Распространение образованности происходил в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, так как дело было новое, неизведанное и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи из княжеских и боярских родов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде и других городах.
Источники позволяют сделать вывод, что в Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для «лучших людей детей», давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Самым распространенным очевидно было индивидуальное обучение. Многие представители привилегированных слоев были знакомы не только с элементарной грамотой. Князья, бояре, дружинники, не говоря уже о книжниках, владели иностранными и древними языками. Образованностью, любовью к книгам славился князь Ярослав Мудрый. Галицкий Ярослав Осмомысл получил свое прозвание именно за то, что знал их целых восемь. Про крайней мере пять языков знал Владимир Мономах. Оба они были знакомы с греческой и латинской книжностью, сами писали блестящую публицистику – «Поучения».
|
|
В исследованиях, посвященных культуре Руси, как отечественных, так и особенно в зарубежных, долго бытовала мысль, о культурной отсталости нашей родины, о якобы поголовной неграмотности ее населения. Это заблуждение рассеялось после 1951 г., когда археологи открыли первые берестяные грамоты. Сегодня их находят в Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Витебске, Чернигове, Киеве и других городах. «Окном в исчезнувший мир» назвали ученые эти послания из прошлого. Среди авторов берестяных посланий к нам, их потомкам, – простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже дети. Новые доказательства достаточно широкого распространения грамотности были получены в ходе реставрационных работ в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого расчистили разнообразные надписи (графити), сделанные в XI в.
Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Самая большая находилась в Софийском соборе и первоначально там насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же было организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял по меньшей мере 130-140 тыс. томов. Переписанная от руки, сделанная из пергамента, богато оформленная книга стоила очень дорого – примерно столько же, сколько небольшое поместье или городской дом.
|
|
В Киевской Руси только начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную область духовной культуры. Очень важны были связи с Византией – главной хранительницей античного наследия, почти утраченного в Западной Европе. Получили известность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка:"Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистических и фантастических описаниях животных, и "Шестоднев" - толкование 6 дней творения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах. Чаще всего ученые были одновременно религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, врач Агапит – монахом Печерского монастыря и т.д.
В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические потребности, им – четыре арифметические действия, дроби, вычисление процента, площади круга. Причем в измерениях использовались меры, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками).
Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, кудесники, против которых выступало духовенство. Но в ХI-XII вв. место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больного, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону - покровителю медицины и врачевателей (в 2000 г., когда мощи святого Пантелеймона были ненадолго привезены в Киев, к ним развернулось многотысячное паломничество). В ХI в. в Печерском монастыре лечили Дамиан-Пресвитер и Агапит - "безмездный лечец" Руси, как его называет «Киево-Печерский патерик». Сейчас в память об Агапите в Киево-Печерской Лавре установлена мемориальная доска. Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности, доставленных из Египта, а также молитвы и вообще воздействие словом на больного - то, что в настоящее время относится к психотерапии. Агапит был великолепным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской почты, он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации по лечению.
Итогом накопления данных в различных областях знаний стало создание энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал "Изборник" митрополита Иллариона (1073 г.).