Реакционной правительственной политики

Параллельно с развитием литературного процесса и искусства, по мере станов­ления украинской интеллигенции в ее среде возникают различные национально-культурные организации и движения. Их создание происходило при неблагоприят­ных политических обстоятельствах, требовало личного мужества, твердости.

Первая в украинской истории национально-культурная организация возникла в 1833 г. во Львове. Это был нелегальный кружок, который организовали Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий, учившиеся в духовной семинарии. Их символически назвали "Русской Троицей" (русинами называли западных укра­инцев). Вступающий в кружок давал клятву утверждать права родного языка, пе­реводить славянских авторов, делать все для воскрешения украинского народа к новой жизни. Высшим достижением кружка стала публикация в 1837 г. альманаха "Русалка Днiстровая". В него вошли "Предисловие" Шашкевича с призывом к воз­рождению украинской литературы в Галичине, подборка народных песен, пере­воды. Напечатанный в Будапеште тираж во Львове был тут же конфискован. Из 1000 удалось спасти 200 экземпляров, благодаря которым об альманахе и узнали в образованных славянских кругах разных стран. Реакция австрийских властей была жесткой: для изданий на украинской территории вводилась специальная цензура. Основой для запрета могло послужить даже то, что книга напечатана не церковным, а гражданским шрифтом. В таких условиях выступление "Русской троицы" не нашло продолжения. Главный его инициатор - М.Шашкевич - занялся литературным творчеством, стал первым народным поэтом Галичины, но жил в тяжелейших материальных условиях и умер очень молодым.

В 40-е годы центр украинской культурной жизни находился в Восточной Украине, что выражалось в первую очередь в уже описанном литературном процессе. Здесь же в Киеве примерно в 1845 г. возникает нелегальное Кирилло-Мефодиев­ское общество - не культурная, а политическая национальная организация, пер­вая в истории Украины, и что характерно, создают ее выдающиеся деятели отече­ст­венной культуры (Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский, Т.Шевченко). Цель об­щества, подчеркнутая названием - славянское единство, создание федерации славянских демократических республик. Идеи организации - равенство людей, не­обходимость уничтожения крепостничества - пронизывали творчество его органи­заторов. Разгром братства в 1847 г. тяжело отразился на всем развитии украин­ской культуры, а традиция политической борьбы была прервана вплоть до 90-х годов XIX в.

Всю вторую половину XIX в. активность национальной интеллигенции разворачи­вается почти исключительно в сфере "культурничества". В конце 50-х годов на Правобережье среди дворянства и интеллигенции, в том числе польской, склады­ваются группы молодежи, горячо сочувствующие украинскому народу, уважающие его культуру. Они и в быту переходили на народный язык. Одним из лидеров движения стал В.Антонович, в будущем известнейший историк. Сторонников таких взглядов стали называть "хлопоманами", т.е. "любителями народа". Как развитие тех же настроений в 1859 г. студентами и молодыми преподавателями Киевского университета создается полулегальная культурно-просветительская организация "Громада". Свою цель она видела в просвещении народных масс, для чего орга­низовывались бесплатные воскресные школы, издавались дешевые книги. Была создана Временная педагогическая школа для подготовки учителей для сельских школ. Все преподаватели работали в ней бесплатно. В Киевской "Громаде" участ­вовал М.Драгоманов - историк, политический деятель, П.Чубинский - этнограф, поэт, автор слов гимна "Ще не вмерла Украiна". Подобные громады возникли во многих городах.

Идейный центр "громадовского" движения оказался в Петербурге. Сюда в конце 50-х годов после ссылки вернулись кирилло-мефодиевцы. В.Белозерский добива­ется разрешения и на деньги меценатов в 1861 г. начинает издавать первый регу­лярный украинский литературный и общественный журнал "Основа". В нем со­трудничают Костомаров, Кулиш, Драгоманов, публикуется наследие Шевченко. В это время завязываются тесные контакты с передовой русской общественностью. Даже со стороны правительства делаются некоторые либеральные шаги: Кулишу поручают перевести на украинский язык законы об отмене крепостного права, за государственный счет издаются украинские учебники.

Ситуация кардинально меняется в 1863 г. после антироссийского восстания в Польше. Украинское национально-культурное движение жестко пресекается. Про­катилась волна арестов, Полтавская и Черниговская громады были полностью разгромлены, журнал "Основа" закрылся. Особой непримиримостью отличалась позиция министра внутренних дел Российской империи Валуева. Он подписывает печально известный указ, запрещающий печатать на украинской языке учебную, научную и религиозную литературу на том основании, что "никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может". После непродолжительной передышки в начале 70-х годов, отмеченной активизацией исторической науки и литературы, о чем уже шла речь, антиукраинская политика была продолжена. В 1876 г. в городе Эмсе царем-освободителем Александром II был подписан указ, которым запрещалось: печатать и ввозить в пределы империи книги на украин­ском языке, ставить спектакли и даже писать тексты к музыкальным нотам по-ук­раински. Однозначного запрета украинской художественной литературы на "мало­российском" языке не было, но цензура таких книг не пропускала, даже из русских произведений вычеркивались украинские слова.

Имперская великорусская политика привела к тому, что украинский центр в 60-70-е годы XIX в. переместился в Западную Украину. В Австро-Венгрии после револю­ции 1848 г. формально неравенство украинского языка было устранено, во Львов­ском университете открыли кафедру украинского языка и литературы. На практике польское доминирование сохранялось, в 1859 г. даже попытались ввести латин­ский алфавит в "русинскую" письменность. В таких условиях значительная часть местной интеллигенции увидела спасение в тесном союзе с Россией, причем не с демократическими, а с правительственными реакционными кругами. Сложилась теория и о единстве языка. Описанное течение получило название "москвофиль­ства".

"Москвофилам" в национальном культурном движении противостояли "наро­довцы" - единомышленники и продолжатели дела громад. Их журнал "Правда" с 1867 г. начинает играть роль общеукраинского издания. С 1868. свою историю ведет общество "Просвiта", занимавшееся изданием книг, журналов на украин­ском языке. Многие известные деятели переезжают из Восточной Украины в За­падную. Во Львовском университете активно работает М.Грушевский. Часто бы­вает здесь П.Кулиш. Из Женевы поддерживает связь М.Драгоманов. Появляются свои лидеры, прежде всего И.Франко. В 1873 г. во Львове учреждается "Товари­ство iменi Шевченко", реобразованное в 1892 г. в научное общество. На собран­ные в России средства при нем с большим трудом к 80-м годам налаживает ра­боту типография. В 90-е годы осуществлялась очень солидное периодическое издание - "Лiтературно-науковий вiсник", печатавший авторов и распространяв­шийся и на Западе и на Востоке Украины.

* * *

Рассмотрение развития различных сфер украинской культуры позволяет просле­дить, как складывались судьбы украинского возрождения в XIX в. Объяснить его закономерности помогает известный теоретический вывод немецкого ученого Гердера об основных этапах, которые проходили европейские национальные дви­жения. На первом этапе, как было показано, небольшая группа ученых-интеллек­туалов собирала исторические документы, фольклор, предметы старины, опаса­ясь,что самобытность их арода может исчезнуть. Второй или культурнический этап стал этапом возрождения украинского языка, возникновения национальной литературы искусства. Это подготавливало этап создания политических организа­ций, выдвигающих национальные требования, вплоть до образования независи­мого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: