После завершения гражданской войны и прихода к власти Коммунистической партии, с созданием Советского Союза изменились условия развития культуры в целом в стране и в Украине. Культурное развитие Украины в 20-е годы – один из поразительных феноменов украинской истории. Страна, пережившая тяжелейшую войну, вынужденная восстанавливать совершенно разрушенную экономику, лишившаяся многих выдающихся ученых, писателей (гибель, эмиграция), переживает настоящий культурный взлет, как выразился историк О.Субтельный, «багатогранний спалах творчої енергії». Этот факт признается не только сторонниками, но и критиками Советской власти. Дело в том, что революция привела в движение самые разные социальные силы, дала ощущение свободы, создания нового, неизведанного. Среди мастеров были и горячие сторонники новой власти, и аполитичные люди, и противники большевизма, которые в развитии национальной культуры видели определенную альтернативу не осуществившейся независимости. В условиях нэпа, внутрипартийной борьбы допускались элементы демократии. Впервые за долгие годы украинская культура получила государственную поддержку.
|
|
Негативное отношение к Советской власти, к ее политике вызвало значительную эмиграцию деятелей литературы и искусства (В.Винниченко, С.Черкасенко, Т.Шаповал, Д.Донцов, М.Садовский, О.Олесь). Произведения писателей-эмигрантов до недавнего времени замалчивались или искажались, они были огульно зачислены в разряд буржуазно-националистических, контрреволюционных. В свою очередь старая интеллигенция, в том числе и художественная, не устраивала новую власть ни количественно, ни по своему мировоззрению. Была поставлена задача воспитания, подготовки рабоче-крестьянской интеллигенции, которой должны были быть присущи идейность, старательность, конформизм. Культура становилась частью политики правящей партии, должна была выполнять ее социальный заказ, строгий партийно-государственный контроль был всеохватывающим.
Политика «украинизации». Советская власть в области идеологии, культуры стала проводить политику коренизации, которая в Украине получила название украинизации. Украинизация предусматривала подготовку, воспитание и выдвижение кадров коренной национальности, организацию школ всех ступеней, учреждений культуры, издание газет, журналов и книг на украинском языке. Проведение политики украинизации учитывало два аспекта: 1) украинизация как таковая; 2) создание необходимых условий для всестороннего культурного и духовного развития национальных меньшинств. Украинизация дала положительные результаты. Если в 1928 г. удельный вес газет на украинском языке составил 56% общего тиража, то в 1930 г. - 89%. Уже в 1924-1925 гг. было выделено 13 национальных районов, в том числе немецкие, болгарские, польский и еврейский. Одним из центров украинизации стал Народный комиссариат просвещения, который возглавляли Григорий Гринько, Александр Шумский, Николай Скрипник.
|
|
При всей остроте ведущихся сейчас споров об оценке советского этапа украинской истории одними из наиболее признаваемых являются успехи, достигнутые в сфере образования. Ликвидация неграмотности в 20-е годы, рост общей и профессиональной культуры, прогресс науки определялись достаточно стройной государственной системой образования.
Образование. Серьезные успехи были достигнуты в области ликвидации неграмотности. Активно действовало добровольное общество "Долой неграмотность!", к началу 1930 г. в Украине было около 30 тысяч пунктов ликвидации неграмотности с контингентом в 1,6 миллиона учеников. Сразу после окончания войны предпринимались энергичные меры по преодолению беспризорничества. Широкую популярность получили опыт и идеи педагога А.Макаренко.
1923–1924 учебного года с каждым годом росли ассигнования государства на просвещение, что способствовало расширению школьной сети. В этом году в Украине работали почти 16 тысяч начальных и семилетних школ, в которых обучалось более 1,5 миллионов учащихся. В 1926–1927 учебном году в городах и поселках городского типа возник новый тип школ - фабрично-заводская семилетка, которая давала учащимся общее и политехническое образование, готовила их к продолжению обучения в школах фабрично-заводского ученичества, в профшколах и техникумах. Несколько раньше были организованы трехлетние общеобразовательные школы сельской молодежи. В этих школах общее образование в объеме программы 5-7 классов совмещалось с теоретическим и практическим изучение сельского хозяйства. В 1934 г. для всего СССР было установлено несколько типов школ: начальная (1-4 классы), семилетняя (1-7 классы) и средняя (десятилетняя). Было введено обязательное начальное образование.
