Санитарные правила
«Санитарно - эпидемиологические требования к объектам
Воспитания и образования детей и подростков»
Общие положения
1. Настоящие санитарные правила (далее – Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выбору земельного участка под строительство, к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, вводу в эксплуатацию, водоснабжению, канализации, отоплению, освещению, вентиляции, микроклимату, содержанию и эксплуатации, условиям воспитания, проживания, организации питания, гигиеническому воспитанию (личной гигиене)персонала, к условиям воспитания и обучения (к школьным учебникам), производственной практике, медицинскому обеспечению, на объектах воспитания и образования детей и подростков.
2. Настоящие Санитарные правила распространяются на объекты воспитания и образования детей и подростков, осуществляющих следующую деятельность:
1) дошкольное воспитание и обучение (детские ясли и сады всех типов, центры дошкольного воспитания с полным и кратковременным пребыванием детей, услуги няни);
2) реализацию образовательных программ среднего общего (школы, гимназии, лицеи), учебные программы технического и профессионального, после среднего образования (профессиональные лицеи, училища, колледжи, высшие технические школы) и высшего профессионального образования (университеты, академии, институты и приравненные к ним (консерватории, высшие школы, высшие училища), а также специальные и коррекционные;
3) воспитание и организацию мест проживания детей и подростков (дома ребенка, организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры адаптации несовершеннолетних, интернатные организации, дома юношества, пансионаты, медресе, приюты и другие);
4) организацию досуга, физическое воспитание и развитие творческих способностей детей и подростков (учреждения дополнительного образования) – центры творчества детей и молодежи, музыкальные, спортивные и художественные школы, детско-юношеские центры, дворовые клубы, станции юных натуралистов, учебно-производственные комбинаты, учебные курсы и другие внешкольные организации).
3. Объекты воспитания и образования детей и подростков, введенные в эксплуатацию до принятия санитарных правил, приводятся в соответствие с требованиями настоящих Санитарных правил в сроки, согласованные с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Контроль выполнения настоящих Санитарных правил осуществляет государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. При проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводятся лабораторно-инструментальные исследования объектов воспитания и образования детей и подростков в соответствие с приложением 1к настоящим Санитарным правилам.
6. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:
1) малокомплектная школа – общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;
2) специальная одежда – комплект защитной одежды персонала, предназначенной для защиты сырья, вспомогательных материалов и готового продукта от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и других загрязнений;
3) бракераж – оценка качества продуктов питания и готовых блюд по органолептическим показателям;
4) гимназия – учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;
5) заготовочная – помещение, где производится подготовка продовольственного сырья и выработка полуфабрикатов;
6) доготовочная – помещение, в котором осуществляется приготовление готовой пищевой продукции из полуфабрикатов;
7) физическое воспитание – сфера деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;
8) общеобразовательная школа – среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящие из трех ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно;
9) полуфабрикаты – сырые продукты питания, предварительно подготовленные к тепловой обработке;
10) срок годности – период, до истечения которого пищевая продукция считается безопасной для использования по назначению при соблюдении условий процессов (стадий) производства (изготовления), оборота пищевой продукции;
11) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – государственное учреждение системы образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
12) суммарная учебная нагрузка– сумма учебных часов с часами, выделяемыми на проведение факультативных и секционных занятий, кружков;
13) инсоляция – нормируемый показатель солнечной радиации для гигиенической оценки помещения;
14) интернатные организации – организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания;
15) интерлиньяж – промежуток, пробел между двумя строками в книге и других печатных изданиях;
16) центры адаптации несовершеннолетних (далее – ЦАН);
17) утомление – состояние временного снижения функциональных возможностей организма, снижение работоспособности;
18) рядная расстановка – расстановка мебели и оборудования рядами в центре помещения, друг за другом;
19) кегль (кегель) – размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства) над и под очком, измеряется в пунктах – 1 пункт равен 0,376 миллиметров (далее – мм);
20) климатическая зона – территория, выделяемая по климатическим признакам (температура, влажность);
21) общественное питание – деятельность, связанная с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания;
22) учреждения дополнительного образования детей – внешкольные учреждения, предназначенные для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга;
23) режим дня – установленный порядок дня в организациях воспитания и образования для детей и подростков;
24) литера – прямоугольный брусок из типографского сплава, дерева или пластмассы с рельефным изображением буквы, цифры или знака в торце;
25) лицей – среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;
26) организации дошкольного воспитания и обучения (далее – ОДВО) – дошкольные организации вместимостью от 4 до 12 групп, реализующие образовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности, а также оказывающие дополнительные оздоровительные и другие предусмотренные законодательством услуги;
27) предшкольные классы – классы для детей пяти, шести лет в общеобразовательных школах, в которых проводится одногодичная обязательная бесплатная предшкольная подготовка;
28) школьный учебник – книга для учащихся, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры;
29) учебный час – продолжительность урока (занятий) или лекции от начала до перемены (перерыва) для организаций технического и профессионального образования
30) учебная нагрузка – суммарная нормируемая занятость учащихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе для каждой возрастной группы, которая измеряется в учебных часах;
31) учебная нагрузка, режим занятий обучающихся и воспитанников определяется утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования;
32) учебное пособие – литература для учащихся и воспитанников, в которой излагается материал по определенной дисциплине соответствующей учебной программе;
33) оптимальные микроклиматические условия – сочетание количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на детей обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции;
34) центральная расстановка – расстановка мебели и оборудования в центре помещения группами;
35) очко – печатающая поверхность выпуклого зеркального изображения буквы или знака на литере, стереотипе;
36) периметральная расстановка – расстановка мебели, оборудования вдоль стен (по периметру);
37) петит – типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 8 пунктам (около 3 мм);
38) рекреация – помещение для отдыха и восстановления сил учащихся во время перемены и в свободное от занятий время;
39) духовные (религиозные) организации образования – учебные заведения, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки священнослужителей;
40) срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативных документах;
41) санитарно-дворовые установки (СДУ) – не канализованный туалет, расположенный на территории объекта, на расстоянии не менее 25 метров (далее – м) от зданий, имеющий надземную часть и выгребную яму. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков). Выгреб выполнен из водонепроницаемого материала. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не более 3 м;
42) дом ребенка – государственное учреждение, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям от молодых матерей, рожденных вне брака, а также детям с дефектами умственного и физического развития;
43) септик – сооружение для очистки небольших количеств бытовых сточных вод, представляющий собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из одного или нескольких камер, через которые протекает сточная жидкость;
44) спортивные объекты – организации, деятельность которых связана с организацией и осуществлением лечебно-оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, учебно-воспитательных работ и культурного досуга детей и подростков;
45) наполняемость классов – это количество учащихся в классе относительно к площади помещения учебного класса;
46) товарное соседство – условия, исключающие совместное хранение и реализацию сырых и готовых продуктов, предотвращающие их загрязнение и проникновение посторонних запахов, отражающихся на качестве товара;
47) утренний фильтр– профилактическое медицинское мероприятие, направленное на предупреждение заноса инфекционного заболевания;
48) скоропортящиеся пищевые продукты – пищевые продукты, требующие специальных условий транспортировки, хранения и реализации в строго регламентируемые сроки;
49) технологическое оборудование – совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для работы производства;
50) коэффициент естественного освещения (далее – КЕО) – нормируемый показатель естественного освещения помещения;
51) рациональное питание– сбалансированное питание, с учетом физиологических и возрастных норм питания;
52) групповая ячейка– набор помещений для детей организации дошкольного воспитания и обучения одной группы;
53) наполняемость групп–нормируемое количество детей в группе;
54) загрузочная – место приема продовольственного сырья и пищевых продуктов;
55) форзац – два четырехстраничных листа, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороной переплета, а второй — последний лист блока с задней стороной;
56) маломобильные группы населения – инвалиды, с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках и/или с помощью других вспомогательных средств, а также слабовидящие и/или лишенные зрения граждане, передвигающиеся с помощью сопровождающих;
57) малые дошкольные образовательные организации (мини-центры) – дошкольные организации вместимостью до 3 групп размещаются в отдельном стоящем здании, в многоквартирном жилом доме, а также во встроено–пристроенных помещениях;
58) шмуцтитул — заголовок части учебника (рубрика) на отдельной, чистой, без текста, обычно нечетной странице;
59) гарнитура шрифта – комплект шрифтов, имеющих различные кегли (размеры) и начертания, но одинаковый рисунок очка.
2. Санитарно - эпидемиологические требования