участников воспитательного процесса характеризуется:
1. по взаимопознанию (личностные особенности, интересы, увлечения друг друга)
2. по взаимопониманию (понимание общей цели взаимодействия, принятие трудностей и заботы друг о друге, понимание мотивов поведения в различных ситуациях)
3. по взаимоотношениям (проявления такта, уважение позиции друг друга, эмпатия, внимание к мнению и предложений друг друга)
4. по взаимным действиям (активное участие в совместной деятельности, инициатива, помощь, поддержка друг друга)
5. по взаимовлиянию (способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнений друг друга при организации деятельности, изменение поведения после рекомендаций в адрес друг друга)