Раздел 1 Профилактика и коррекция химических зависимостей
1.1 Зависимость: понятие и виды. Знакомство с видами профилактики зависимого поведения: универсальной, избирательной, по показаниям (целевые группы, методы, использующиеся в каждом из видов профилактики).
Задание: составить план профилактических мероприятий для различных целевых групп. Обосновать и представить развернутое объяснение целесообразности предлагаемых мероприятий.
Литература:
1. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2004.
2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: «Речь», 2003. – 120 с.
1.2 Никотинизм. Профилактика и психотерапия курения: методика саногенного мышления Ю.М.Орлова, экспресс-метод И.А.Паршутина.
Задание: дать экспертную оценку программ самопомощи отказа от курения. Проанализировать используемые технологии работы, найти сильные и слабые стороны данных программ.
Литература:
1. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2004.
2. Литвиненко В.И. В тени зависимой семьи. Детские и подростковые проблемы. - Полтава: 2001. - 104 с.
|
|
1.3 Алкоголизм. Профилактика: первичная, вторичная, третичная. Лечение: медикаментозное, условно-рефлексивное, психотерапевтическое. Общество «Анонимные алкоголики».
Задание: дать экспертную оценку различным видам лечения алкоголизма. Проанализировать используемые технологии работы, найти сильные и слабые стороны данных программ.
Литература:
1. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2004.
2. Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти. М., Воронеж, МОДЭК, 2001.
3. Литвиненко В.И. В тени зависимой семьи. Детские и подростковые проблемы. - Полтава: 2001. - 104 с.
1.4 Наркомания. Токсикомания. Современные методы лечения: программа «Детокс», метод Маршака, метод Назаралиева, кодирование, гемосорбция, метадоновые программы, стереотоксическая операция. Психотерапевтические методы лечения токсикомании. Группы токсикоманов.
Вопросы:
1. Выделить основные группы химических веществ по специфике воздействия на организм.
2. Какие видимые изменения вызывает употребление химических веществ (сленговая речь, внешний вид, особенности поведения, реагирования).
Задание: дать экспертную оценку различным видам лечения наркомании. Проанализировать используемые технологии работы, найти сильные и слабые стороны данных программ.
Литература.
1. Психология зависимости: хрестоматия/Сост. К.В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 2004.
2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: «Речь», 2003.
3. Буркин М.М., Горанская С.В. Основы наркологии. – Петрозаводск: «Карелия», 2002.
4. Шаг за шагом от наркотиков, книга для родителей. – СПб, 2000.
|
|
1.5 Первичная, вторичная и третичная профилактика химических зависимостей. Цель: познакомиться с принципами построения программ первичной профилактики зависимостей на примере одной из них. Знакомство с видами профилактики зависимого поведения: универсальной, избирательной, по показаниям (целевые группы, методы, использующиеся в каждом из видов профилактики).
Анализ существующих программ первичной профилактики химических зависимостей: «Перекресток», «Твой выбор», «ДОМ», «Выбираю жизнь».
Вопросы:
1. Какие виды профилактики существуют и какие специалисты их реализуют?
2. Рассказать о целях каждого из видов профилактики и контингентов воздействия.
3. Какие приемы и методы используют психологи, организующие первичную профилактику?
4. Из каких основных блоков должна состоять программа тренинга?
5. Попробуйте дать экспертную оценку данной программе, отметьте ее положительные моменты и недостатки.
Задание: посещение наркологического диспансера «Катарсис» для знакомства с функционированием учреждения по работе с зависимыми.
Литература.
1. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: «Речь», 2003.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей, метод сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2002.
3. Программа «ДОМ – Дети, Общество, Милиция». – М. 2002.
4. Психология зависимости: хрестоматия/Сост. К.В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 2004.
5. Шаг за шагом от наркотиков, книга для родителей. – СПб, 2000.
6. Профилактика злоупотребления наркотиками среди детей и подростков/руководство под ред. З. Слобода. – СПб, 2000.