Три пути получения знаний

Гальперин, Ждан «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ».

Содержание:

1. Карл Роджерс «К науке о личности»……………………………стр.2-16

2. Б.Ф.Скиннер «Оперантное поведение»

3. У. Найссер «Что такое когнитивная психология»

КАРЛ РОДЖЕРС

К НАУКЕ О ЛИЧНОСТИ

Я разделяю мнение Маслоу и некоторых других о том, что в американской психологии существуют три боль­ших направления исследований. Они похожи на три океанских течения, текущих рядом, иногда перемеши­вающихся, неясно очерченных, но остающихся все же вполне отличимыми друг от друга. Подобно обломкам, которые можно найти на поверхности любого из океан­ских течений, определенные слова и выражения связа­ны с каждым из наших направлений, хотя и не опреде­ляют их. С первым направлением связаны такие поня­тия, как «бихевиоризм», «объективный», «эксперимен­тальный», «безличный», «логико-позитивистский», «опе­рациональный», «лаборатория». Ко второму течению относятся термины «фрейдистский», «неофрейдист­ский», «психоаналитический», «психология бессозна­тельного», «инстинктивный», «эго-психология», «ид-пси-хология», «динамическая психология». Понятия «фено­менологический», «экзистенциальный», «Я-теория», «са­моактуализация», «гуманистическая психология», «су­ществование и становление», «психология внутреннего опыта» связаны с третьим направлением.

В настоящей работе я хочу ответить на вопрос: ка­ково значение третьего — феноменологического, экзи­стенциального, связанного с «Я-теорией» — направле­ния для психологической теории и практики? Для от­вета на данный вопрос мы, конечно, будем для сравне­ния обращаться к каждому из названных направлений, но основное внимание будет уделено третьему.

В начале своего повествования я хочу предупре­дить, что высказываю свое личное мнение, зависящее от моего опыта. Я не стараюсь говорить от имени всей психологии. И хотя считаю себя представителем треть­его направления, я также не выступаю от его имени. Это течение слишком разнообразно, его границы очень неясно очерчены, поэтому трудно раскрыть его в пол­ной мере. Как представитель данной ветви психологии, я попытаюсь со своей точки зрения раскрыть ее значе­ние для современной психологической науки. К каким берегам, островам, глубинам несет нас это непреодоли­мое течение? Что значит для психологии как науки тот факт, что это течение вошло в сферу компетенции пси­хологов?

ТРИ ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

Чтобы создать основу для того, о чем я хочу сказать, необходимо сделать некоторые пояснения относительно процесса «познания». Все познание, по существу, сводится к процессу выдвижения гипотез, которые мы проверяем различными способами. Эти гипотезы могут считаться доказанными, а могут быть очень спорными и даже очень спорными. Они могут быть любого содер­жания: от «2 плюс 2 будет 4» до «я влюбился», от «она ненавидит мать» до «у меня рост 6 футов (183 см)», от «он человек, не заслуживающий доверия» до «е-тс2». Иногда мы пытаемся представить такие гипотезы, которые я привел в качестве примеров познания, как объективные и субъективные знания. Но, возможно, такое деление не приносит пользы, так как любую со­ставляющую познания приходится выражать в терми­нах «субъективного» и «феноменологического». Я счи­таю, что правильнее говорить о трех путях - получения знаний, отличающихся в основном способом, которым мы проверяем наши гипотезы. Разрешите мне раскрыть эти три способа познания, хотя должен подчеркнуть, что существуют также и другие взгляды на процесс познания. Мне кажется, что триединый подход к проб­леме познания, о котором я собираюсь рассказать, хо­рошо отражает специфику 'психологии и других наук о поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: