По территориальному масштабу деятельности различают органы общегосударственные (центральные) и местные. Таким образом, как упоминалось ранее, территориально-административное деление государства отчасти определяет структуру уровней государственного управления.
На общегосударственные (центральные) органы возложены функции решения вопросов обороны, внешней политики, экономического и социального развития, связи, транспорта, жизнеобеспечения государства в целом. Принятые ими решения нося общеобязательный характер. К общегосударственным органам, представляющим все общество, относятся: аппарат Президента Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и комитеты; администрации государственных объединений (учреждений), подчиненных Совмину. Их полномочия распространяются на всю республику.
Очевидно, что особенности государственного устройства оказали существенное влияние и на структуру органов государственного управления в Республике Беларусь. Широко известно, что унитарное устройство государства (которым характеризуется Беларусь) предполагает подразделение на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти. Что касается федерации, то она представляет собой единое государство, но с обширной государственной автономией его составных частей.
|
|
Унитарными являются такие государства, как Франция, Великобритания, Италия, Турция, Япония, Финляндия и др. Унитарное устройство означает:
ü Единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют руководство всеми соответствующими сферами общественной жизни;
ü Единую конституцию, систему законодательства, гражданство;
ü Умеренную децентрализацию власти с передачей местным органам сравнительно широких властных полномочий, не затрагивающих основ суверенитета;
ü Осуществление всех внешних межгосударственных сношений центральными органами;
ü Наличие единых вооруженных сил, руководство которыми осуществляют центральные органы государственной власти.
Однако если унитарное государство имеет единую властную структуру, то в федеративном государстве помимо горизонтального разделения власти существует также вертикальное разделение между федеральным центром и субъектами федерации, которые имеют собственные законодательные собрания, правительства и конституции. При этом приоритет принадлежит федеральной конституции, и все законы, принимаемые субъектами федерации, должны соответствовать духу и букве федеральной конституции.
|
|
В целом ряде демократических государств муниципальные органы или органы местного самоуправления выведены за скобки властной структуры.
Вместе с тем с точки зрения властных полномочий, выполняемых функций и особенно деятельности по управлению обществом правительство федеративного государства мало отличается от правительств унитарных государств. И то и другое правительства занимаются схожими проблемами: это управление экономической и социальной сферой, обеспечение бесперебойного функционирования властной вертикали, организация исполнения государственных законов, разработка и представление законодателям государственного бюджета и обеспечение его исполнения, проведение еденной финансовой и денежно-кредитной политики, управление государственной собственностью, обеспечение государственной безопасности и пр.
Также в унитарном, равно как и в федеративном государстве немаловажную роль играют власти среднего уровня: в унитарном государстве – это власти области, провинции, департамента и т.д., а в федеративном – субъекты федерации: земли в ФРГ, штаты в США и Индии, провинции в Канаде и т.д.