Параллельно с развитием литературного процесса и искусства, по мере становления украинской интеллигенции в ее среде возникают различные национально-культурные организации и движения. Их создание происходило при неблагоприятных политических обстоятельствах, требовало личного мужества, твердости.
Первая в украинской истории национально-культурная организация возникла в 1833 г. во Львове. Это был нелегальный кружок, который организовали Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий, учившиеся в духовной семинарии. Их символически назвали "Русской Троицей" (русинами называли западных украинцев). Вступающий в кружок давал клятву утверждать права родного языка, переводить славянских авторов, делать все для воскрешения украинского народа к новой жизни. Высшим достижением кружка стала публикация в 1837 г. альманаха "Русалка Днiстровая". В него вошли "Предисловие" Шашкевича с призывом к возрождению украинской литературы в Галичине, подборка народных песен, переводы. Напечатанный в Будапеште тираж во Львове был тут же конфискован. Из 1000 удалось спасти 200 экземпляров, благодаря которым об альманахе и узнали в образованных славянских кругах разных стран. Реакция австрийских властей была жесткой: для изданий на украинской территории вводилась специальная цензура. Основой для запрета могло послужить даже то, что книга напечатана не церковным, а гражданским шрифтом. В таких условиях выступление "Русской троицы" не нашло продолжения. Главный его инициатор - М.Шашкевич - занялся литературным творчеством, стал первым народным поэтом Галичины, но жил в тяжелейших материальных условиях и умер очень молодым.
В 40-е годы центр украинской культурной жизни находился в Восточной Украине, что выражалось в первую очередь в уже описанном литературном процессе. Здесь же в Киеве примерно в 1845 г. возникает нелегальное Кирилло-Мефодиевское общество - не культурная, а политическая национальная организация, первая в истории Украины, и что характерно, создают ее выдающиеся деятели отечественной культуры (Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский, Т.Шевченко). Цель общества, подчеркнутая названием - славянское единство, создание федерации славянских демократических республик. Идеи организации - равенство людей, необходимость уничтожения крепостничества - пронизывали творчество его организаторов. Разгром братства в 1847 г. тяжело отразился на всем развитии украинской культуры, а традиция политической борьбы была прервана вплоть до 90-х годов XIX в.
Всю вторую половину XIX в. активность национальной интеллигенции разворачивается почти исключительно в сфере "культурничества". В конце 50-х годов на Правобережье среди дворянства и интеллигенции, в том числе польской, складываются группы молодежи, горячо сочувствующие украинскому народу, уважающие его культуру. Они и в быту переходили на народный язык. Одним из лидеров движения стал В.Антонович, в будущем известнейший историк. Сторонников таких взглядов стали называть "хлопоманами", т.е. "любителями народа". Как развитие тех же настроений в 1859 г. студентами и молодыми преподавателями Киевского университета создается полулегальная культурно-просветительская организация "Громада". Свою цель она видела в просвещении народных масс, для чего организовывались бесплатные воскресные школы, издавались дешевые книги. Была создана Временная педагогическая школа для подготовки учителей для сельских школ. Все преподаватели работали в ней бесплатно. В Киевской "Громаде" участвовал М.Драгоманов - историк, политический деятель, П.Чубинский - этнограф, поэт, автор слов гимна "Ще не вмерла Украiна". Подобные громады возникли во многих городах.
Идейный центр "громадовского" движения оказался в Петербурге. Сюда в конце 50-х годов после ссылки вернулись кирилло-мефодиевцы. В.Белозерский добивается разрешения и на деньги меценатов в 1861 г. начинает издавать первый регулярный украинский литературный и общественный журнал "Основа". В нем сотрудничают Костомаров, Кулиш, Драгоманов, публикуется наследие Шевченко. В это время завязываются тесные контакты с передовой русской общественностью. Даже со стороны правительства делаются некоторые либеральные шаги: Кулишу поручают перевести на украинский язык законы об отмене крепостного права, за государственный счет издаются украинские учебники.
Ситуация кардинально меняется в 1863 г. после антироссийского восстания в Польше. Украинское национально-культурное движение жестко пресекается. Прокатилась волна арестов, Полтавская и Черниговская громады были полностью разгромлены, журнал "Основа" закрылся. Особой непримиримостью отличалась позиция министра внутренних дел Российской империи Валуева. Он подписывает печально известный указ, запрещающий печатать на украинской языке учебную, научную и религиозную литературу на том основании, что "никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может". После непродолжительной передышки в начале 70-х годов, отмеченной активизацией исторической науки и литературы, о чем уже шла речь, антиукраинская политика была продолжена. В 1876 г. в городе Эмсе царем-освободителем Александром II был подписан указ, которым запрещалось: печатать и ввозить в пределы империи книги на украинском языке, ставить спектакли и даже писать тексты к музыкальным нотам по-украински. Однозначного запрета украинской художественной литературы на "малороссийском" языке не было, но цензура таких книг не пропускала, даже из русских произведений вычеркивались украинские слова.
Имперская великорусская политика привела к тому, что украинский центр в 60-70-е годы XIX в. переместился в Западную Украину. В Австро-Венгрии после революции 1848 г. формально неравенство украинского языка было устранено, во Львовском университете открыли кафедру украинского языка и литературы. На практике польское доминирование сохранялось, в 1859 г. даже попытались ввести латинский алфавит в "русинскую" письменность. В таких условиях значительная часть местной интеллигенции увидела спасение в тесном союзе с Россией, причем не с демократическими, а с правительственными реакционными кругами. Сложилась теория и о единстве языка. Описанное течение получило название "москвофильства".
"Москвофилам" в национальном культурном движении противостояли "народовцы" - единомышленники и продолжатели дела громад. Их журнал "Правда" с 1867 г. начинает играть роль общеукраинского издания. С 1868. свою историю ведет общество "Просвiта", занимавшееся изданием книг, журналов на украинском языке. Многие известные деятели переезжают из Восточной Украины в Западную. Во Львовском университете активно работает М.Грушевский. Часто бывает здесь П.Кулиш. Из Женевы поддерживает связь М.Драгоманов. Появляются свои лидеры, прежде всего И.Франко. В 1873 г. во Львове учреждается "Товариство iменi Шевченко", реобразованное в 1892 г. в научное общество. На собранные в России средства при нем с большим трудом к 80-м годам налаживает работу типография. В 90-е годы осуществлялась очень солидное периодическое издание - "Лiтературно-науковий вiсник", печатавший авторов и распространявшийся и на Западе и на Востоке Украины.
* * *
Рассмотрение развития различных сфер украинской культуры позволяет проследить, как складывались судьбы украинского возрождения в XIX в. Объяснить его закономерности помогает известный теоретический вывод немецкого ученого Гердера об основных этапах, которые проходили европейские национальные движения. На первом этапе, как было показано, небольшая группа ученых-интеллектуалов собирала исторические документы, фольклор, предметы старины, опасаясь,что самобытность их арода может исчезнуть. Второй или культурнический этап стал этапом возрождения украинского языка, возникновения национальной литературы искусства. Это подготавливало этап создания политических организаций, выдвигающих национальные требования, вплоть до образования независимого государства.