В Украине развивалось и среднее специальное образование (профессиональные училища и техникумы). Если в 1927 г. средних специальных учебных заведений было 158, в которых обучалось более 31 тысячи человек, то в 1940 г. их было 590, с числом обучающихся почти в 400 тысяч.
Число студентов высших учебных заведений росло не только за счет выпускников школ, но и за счет подготовительных курсов, открытых в 1919 г., рабочих факультетов, основанных в 1921 г. Университеты были реогрганизованы в институты народного образования медицинского, технического,физического, агрономического, педагогического профиля. Большинство студентов составляли дети рабочих и крестьян. Крупными центрами традиционно были Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, где в 1933 г. восстановили университеты. В 1938 г. в Украине было почти 130 вузов с числом студентов 124 тысячи. Среди открытых вузов был Донецкий индустриальный, образованный за счет слияния в 1935 г. горного и металлургического институтов, Донецкий медицинский.
Наука. Результатом и вместе с тем базой для дальнейшего развития культуры в полной мере стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная. В развитии украинской науки активнейшее участие приняли великий природовед В.Вернадский, микробиолог и эпидемиолог Д.Заболотный, математик Н.Крылов, экономист М.Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А.Корчак-Чепурковский, литературовед С.Ефремов, А.Богомолец, работавший в области экспериментальной патологии, Е.Патон, предложивший принципиально новые методы электросварки. Эти и ряд других ученых были достаточно широко известны за пределами Украины.
|
|
Среди гуманитарных подразделений Академии наук особую активность проявила историческая секция, работу которой возглавил вернувшийся в 1924 г. из эмиграции М.Грушевский. Он реорганизовал работу секции, создал научно-исследовательскую кафедру истории Украины, возглавил Археографическую комиссию, редактировал журнал "Украина", "Научные сборники" исторической секции.
Медицинская наука в Украине развивалась организационно, качественно и количественно. В 1921 г. в Академии наук была организована кафедра народного здоровья и социальной медицины с кабинетом профилактической медицины. В 1929 г. был основан институт микробиологии и эпидемиологии, в 1930 г. в Киеве стал работать большой научный центр по изучению проблем патологической физиологии. Большой популярностью, заслуженным авторитетом пользовались терапевтические школы М.Стражеско (кардиология, ревматизм, сепсис, клиническая гематология), Ф.Яновского (туберкулез, заболевания почек), офтальмологическая школа В.Филатова.
Литература. После революции особым драматизмом и сложностью в Украине, как и в России, был отмечен литературный процесс. Появилось такое направление, как пролеткультовство. Это было левацкое течение, теоретики которого отрицали значение классического наследия, пропагандировали создание "лабораторным путем" "чисто пролетарской культуры", которая соответствовала бы "пролетарской психике". В Украине теоретиками и активными пропагандистами пролеткультовских теорий были В.Блакитный, Г.Михайличенко, М.Семенко, М.Хвылевой. Эти теории были достаточно противоречивы. Так некоторые лидеры украинских пролеткультовцев (М.Хвылевой, В.Сосюра, М.Иогансен), с одной стороны, провозглашали идеи, которые можно назвать космополитическими, а, с другой стороны, подчеркивали особое значение использования и развития украинского языка, выступали против насильственной русификации.
Украинский футуризм, который возник еще до революции, в первые послереволюционные годы активизировал свою деятельность. Оформились организации футуристов. В 1922 г. в Киеве они создали "Аспанфут" ("Ассоциация панфутуристов"), в Харькове действовал "Ком-Космос", в Одессе - "Юголиф". Футуристы воинственно нападали на сторонников традиционных форм в литературе и искусстве, пропагандировали урбанизацию культуры и экспериментаторство, европеизацию и модернизацию содержания и форм украинского искусства. В рядах футуристов было относительно много бывших символистов (О.Слесаренко, В.Ярошенко, М.Терещенко).
|
|
Еще в годы революции во главе с М.Зеровым возникла группа поэтов и литературоведов, которые ориентировались на создание высокого гармонического искусства на основе освоения классических образцов мировой литературы (М.Рыльский, П.Филипович, М.Драй-Хмара). Позднее оппоненты этой группы назвали их "неоклассиками".
В первой половине 20-х годов появляется "теория борьбы двух культур" (украинской и русской), которую активно отстаивал один из лидеров Коммунистической партии Украины Д.Лебедь. Сторонники этой теории рассматривали украинскую культуру как отсталую, крестьянскую, отрицали необходимость ее развития. Эта теория на практике могла углубить разрыв между рабочими и многомиллионными крестьянскими массами, она укрепляла платформу двух национальных лагерей - русского и украинского, вооружая каждый из них идеей борьбы до полной победы "своей" культуры. Эта теория была осуждена на официальном уровне.
Разнообразие поисков путей идейной художественной выразительности вылилось в возникновение целого ряда литературно-худоественных объединений объединений. В первую очередь это Союз крестьянских писателей "Плуг" (А.Головко, А.Копыленко, П.Панч, П.Усенко). В своей платформе этот Союз ставил задачу направлять творчество на организацию психики и сознания крестьянских масс, сельской интеллигенции в духе пролетарской революции.
Участники Союза пролетарских писателей "Гарт", среди которых были В.Сосюра, И.Кулик, М.Хвылевой, П.Тычина, Ю.Смолич, подчеркивали свою поддержку коммунистической партийности, а, с другой стороны, главный теоретик "Гарта" - В.Блакитный - говорил о создании "коммунистической культуры, культуры общечеловеческой, интернациональной и бесклассовой". Лидеры "Гарта", исходя из того, что культура - явление целостное, считали, что их организация должна объединять деятелей музыки, театра, живописи. "Гарт" распался в 1925 г., когда умер его главный организатор В.Блакитный.
В 1927 г. был создан ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей). Заметную роль в развитии художественной культуры играл Союз писателей "Западная Украина" (М.Ирчан, Ф.Малицкий, А.Турчинская).
Острой критике в официальной прессе, литературоведении подверглась ВАПЛИТЕ (Вольная Академия Пролетарской Литературы), которая была создана по инициативе М.Хвылевого как альтернатива массовым и подчиненным властям официальным организациям. Он выступал против примитивизации литературного творчества и культуры в целом, настаивал на европейской ориентации, чято выразилось в лозунге: «Геть від Москви».
В это время продолжалась борьба за сохранение и развитие украинского языка, который по-прежнему подвергался нападкам. Русский писатель Ф.Гладков заявил, что этот язык "... покрылся уже прахом". М.Горький выступал против перевода романа "Мать" на украинский язык.
Небывалую популяность в 20-е годы приобретает театральное искусство. Настоящей творческой лабораторией стал театр Леся Курбаса «Березіль». Режисер выводил украинский театр на путь европейских поисков новых средств выразительности. Не случайно макеты театрального объединения «Березіль» получили золотую медаль на Вемирной театральной выставке в Париже в 1925 г. Здесь были впервые поставлены пьесы выдающегося драматурга М.Кулиша “Народный малахий”, “Мина Мазайло”.
Всемирная слава пришла к одному из основателей украинского киноискусства А.Довженко вместе с фильмами “Звенигора”, “Арсенал”, “Земля”. Стилистика, созданная Довженко, положила начало направлению, которое определяют как “украинский поэтический кинематограф”.
Искусство. Развитие живописи в Украине в послереволюционные годы происходило в борьбе художественных течений и направлений. Наряду с теми, кто стоял на позициях традиционного реализма, творили сторонники футуризма, формализма (например, росписи В.Ермилова Харьковского партийного клуба). Кроме массовых агитационных форм изобразительного искусства заметного прогресса добились станковая графика и живопись. В области станковой графики работали М.Жук, И.Падалка, В.Заузе. В живописи наиболее известными были полотна К.Костанди, Ф.Кричевского, А.Мурашко, М.Самокиша. Г.Нарбут оформил первые украинские советские книги и журналы "Искусство", "Зори", "Солнце труда". В Западной Украине в первые послереволюционные годы работали такие художники, как И.Трут, А.Монастырский, И.Курплас.
Определились группы, развивавшие традиции украинских и русских передвижников. Художники, которые вошли в "Ассоциацию революционного искусства Украины", развивая национальные традиции, использовали формы византийской и староукраинской живописи. На западноевропейские образцы ориентировались художники, входившие в "Объединение современных художников Украины". На Всеукраинских художественных выставках экспонировались лучшие произведения А.Шовкуненко (цикл "Одесский судостроительный завод"), Ф.Кричевского ("Мать", "Довбуш"), В.Коровчинского ("Крестьяне"). Киевский художественный институт стал настоящим центром авангардного изобразительного искусства. Сюда в это время возвращается Казимир Малевич – основоположник такого модернистского направления в живописи, как супрематизм, в котором изрображение складывалось из сочетаний простейших геометрических фигур. В 20-х годах кроме Украинской Академии искусства в Харькове и Одессе была организована целая сеть государственных художественных музеев.
В развитии скульптуры главный упор делался на ее пропагандистских, идеологических возможностях. Практически в каждом городе, городском поселке были поставлены памятники В.Ленину. В конкурсах на проект памятника Т.Шевченко приняли участие скульпторы разных регионов СССР. Победил М.Манизер, памятник которого в 1935 г. установлен в Харькове, он - автор памятников Т.Шевченко в Киеве и Каневе. В Донбассе хорошо известен памятник Артему И.Кавалеридзе, установленный в Святогорске.
Активной была музыкальная жизнь Украины. Были созданы Республиканская капелла под руководством О.Кошица, капелла "Думка", которые много сделали для пропаганды украинской музыки. Началась деятельность музыкально-театрального института в Киеве, первые оперные труппы появились в Киеве и Харькове. В этот период проходил процесс жанрового обогащения украинской музыки. Это в значительной степени связано с творческими поисками Л.Ревуцкого, В.Косенко, Б.Лятошинского, О.Чишко. Высокого уровня достигла украинская исполнительская культура. Среди исполнителей широко известными были певцы М.Литвиненко-Вольгемут, И.Паторжинский, О.Петрусенко, З.Гайдай, Б.Гмыря. Развитию украинской музыки, как и культуры в целом, мешала политика власти с ее пропагандистским отношением к искусству, бюрократической регламентацией, утилитаризмом и недоверием к "буржуазной эстетике". Возникло большое количество музыкальных объединений, часто враждебно относившихся друг к другу без достаточных оснований, на конъюнктурной основе.
Архитектура прошла достаточно сложный путь развития. Главные качества архитектуры - это польза, прочность, красота (функциональное, конструктивное, эстетическое). В этот период делались попытки абсолютизировать одно из них, что снижало уровень архитектурных произведений в целом. В украинской архитектуре заметный след оставили такие направления, как рационализм - это стремление найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры, максимально освоить достижения современной науки и техники; конструктивизм - попытка создать жизненное пространство с помощью новой техники, ее логичных целесообразных конструкций, а также эстетических качеств таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике конструктивизма были частично реализованы лозунги производственного искусства. Примером рационализма является здание главпочтамта в Харькове, находящийся там же на площади Независимости комплекс административных зданий ("Госпром") специалисты относят как к рационализму, так и к конструктивизму, поскольку эти течения достаточно близки. Украинское барокко было в значительной степени вытеснено, хотя отдельные здания в этом стиле еще строились (Сельскохозяйственная Академия в Киеве).