Мелани Клейн и Анна Фрейд

• По мнению Мелани Клейн, исследование психической деятельности грудного младенца позволяет понять болезни, которые могут в дальнейшем случиться со взрослым чело­веком.

Зигмунд Фрейд не проводил резкой границы между психо­анализом и воспитанием. Достаточно вспомнить о том, как он анализировал психику маленького Ганса («Маленький Ганс» — так обычно называют одного из пациентов Фрейда, о лечении которого психоанализом он рассказал в своей статье в 1909 году.— Прим. пер.). Анна Фрейд продолжает отцовскую традицию. Она считает, что ребенок, чересчур привязанный к родителям, не может осуществлять трансфер, то есть пере­носить свои чувства на аналитика.

Мелани Клейн считает этот трансфер возможным. В част­ности, на психоаналитика могут переноситься чувства завис­ти и благодарности.

Для Анны Фрейд ребенок — это существо в становлении, очень зависимое от родителей. Поэтому она считает, что пси­хоанализ должен проводиться в постоянном контакте с отцом и матерью ребенка, устанавливает подготовительную фазу для того, чтобы подготовить ребенка к анализу, выступает за по­ложительный трансфер, поскольку психоаналитик разделит в этом случае с родителями не только привязанность, но и не­нависть малыша.

У Мелани Клейн нет никакой подготовительной фазы. Ребенок приходит в специально подготовленное ею место, где всегда есть игрушки. Мелани Клейн упрекает Анну Фрейд за то, что та уделяет слишком большое внимание сознатель­ному, то есть внешним отношениям ребенка. Сама же она включает в процесс анализа игру и истолковывает ее пример­но так же, как Фрейд толковал сновидения, фантазмы, трево­ги, сопротивление пациента.

Итак, по мнению Мелани Клейн, ситуация, подходящая для психоанализа, складывается достаточно быстро. Она считает обязательным правилом нейтральность, а трансфер у ребенка интерпретирует таким же образом, как у взрослого. От по­следнего она, впрочем, тоже не отказывается и часто его про­водит, всегда при этом используя свою теорию о грудном младенце.

Такая позиция вызвала суровую критику. Кое-кто упрекал Мелани Клейн за то, что она оставляла мало места случайно­сти, неожиданному, а интерпретация ее была слишком на­думанной.

Анна Фрейд считала, что отношения ребенка с родителя­ми принадлежат к сфере реального. А Мелани Клейн рассмат­ривала эти отношения с точки зрения фантазмов. Она не счи­тала, что при трансфере на психоаналитика переносятся от­ношения ребенка с реальными родителями, поскольку в сознании малыша реальные и интроектированные родители постоянно смешиваются. Психоаналитик должен поэтому рас­путать эти образы. Он должен не соглашаться с субъективны­ми представлениями ребенка, а интерпретировать их самосто­ятельно.

Анна Фрейд считала, что «сверх-Я», то есть компонент личности, контролирующий психику, у человека развито сла­бо. В этом отношении она разделяла мнение своего отца. И наоборот, для Мелани Клейн «сверх-Я» сильно и по-садист­ски жестоко. Оно формируется путем интроекции хороших и плохих объектов уже на оральной стадии, то есть в очень ран­нем детстве. Поэтому оно фантазматично.

Столь раннее его формирование связано с Эдиповым ком­плексом, который проявляется уже после достижения ребен­ком полугодового возраста, тогда как Фрейд относил его пер­вые проявления к трем годам.

Таким образом, Мелани Клейн считала, что врагом «Я» является «сверх-Я», а Анна Фрейд отводила эту роль «Оно», зоне неосознанных устремлений, инстинктов. Исходя из этого, Анна Фрейд направляла свои усилия в основном на исследование «Я». Личность, по ее представлениям, достаточ­но сильна для того, чтобы противостоять инстинктивным порывам, исполняя функцию регулятора желаний. Она счи­тала развитие гармоничным, если между силами «Оно» и «Я» существует равновесие, Мелани Клейн же видела его в интроекции хорошего объекта.

Как об этом свидетельствует предисловие к Психоаналити­ческому лечению детей, Анна Фрейд постепенно присоедини­лась к позиции Мелани Клейн. Теперь уже она не столь кате­горична, как раньше, в вопросах о необходимости подготови­тельной фазы и о воспитательной роли психоаналитика. Но Анна Фрейд пока что довольно сдержанно относится к интер­претации игр, а также к неврозу трансфера у ребенка.

Следует признать огромный вклад Мелани Клейн в по­нимание фантазмов малыша. Ее клиническая методика осно­вана на наблюдении за играми ребенка, которые Клейн рассмат­ривает в качестве языка бессознательного. Психотерапевт интерпретирует игры. Он освобождает юного пациента от его фантазмов, выражая, благодаря своей интуиции, то, что ребенок еще не может сформулировать, но с чем полностью согласен.

Мелани Клейн открыла также в психике ребенка склон­ность к проявлению резко противоположных эмоций и раз­граничению объектов, на которые направлены его устремле­ния. Она называет «хорошими» те объекты, что удовлетворя­ют ребенка, и «плохими» те, что противостоят удовлетворению его врожденных инстинктов, подобно груди, имеющей, среди прочего, и эмоциональную ценность. На грудь ребенок про­ецирует свои чувства ненависти или любви — в зависимости от того, насколько она отвечает его потребностям.

Мелани Клейн рассматривает агрессивные фазы реакций ребенка в соответствии с тем моментом его развития, когда удовлетворению препятствует окружающее «сверх-Я». Состо­яния «шизопараноидальные», когда происходит раздвоение, расщеплениеличности, человек испытывает чувство преследования и депрессивные состояния (послед­ствия первых, когда развиваются защитные реакции на страх потери матери, объекта любви) соответствуют уходу в соб­ственное «Я «и зарождаются в ребенке в результате конфлик­та с окружающей действительностью, противостоящей его импульсивным устремлениям.

Неудовлетворенные садистские потребности — оральные, затем уретральные и, наконец, анальные — с самого начала частично объясняются неосознанным стремлением к смерти, обостренной агрессивностью, перерастающей в ярость и на­силие. Позже эти чувства оборачиваются против собствен­ного «Я», порождая в ребенке страх перед возмездием, нака­занием. Благодаря либидо, а также интроектированному объекту, садизм и тревога могут быть преодолены, как и опас­ности, вызывающие депрессивные и шизопараноидальные состояния.

Затем, с началом генитальной фазы, происходит спад ак­тивного садизма, остатки которого еще проявляются у под­ростка, а затем у взрослого в форме фантазмов. Так в челове­ческой комедии, во мнимых или реальных образах, вновь вы­ражается извечное противостояние между матерью, ребенком и отцом.

Теоретические разработки Мелани Клейн породили новый метод психоанализа, который сегодня не может и не должен игнорировать ни один врач, поскольку этот метод превратил­ся в одно из направлений детской психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: