Использование дополнительной информации

Статья 89 НК РФ предусматривает, что инспекции могут использовать при выездных проверках сведения о деятельности налогоплательщика, не ограничивая источники их получения. Нормы Кодекса не содержат запрета на использование информации, полученной налоговым органом в соответствии с нормами закона до начала или после проведения ВНП.

Налоговая инспекция проводит проверку на основании документов, как представленных самим налогоплательщиком, так и полученных в результате других проверок, а также с учетом информации, имеющейся о налогоплательщике у налогового органа.

Налоговые органы вправе запрашивать у компетентных государственных органов информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, и использовать полученные сведения при принятии решений по результатам проверок и доказывании правомерности своей позиции в суде. Исходя из положений п. 3 ст. 82, ст. ст. 87, 89 НК РФ документы, запрошенные инспекцией в соответствующих органах до или после окончания проверки, также могут быть приобщены к материалам проверки для подтверждения достоверности сведений и выводов, отраженных в акте проверки. Подобная информация должна оцениваться судом по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора.

Соотношение результатов камеральной и выездной проверок

Из содержания ст. ст. 88, 89 НК РФ следует, что указанные нормы не исключают проведения ВНП по налоговому периоду, по которому ранее уже проводилась камеральная проверка. Значит, факт проведения камеральных проверок деклараций налогоплательщика за отчетные (налоговые) периоды не исключает возможность их повторного рассмотрения в ходе выездной проверки с исследованием всех первичных документов, подтверждающих факт несения расходов, и не является основанием для признания такой проверки повторной.

Объем исследуемых в ходе камеральной и выездной проверок документов не одинаков, и объективная возможность вынесения противоречивых решений по таким проверкам не исключается. Поэтому по итогам ВНП не исключена и возможность корректировки сумм налога, установленных в ходе камеральных проверок.


Организация работы налоговых органов по выездным налоговым проверкам. Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Для проведения выездных налоговых проверок в инспекциях ФНС России созданы отделы выездных налоговых проверок. Как правило, в инспекции создается два или три отдела, при этом один из отделов за­нимается выездными проверками основных налогоплательщиков.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, силами не менее чем двух налоговых инспекторов. Это связано с необходимостью изучения в ходе проверки большого объема первичных документов и выполнения многих процедур по обеспечению доказательств выявленных нарушений. При групповой работе обеспечивается быстрое взаимное обучение сотрудников методике проверки тех или иных вопросов и обмен опытом между ними. Проверка группой сотрудников целесообразна и с точки зрения обеспечения их безопасности.

В отделах выездных налоговых проверок, как правило, нет постоянных, участвующих во многих проверках групп. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении проверки. Выделяется сотрудник, ответственный за результаты проверки, который не только проверяет отдельные вопросы сам, но и координирует работу других участников группы. Налоговый инспектор, ответственный за проведение проверки, занимается также оформлением ее результатов, участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.

Эффективность выездной налоговой проверки в значительной мере зависит от правильности выбора объекта для нее.

В настоящее время установлен единый порядок работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок.

Планирование выездных налоговых проверок является важным подготовительным этапом контрольной работы налоговой инспекции. Планирование состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале; сроков, объемов и категорий указанных проверок; видов налогов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.

Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок организуется на основе ежеквартально составляемых планов.

Предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение сотрудниками инспекции всей имеющейся информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности проведения проверок.

Процедуры планирования и подготовки выездных налоговых проверок

Важнейшими составными частями процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

1) Формирование информационного массива данных о налогоплательщиках;

2) Камеральная проверка и камеральный анализ налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также бухгалтерской отчетности;

3) Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому и территориальному принципу;

4) Выбор объектов проверки;

5) Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением;

6) Предпроверочный анализ налогоплательщиков, отобранных для проведения выездной налоговой проверки;

7) Подготовка и составление перечня вопросов по видам налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодам их проверки;

8) Предварительная подготовка предложений о категории выездной налоговой проверки, о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, о количестве специалистов налоговых органов, необходимости привлечения к проверке специалистов правоохранительных и иных контролирующих органов.

Первый этап работы по планированию выездных налоговых проверок – это формирование массива данных о налогоплательщиках.

В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы МНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций:

1) по учету налогоплательщиков (ЕГРН);

2) по бухгалтерской и налоговой отчетности;

3) по камеральным и выездным налоговым проверкам;

4) об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов;

5) по контрольно-кассовым машинам;

6) по контролю за алкогольной и табачной продукцией;

7) по валютному контролю;

8) ПИК «Таможня».

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц:

9) ГТК России;

10) Банка России;

11) органов МВД России;

12) БТИ об учете недвижимого имущества;

13) ГИБДД МВД России (о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах);

14) территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;

15) средств массовой информации;

16) лицензирующих органов;

17) МПС России;

18) Прокуратуры РФ;

19) другие источники.

Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов (баз данных) налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе - Досье на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.

Досье налогоплательщика состоит из разделов, определенных ФНС России. Кроме этого, в досье налогоплательщика включаются:

1. сведения о внешнеторговых операциях налогоплательщика;

2. информация об открытых (закрытых) налогоплательщиками счетах в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в банках за пределами территории Российской Федерации;

3. сведения от ФТС России по импортерам (по ГТД, паспортам сделок, учетным карточкам, об уплате таможенных платежей и т.п.);

4. крупные финансовые вложения (приобретение вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, приобретение вкладов по договорам простого товарищества, приобретение недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней).

Вторым этапом работы по подготовке к выездным налоговым проверкам является анализ результатов камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщиков.

Он позволяет сделать вывод о наличии вероятности совершения налогового правонарушения, дающей основание для включения организации в план выездных налоговых проверок.

Проведение камерального анализа включает в себя:

1. анализ своевременности представления плательщиками налоговых деклараций, своевременность уплаты налогов;

2. проверка логической связи между отдельными отчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

3. проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

4. сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

5. увязку отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Третьим этапом работы по подготовке к выездным налоговым проверкам является проведение финансово-экономического анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, при этом налоговыми органами должен быть обеспечен сбор информации о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов и ее анализ на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, отражающим объемы производства и реализации продукции (работ, услуг).

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности отделом составляется заключение, содержащее рекомендации об отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин.

Четвертый этап – отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Основная цель отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок - выделить для включения в план проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательной проверке в соответствии с требованиями действующих законодательных и иных нормативных актов и инструкций, по которым имеется поручение и указание вышестоящих налоговых органов или правоохранительных органов на проведение выездной налоговой проверки.

2. Налогоплательщики, выездная налоговая проверка которых с максимальной степенью вероятности обеспечит поступление в бюджет наибольшей суммы доначисленных налогов, а также пени и налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Отбор проводится с учетом следующих принципов:

Обеспечение обязательного отбора для проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:

· организации, являющиеся крупнейшими и основными налогоплательщиками;

· реорганизуемые или ликвидируемые организации;

· организации, представляющие «нулевые балансы» или не представляющие налоговую отчетность, в отношении которых имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

· налогоплательщики, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других налоговых органов (например, возмещение НДС по экспорту);

· налогоплательщики, у которых последняя проверка выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;

· отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль (доход) на протяжении ряда налоговых периодов.

Частота проверок зависит от характера деятельности предприятия. Например, экспортеров проверяют чаще других предприятий. Кроме того, при проведении проверок принимается во внимание использование предприятием льгот: как правило, чем их больше, тем выше вероятность проверки.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

30 мая 2007 г. Приказом ФНС России N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ N ММ-3-06/333@) утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция). Данная Концепция разработана в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий, предоставленных им НК РФ.

Разработанная ФНС Концепция предусматривает определенный подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, единый для всех налоговых органов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово – хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепцией утверждены 12 критериев.

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10.Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Пятый этап. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

План проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа и является составной частью плана контрольной работы налогового органа.

Корректировка плана выездных налоговых проверок может проводиться только при наличии серьезных оснований, таких как получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов, поручений правоох­ранительных органов по проверке плательщиков, не включенных в план и т. п. Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

Шестой этап. Предпроверочный анализ налогоплательщиков, отобранных для проведения выездной налоговой проверки.

Предпроверочный анализ данных о налогоплательщике проводится по каждому плательщику, включенному в план непосредственно перед началом проверки.

Предпроверочный анализ информации позволяет максимально экономить силы и время непосредственное при проверке и обеспечивает высокую эффективность и результативность ее проведения.

Анализируется заключение отдела камеральных проверок, содержащее рекомендации о проведении проверки с обоснованием причин, послуживших основой для таких выводов. Результаты камеральной проверки и материалы предшествующих выездных налоговых проверок позволяют оценить масштабы финансово-хозяйственной деятельности и ее основные направления, выделить сферы деятельности, в которых выявление налоговых правонарушений наиболее вероятно и на которые следует обратить внимание. Данные оперативно-бухгалтерского учета показывают полноту и своевременность уплаты налогов организацией. Вся эта информация дополняется косвенной информацией о налогоплательщике, полученной от других налоговых органов и их иных источников. В ходе подготовки к проверке и при ее проведении могут оказаться весьма полезными:

1) сведения о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

2) информация о владении недвижимым имуществом и совершении сделок с ним;

3) информация о наличии автотранспортных средств, недвижимого имущества;

4) информация о внешнеэкономической деятельности;

5) информация о выдаче лицензий;

6) информация о грузоперевозках и т.п.

Седьмой этап. В ходе предпроверочного анализа информации о налогоплательщике решаются следующие вопросы:

1) оценивается предполагаемый объем предстоящей работы и определяется состав проверяющей группы;

2) определяется необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов;

3) определяются основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки;

4) определяется период, за который будет проверяться финансово-хозяйственная деятельность и вид проверки (комплексная или по отдельным видам налогов и сборов);

5) намечаются методы проведения проверки, определяется необходимость проведения встречных проверок, целесообразность проведения инвентаризации имущества, осмотра помещений и т.п.

При выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации с одновременной проверкой филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений (если головная организация состоит на учете в данном налоговой органе) следует не позднее, чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки, подготовить запросы в налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений о выделении должностных лиц для проведения проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения.

Восьмой этап. Подготовка и составление перечня вопросов по видам налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодам их проверки, подготовка решения назначении выездной налоговой проверки.

Как правило, в программу выездной налоговой проверки в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

1. Общие положения.

2. Состояние бухгалтерского и налогового учета.

3. Правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов от реализации.

4. Полнота и правильность отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с производством и реализацией.

5. Правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества.

6. Правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов и расходов от внереализационных операций.

7. Правильность исчисления налога на прибыль организаций.

8. Правильность исчисления налога на добавленную стоимость.

9. Правильность исчисления налога на имущество организаций.

10. Проверка правомерности использования льгот по налогам.

11. Правильность и полнота исчисления:

- транспортного налога;

-земельного налога;

- налога на добычу полезных ископаемых;

-водного налога;

- единого налога на вмененный доход;

- налога на доходы физических лиц;

- соблюдение валютного законодательства.

Предпроверочная работа завершается подготовкой решения о назначении выездной налоговой проверки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: