Школа научного управления

Родоначальником научного М-та является американский инженер-исследователь Ф.Тейлор (1856-1915).

В своей работе «Принципы научного управления» он изложил следующие выводы:

1. Необходимо нормировать производительные нормы и задачи для рабочих.

2. Осуществлять профессиональный отбор рабочих.

3. Рабочих, перевыполняющих производительные нормы и задания необходимо поощрять.

4. Необходимо рационально подбирать орудия труда.

5. Необходимо рационально спланировать режим труда и отдыха для разных рабочих.

6. Управленческая деятельность должна быть отделена от деятельности рабочих, т.к. это особый вид деятельности, который заключается в научной организации труда рабочих.

Последователи: Г.Форд, Фрейми, Г.Гагата, Лилия Гилбред.

3. Административная (классическая) школа

Родоначальником административного М-та является французский инженер- менеджер А.Файоль (1841-1925).

В отличие от Тейлора, А.Файоль изучал всю систему управления в целом. Цель его исследований – создание универсальных принципов управления, которые могли бы быть применимы к любой организации.

На основе собственных исследований, обобщения и систематизации прошлого опыта, он разработал 14 принципов:

1. Разделение труда (специализация);

2. Власть – ответственность (должно быть равновесие);

В О

3. Дисциплина;

4. Порядок во всем;

5. Единоначалие (у каждого непосредственного работника должен быть один руководитель);

6. Скалярная цепь (цепь команд или иерархия);

7. Централизация (оптимальная);

8. Подчинение личных интересов общим;

9. Корпоративный дух;

10. Инициатива сотрудников;

11. Стабильность персонала;

12. Единство руководства;

13. Справедливость и равенство;

14. Вознаграждение персонала.

Эти принципы затрагивали 2 основных аспекта:

§ разработка рациональной системы управления организацией (основные функции бизнеса – финансы, производство и маркетинг);

§ построение структуры орг-ции.

Последователи: П. Урвик, Д. Муни, П.Слоун.

Кроме принципов Файоль описал и классифицировал основные виды деятельности, которые необходимы для функционирования организации. В ряду этих видов деятельности М-та он определил как администрирование.

5 управленческих функций:

1. Предвидение;

2. Планирование;

3. Распорядительство;

4. Координация;

5. Контроль.

Таким образом, согласно теории Файоля, источником эффективности системы управления является администрация, которая за счёт применения правильных универсальных методов может добиться успеха.

Придавая ведущее значение администрации, А. Файоль составил перечень качеств, необходимых администраторам (менеджерам):

1. Здоровье и физическая бодрость;

2. Ум и интеллектуальные способности;

3. Моральные качества (настойчивость, чувство долга, решительность в принятии управленческих решений);

4. Хорошее общее образование;

5. Управленческие способности (организаторские, коммуникативные, умение контролировать, оценивать);

6. Общая осведомлённость и компетентность.

Значительный вклад в административную (классическую) школу внёс Макс Вебер (1864-1920), доказав необходимость использования бюрократических моделей организации управления.

Впервые «бюрократия» как орган управления аппарата чиновников, обладающих властью, появилось в недрах рабовладельческого строя.

По мнению М.Вебера – это наиболее рациональный способ власти над людьми, т.к. он обеспечивает:

ü порядок;

ü дисциплину;

ü стабильность в организации.

Но такая организация управления является рациональной в стабильной ситуации. Но изменение ситуации, усиление конкуренции в последующие годы стало создавать массу проблем при использовании бюрократической системы управления. Поэтому в настоящее время возникает необходимость критической оценки бюрократии.

Таким образом, административная классическая школа целью своих исследований видела экономическую эффективность производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: