Образование и научные знания

Распространение образованности происходил в тесной связи с укреплением государства, внедре­нием христианства. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые госу­дарственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, так как дело было новое, неизведанное и добро­вольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипло­матах, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на лю­бом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи из княжеских и боярских ро­дов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде и других городах.

Источники позволяют сделать вывод, что в Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для «лучших людей детей», давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Самым распространенным очевидно было индивидуальное обучение. Многие представители привилегированных слоев были знакомы не только с элементарной грамотой. Князья, бояре, дружинники, не говоря уже о книжниках, владели иностранными и древними языками. Образованностью, любовью к кни­гам славился князь Ярослав Мудрый. Галицкий Ярослав Осмомысл получил свое прозва­ние именно за то, что знал их целых восемь. Про крайней мере пять языков знал Владимир Мономах. Оба они были знакомы с греческой и латинской книжностью, сами писали бле­стящую публицистику – «Поучения».

В исследованиях, посвященных культуре Руси, как отечественных, так и особенно в зару­бежных, долго бытовала мысль, о культурной отсталости нашей родины, о якобы поголов­ной неграмотности ее населения. Это заблуждение рассеялось после 1951 г., когда архео­логи открыли первые берестяные грамоты. Сегодня их находят в Новгороде, Пскове, Смо­ленске, Полоцке, Витебске, Чернигове, Киеве и других городах. «Окном в исчезнувший мир» назвали ученые эти послания из прошлого. Среди авторов берестяных посланий к нам, их потомкам, – простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже дети. Новые доказательства достаточно широкого распространения грамотности были получены в ходе реставрационных работ в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого расчистили разно­образные надписи (графити), сделанные в XI в.

Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Самая большая находи­лась в Софийском соборе и первоначально там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же было организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял по меньшей мере 130-140 тыс. томов. Переписанная от руки, сделанная из пергамента, богато оформленная книга стоила очень дорого – примерно столько же, сколько небольшое поместье или городской дом.

В Киевской Руси только начался принципиально важный процесс выделения науки в само­стоятельную область духовной культуры. Очень важны были связи с Византией – главной хранительницей античного наследия, почти утраченного в Западной Европе. Получили известность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка:"Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистических и фантастических описаниях животных, и "Шестоднев" - толкование 6 дней творения мира, сведений из Библии в образных, сказоч­ных формах. Чаще всего ученые были одновременно религиозными деятелями. Так, знаме­нитый писатель и философ Илларион был митрополитом, врач Агапит – монахом Печерского монастыря и т.д.

В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические потребности, им – четыре арифметические дейст­вия, дроби, вычисление процента, площади круга. Причем в измерениях использовались меры, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками).

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, кудесники, против кото­рых выступало духовенство. Но в ХI-XII вв. место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больного, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону - покровителю медицины и врачевателей (в 2000 г., когда мощи святого Пантелеймона были ненадолго привезены в Киев, к ним развернулось многотысячное паломничество). В ХI в. в Печер­ском монастыре лечили Дамиан-Пресвитер и Агапит - "безмездный лечец" Руси, как его называет «Киево-Печерский патерик». Сейчас в память об Агапите в Киево-Печерской Лавре установлена мемориальная доска. Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности, доставленных из Египта, а также молитвы и вообще воздействие словом на больного - то, что в настоящее время относится к психотерапии. Агапит был великолепным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской почты, он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации по лечению.

Итогом накопления данных в различных областях знаний стало создание энциклопедий. Пер­вой энциклопедией на Руси стал "Изборник" митрополита Иллариона (1073 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: