9.1. АНАЛИЗ СМИ
ПО ТИПОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ
Типологический анализ как метод научного исследования используется для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации групп объектов (как сосуществующих, так и разделенных по времени). Это сравнительное изучение осуществляется путем выявления сходства и различия изучаемых объектов на основании надежных способов их идентификации. При этом обязательно соблюдение двух принципов: изучаемые объекты понимаются как системы, и эти системы рассматриваются в их развитии. В результате строится некая типовая модель исследуемого множества объектов: обобщенная, идеализированная, теоретически сконцентрированная на наиболее существенных характеристиках[61].
Типологический анализ предполагает определение существенных признаков, присущих данному типу СМИ.
Тип – это мысленная конструкция, позволяющая выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы объектов[62].
Тип издания – это образ, модель однотипных изданий, входящих в отдельно взятое типологическое множество, которое может быть родом, видом, подвидом или другим квалификационным множеством. Причем основой типоформирующего признака этого множества является интегральный результат, который возникает в процессе функционирования каждого отдельного издания, в него входящего[63].
В теории журналистики существуют разные методики проведения типологического анализа СМИ. Рассмотрим некоторые из них.
Одной из универсальных методик типологического анализа, которая подходит для исследования как печатных, так и аудиовизуальных СМИ, является методика, предложенная авторами М.В. Шкондиным и Л.Л. Реснянской. Согласно им, при типологическом описании необходимо затрагивать следующие признаки СМИ:
1. Технологические признаки:
-используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ);
-формат изданий и программ;
-тираж (в случае печатного СМИ);
-объем изданий / продолжительность вещания;
-периодичность выхода (ежедневное, еженедельное, ежемесячное издание или программа;
-время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.).
2. Экономические признаки:
-форма собственности (государственная, коммерческая, смешанная, собственность общественных организаций, иностранный капитал);
-характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты – за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты – за счет поступлений от рекламы; коммерческие бюджеты – подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг и др.);
-по результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ).
3. Аудиторные признаки (по характеру аудиторных групп):
-территория распространения (транснациональные, национальные (общероссийские), межрегиональные, региональные, местные СМИ);
-по формату (массовые, «качественные» (в том числе деловые издания), издания бульварного типа);
-по профилю аудитории (ориентированные на определенные возрастные группы - детей, молодежь и т.д.; для женщин / мужчин; для отдельных групп населения – членов партии, верующих, работников образования и пр.).
4. Х арактер, тип информации:
-по освещаемой тематике (предмету отражения):
а) массово-публицистические издания и программы (отражают публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики),
б) литературные издания и программы,
в) художественные;
г) художественно-публицистические;
д) литературно-художественные;
е) культурно-просветительские;
ж) для развлечения, игр, проведения досуга;
з) учебные и методические;
и) научные;
к) научно-популярные;
л) научно-практические;
м) научно-производственные;
н) производственно-практические;
о) официально-документальные;
п) религиозные;
р) рекламные, информационно-справочные;
с) другие;
-по политической ориентации (лояльные власти или оппозиционные ей; правые, левые, центристские; либеральные, коммунистические, национал-патриотические, социал-демократические и пр).
5. Целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций):
-информационные,
-аналитические,
-организационные,
-коммуникация в сфере экономики (политики, науки, искусства и пр.),
-и пр.
6. Организационные признаки:
-по организационно-правовой форме (ОАО, ЗАО, АНО и пр.);
-организационно-политические (СМИ, учредителем или издателем которых являются государственные, а также партийные, профсоюзные и другие организации гражданского общества);
-организационно-экономические (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ);
-СМИ различных научных, образовательных организаций;
-СМИ творческих союзов (театральных и других обществ) и др.[64] М.В. Шкондин и Л.Л. Реснянская отмечают, что в процессе типологического анализа издания выясняется, насколько реальные характеристики исследуемого объекта соответствуют тем, которые должны быть свойственны ему согласно его месту в системе печати, занимаемой информационной нише. Одной из общепризнанных является методика, предложенная исследователем журналов А.И.Акоповым. Несмотря на то, что сам Акопов разработал ее для анализа журнальных изданий, считается, что она подходит и для других типов печатных СМИ.
Итак, согласно А.И. Акопову, существуют типоформирующие, вторичные и формальные типологические признаки изданий[65] [14]. Типоформирующие (типообразующие) признаки – это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания.
В состав типоформирующих признаков входят:
1. издатель – учреждение, общественная организация или иной социальный институт, выпускающий данный орган печати;
2. цели и задачи – проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;
3. читательская аудитория – категория людей, читающих данное издание.
Таким образом, первая группа признаков отвечает на вопросы: кто, для кого и с какой целью выпускает издание. Эти три признака неразрывно связаны друг с другом и в совокупности формируют тип печатного издания.
Вторичные (зависимые) признаки – вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяемых этим типом.
В число вторичных признаков входят:
1)авторский состав – контингент авторов материалов, публикуемых в издании;
2) внутренняя структура – система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;
3) жанры – набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;
4) оформление (дизайн) – наличие или отсутствие элементов художественного оформления.
На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура. Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом предопределяет успех издания на информационном рынке.
Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж, называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).
Формальные типологические признаки – это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков. Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:
1) периодичность – число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);
2) объем – размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;
3) тираж – количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.
Осуществив типологический анализ по методике, предложенной А.И. Акоповым, можно определить тип конкретного издания или группы изданий, а также выстроить модель издания того или иного типа.
Пример: воспользовавшись методикой типологического анализа А.И. Акопова, разработаем модель общественно-политической газеты.
Типоформирующие признаки общественно-политической газеты:
1. Если говорить об издателе (владельце) общественно-политических газет, то ими, по преимуществу, являются:
а) главы промышленно-финансовых групп, лояльно относящихся к правительству (к примеру, общественно-политическая газета «Коммерсантъ» принадлежит главе дочерней компании «Газпрома» - "Газпроминвестхолдинга" – Алишеру Усманову; владельцы «Промсвязьбанка» братья Ананьевы контролируют издательский дом «АиФ»);
б) государство (известно, что количество прибыльных общественно-политических газет в стране колеблется в пределах от 10 % до 12 % их общего количества, остальные издания в той или иной мере живут на дотации государства);
в) политики или политические партии (они начинают выпускать издание либо накануне выборов, как, к примеру, это делает СПС, выпуская газету «Проблема №1», либо издают газету на постоянной основе, как бывший депутат Государственной Думы РФ, бизнесмен Александр Лебедев и экс-президент СССР Михаил Горбачев, которым принадлежит «Новая газета»).
2. Выпуск общественно-политической газеты, как правило, бывает инициирован следующими целями и задачами:
а) все перечисленные типы владельцев стремятся к оказанию влияния на массовое сознание и поведение людей посредством представления определенной картины действительности и формирования общественного мнения;
б) политики и политические партии стремятся обеспечить поддержку собственных взглядов среди населения, сформировать свой электорат, обеспечить свое политическое влияние;
в) в современных рыночных условиях не стоит сбрасывать со счетов и такую цель, преследуемую владельцами, как получение прибыли от выпуска издания. Переход общественно-политических газет «Аргументы и Факты» и «Комсомольская правда» на формат массового издания был инициирован, среди прочего, и желанием увеличить прибыль от выпуска газеты за счет расширения аудитории.
3. Какая же аудитория у общественно-политических газет?
Наибольший интерес к изданиям общественно-политического характера проявляют мужчины: 29 % против 20 % женщин читают эти издания 4–5 раз в неделю и чаще. Так же общественно-политическую прессу предпочитают люди зрелого возраста. Средний возраст читающих ее составляет 33–36 лет [6].
Итак, общественно-политическая газета приобретается сегодня представителями политической и экономической элиты как актив, позволяющий оказывать влияние на сознание и поведение критически настроенной аудитории.
И далее по схеме.
Для типологического анализа теле- и радиокомпаний можно использовать методику, предложенную профессором Я.Н. Засурским. Согласно ему, при определении типа теле- или радиокомпании, необходимо учитывать:
1. Тип собственности компании:
-государственное радиовещание/телевещание, включающее центральные общероссийские радио- и телеканалы и муниципальные телекомпании и радиостанции;
-телекомпании и радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;
-коммерческие и частные телекомпании и радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа холдинги;
-телекомпании и радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.
2. Охват аудитории компанией:
-общенациональные и центральные компании;
-региональные телекомпании и радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;
-локальные телекомпании и радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.
3. Тематическую направленность, характер предлагаемой информации:
- телекомпании / радиостанции универсального, или общего, характера;
- информационные телекомпании и радиостанции;
- музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату;
- информационные, информационно-развлекательные, развлекательные, научно-популярные и другие телекомпании.
4. Рейтинг популярности среди населения (отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей).
9.2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Основой анализа творческой деятельности определенного журналиста может послужить информация, полученная в ходе контент-анализа созданных им журналистских текстов, а также почерпнутая из интервью с самим журналистом и его коллегами. Другое дело, что не всегда есть возможность побеседовать с интересующим исследователя журналистом, особенно если он не является сотрудником местного издания.
Обозначим основные направления анализа творческой деятельности журналиста:
1. История творческой деятельности.
Такие факторы как образование, стаж и место работы, этапы профессиональной деятельности, а также круг обязанностей (или должности), которые выполнял (занимал) журналист, влияют на процесс творчества, отражают развитие творческой деятельности индивида.
Подобная информация может быть получена в ходе глубинного интервью с журналистом.
2. Анализ творческой деятельности.
Здесь важны следующие моменты:
- активность журналиста (умение находить и разрабатывать новые темы, интересные для аудитории);
- владение журналистскими методами сбора информации, такими, как наблюдение, интервью, эксперимент, работа с документами;
- источники информации, с которыми предпочитает работать журналист (документы, люди, предметно-вещественная среда); можно проанализировать, сколько источников информации в среднем использует в одном материале журналист;
- умение работать в различных жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических);
- владение методами анализа информации, такими как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация, классификация, типологизация;
- владение методами предъявления фактов (описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация).
В основном, данные по этим критериям могут быть получены на основе контент-анализа журналистских материалов интересующего вас автора.
3. Анализ результатов деятельности (созданных материалов).
Согласно М.Киму[66], главными критериями творчества являются оригинальность результата, его новизна и актуальность. Исходя из этого, критериями для оценки результатов творческой деятельности определенного журналиста могут быть следующие:
- каковы основные объекты творчества журналиста (какие проблемы и темы разрабатывает журналист, его тематическая специализация);
- актуальность и социальная значимость разрабатываемой тематики, исследуемых проблем;
- новизна и конструктивность идеи материала;
- особенности публицистического стиля автора (Е.С. Дорощук в качестве особенностей авторского стиля предлагает рассматривать его аналитичность / художественность, эвристичность / репродуктивность, дифференцированность / интеграцию[67]);
- владение образными и выразительными средствами при построении текста;
- текстовые характеристики творческого стиля (особенности композиции, предпочтительный вид сюжета, особенности архитектоники, предпочтительная структурная модель текста);
- тип текста с точки зрения творчества: эвристический (создающий что-то новое в содержании или форме), качественный продукт, массовый продукт.
Результаты деятельности журналиста также оцениваются на основе контент-анализа созданных им материалов.
Мы рассмотрели многообразие методов, используемых при изучении журналистики. Владение средствами научного познания позволяет организовать и успешно реализовать научно-исследовательскую деятельность студента. Курсовая или дипломная работа, выполненная в соответствии с правилами и нормами научного познания, демонстрирует исследовательскую культуру автора и производит благоприятное впечатление на тех, кто с ней знакомится.