Учебно-материальное обеспечение

1. Презентационный материал в программе Microsoft Office Power Point 2003-2007г.

2. Технические средства обучения (видеопроектор, ноутбук)

1 учебный вопрос. Общие обязанности командира корабля.

Командир корабля в мирное и военное время отвечает за: боевую готовность и успешное выполнение кораблем боевых задач, правильное применение оружия и использование технических средств, оборону и защиту корабля; безопасность плавания и управление маневрами корабля; правильное использование летательных аппаратов, базирующихся на корабле; воинское воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава, безопасность прохождения воинской службы, состояние организации службы на корабле, укомплектованность корабля личным составом; поддержание уставного порядка на корабле; состояние и сохранность корпуса корабля, учета оружия и технических средств, ракет, торпед, боеприпасов, горючего, смазочных материалов и других материальных средств; обеспечение защиты государственных секретов; подготовку личного состава к борьбе за живучесть корабля, исправность и готовность к действию всех средств борьбы за живучесть; все виды боевого, тылового и технического обеспечения; социально-правовую защиту военнослужащих и членов их семей; санитарное состояние и хозяйственную деятельность корабля.

Командир корабля является прямым начальником личного состава корабля и несет личную ответственность за постоянную боевую готовность подчиненного ему корабля.

В повседневной деятельности командир корабля руководствуется общевоинскими уставами.

Присутствие на борту корабля старших начальников не снимает с командира корабля ответственности за корабль и выполнение своих обязанностей.

Командир корабля обязан:

в совершенстве знать корабль, его тактико-технические данные, уметь управлять кораблем и правильно использовать его боевые и технические средства в любой обстановке;

содержать корабль в установленной готовности к боевым действиям;

постоянно совершенствовать организацию боевой и повседневной службы на корабле;

руководить боевой подготовкой личного состава корабля, его воспитанием, направлять боевую подготовку на выполнение задач, поставленных кораблю;

совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления кораблем, быть примером для подчиненных в исполнении служебных обязанностей, эффективно использовать для этого свое служебное время, своим отношением к делу и личным поведением способствовать созданию здоровой морально-психологической обстановки в воинском коллективе;

повышать морскую выучку, проводить занятия и тренировки в действиях по приведению боевых частей и служб корабля в различные степени боевой готовности; добиваться знания и выполнения личным составом своих обязанностей; планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой готовности и добиваться их выполнения; своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения;

постоянно иметь точные сведения о списочном и наличном составе, наличии и состоянии оружия и технических средств, а также других материальных средств корабля, добиваться полной обеспеченности ими;

знать фактическое состояние дел на корабле с обеспечением защиты государственных секретов, организовывать постоянную работу по выявлению и закрытию возможных каналов утечки секретной информации;

руководить подбором и расстановкой кадров; определять кандидатов для поступления в военные (специальные) учебные заведения, направления на курсовую подготовку, выдвижения на высшие должности, при этом учитывать мнение воинского коллектива, выводы, предложения и рекомендации постоянно действующей аттестационной комиссии соединения;

своевременно доводить до подчиненных, а в необходимых случаях устанавливать и осуществлять контроль за выполнением требований мер безопасности при работе с оружием и техническими средствами, ракетами, торпедами, боеприпасами, при проведении занятий, стрельб, учений и работ;

лично вести подготовку своих помощников, заместителя, командиров боевых частей и начальников служб, а также подготовку офицеров к несению ходовой вахты, контролировать самостоятельную подготовку офицеров корабля;

проводить боевые учения, групповые упражнения и занятия, обращая основное внимание личного состава на правильную отработку взаимодействия между боевыми частями (службами);

знать теоретические основы, уметь практически руководить борьбой за живучесть корабля и лично обучать офицеров борьбе за живучесть; своевременно проводить на корабле мероприятия по поддержанию уровней физических полей в пределах установленных норм;

знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера; постоянно общаться с матросами, старшинами;

проводить с офицерами работу по правовому воспитанию, совершенствованию педагогических навыков, профессиональной подготовке, представлять подчиненных к повышению по службе в должности и воинском звании;

принимать меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению их здоровья, рассматривать и утверждать меню-раскладку продуктов на неделю, организовывать ежедневный контроль за качеством и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверять качество приготовления пищи;

информировать старшего помощника и заместителя по воспитательной и социально-правовой работе о приказах и инструкциях, получаемых от вышестоящих начальников, своих служебных планах и приказах, отданных непосредственно командирам боевых частей и начальникам служб корабля;

проводить не реже одного раза в два месяца смотр корабля, раз в месяц - осмотр ракет, торпед, боеприпасов, оружия и технических средств с составлением акта проверки, раз в сутки - обход корабля;

систематически осматривать жилые и служебные помещения, организовывать постоянный контроль за исправным состоянием корпуса, водонепроницаемых переборок, водяных и топливных цистерн, средств борьбы за живучесть корабля;

контролировать хранение оружия, ракет, торпед, боеприпасов, взрывчатых, химических и легковоспламеняющихся веществ, а также хранение и использование табельного оружия;

постоянно поддерживать неснижаемые запасы и табельную комплектность имущества корабля в установленных нормах;

осуществлять контроль представления в вышестоящие штабы и довольствующие органы установленных донесений и отчетов, своевременность приема (сдачи) дел и должности военнослужащими по контракту и офицерами по призыву;

при обнаружении материального ущерба, причиненного государству, назначать служебное расследование и своевременно принимать решение о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством;

проводить лично и с привлечением должностных лиц, внутрипроверочных комиссий плановые и внезапные проверки наличия военного имущества по боевым частям и службам;

при проведении мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности корабля принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

осуществлять контроль за правильным и своевременным ведением боевой и повседневной документации корабля;

обеспечивать целевое, эффективное и экономное расходование материальных и денежных средств;

принимать ежедневно перед подъемом флага от старшего помощника (помощника) суточную ведомость о состоянии корабля (приложение 4), утренний рапорт вахтенного офицера (приложение 5), доклад об обстановке на корабле и на рейде, а также о происшествиях;

после окончания рабочего дня принимать от старшего помощника (помощника) доклад о выполнении плана мероприятий боевой подготовки, состоянии корабля, оружия и технических средств, а от заместителя командира корабля по воспитательной и социально-правовой работе о морально-психологическом состоянии личного состава корабля, рассматривать и утверждать план мероприятий боевой подготовки и отдавать распоряжения на следующие сутки;

принимать доклад от штурманской боевой части о прогнозе погоды и доклад об изменениях в навигационной обстановке;

на кораблях с авиационным комплексом знать руководящие документы, регламентирующие летную работу и обеспечивающие безопасность полетов, уровень подготовки летного состава и утверждать плановую таблицу полетов на сутки.

В случаях, не предусмотренных общевоинскими уставами, настоящей Инструкцией, приказами и другими руководящими документами, командир корабля, поступает в соответствии с законодательством Республики Казахстан, нормами и принципами международного морского права, соблюдая интересы Республики Казахстан.

2 учебный вопрос. Обязанности командира корабля при подготовке к плаванию

При подготовке корабля к плаванию командир корабля отвечает за: поддержание корабля в установленной готовности к походу и качественную подготовку к плаванию; организацию своевременной подачи заявок в довольствующие органы на обеспечение корабля и поддержание всех видов запасов не ниже установленных норм; содержание оружия и технических средств в исправности и состоянии, соответствующем назначенной готовности к походу.

Командир корабля, получив распоряжение о подготовке корабля к плаванию, обязан:

уяснить задачи, поставленные на поход, и порядок их выполнения;

определить необходимые мероприятия по подготовке корабля и личного состава к решению задач в море и безаварийному плаванию;

проводить подготовку офицеров корабля в соответствии с поставленными задачами, организовать с ними изучение морского театра, намеченного маршрута перехода и района плавания в оперативном, минном, навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношениях, границ территориальных вод, специальных зон, запретных и опасных районов, международных правил плавания и прохода проливов, а также других вопросов, необходимых для качественного выполнения поставленной задачи;

утвердить предварительную прокладку, проверить расчеты на переход, ожидаемые точности плавания на различных участках маршрута, наличие резервных способов определения места корабля и др.;

организовать осмотр водолазами подводной части корпуса корабля, забортной арматуры, рулей, винтов, волнорезов, обтекателей и др.;

доложить командиру соединения о готовности корабля к выходу в море;

учитывая трудности предстоящего плавания, предоставить личному составу время для отдыха.

Перед выходом в море командир корабля обязан, уточнить и получить от штаба соединения:

данные об обстановке при выходе, на маршруте перехода и в районе выполнения поставленных задач;

указания по использованию фарватеров, систем и средств навигационно-гидрографического обеспечения, по организации и режиму использования радиоэлектронных средств и средств связи, о порядке и сроках докладов;

данные о фактической и ожидаемой погоде, гидрологической и ледовой обстановке, радиолокационной наблюдаемости, местах возможных якорных стоянок и о пунктах укрытия;

сведения об обеспечивающих кораблях, самолетах и пунктах (районах) пополнения запасов в море;

установленный порядок, время съемки с якоря (бочки, швартовов) и выхода из береговой базы, а если выход осуществляется в составе соединения, группы кораблей, то место корабля в строю, назначенную скорость на различных участках, ответственные секторы наблюдения, а также действия при обнаружении противника.

Командир корабля в зависимости от обстановки, сроков выполнения поставленных задач и установленной готовности к походу назначает время начала окончательного приготовления корабля к бою и походу с расчетом закончить его за 10 минут до назначенного времени съемки с якоря (бочки, швартовов).

Приготовление корабля к бою и походу всегда должно осуществляться в полном объеме независимо от продолжительности плавания (выхода в море), сложности поставленных задач, фактического состояния и прогноза погоды.

Командир корабля при приготовлении корабля к бою и походу обязан:

своевременно запросить оперативную службу о разрешении на выход корабля в море;

принять доклад от старшего помощника командира корабля о готовности корабля к бою и походу, наличии личного состава, работающих механизмах, запасах, поправках приборов курсоуказания и другие необходимые сведения.

О готовности корабля к бою и походу командир корабля докладывает командиру соединения.

Съемка с якоря (бочки, швартовов) производится по сигналу командира соединения в назначенное время.

Выход корабля из береговой базы и мест стоянки должен осуществляться по боевой, а в мирное время по учебной тревоге с соблюдением установленных мер скрытности.

В случаях, когда требуется приготовить корабль к выходу в море в короткий срок, командир корабля производит экстренное приготовление корабля. При этом оружие и технические средства корабля готовятся к бою и походу в кратчайший срок в пределах допустимых технических норм эксплуатации в соответствии с графиком экстренного приготовления корабля.

3 учебный вопрос. Обязанности командира корабля в плавании

В плавании командир корабля полностью отвечает за успешное выполнение задач, поставленных личному составу корабля, за организацию управления боевыми частями и службами, за организацию взаимодействия с кораблями соединения и другими силами.

При плавании в составе соединения кораблей командир корабля обязан:

понимать замысел командира соединения кораблей и маневр кораблей;

полностью использовать боевые качества корабля для выполнения поставленных задач;

удерживать назначенную позицию или место в ордере и осуществлять маневрирование по сигналам командира соединения или в соответствии с его замыслом, действуя во всех случаях инициативно и решительно;

вести путеисчисление с той же точностью, что и в отдельном плавании, и извещать штаб соединения кораблей, если по его расчетам курс кораблей или какого-либо отдельного корабля ведет к опасности.

В случае выхода из строя корабля вследствие полученных повреждений или неисправностей командир должен принять все меры к удержанию боевого (походного) порядка соединения кораблей.

О неисправностях он обязан немедленно докладывать командиру соединения и принимать все меры к их устранению.

Командир корабля принимает меры к своевременному извещению командиров боевых частей и начальников служб о данных обстановки, нужных им при решении своих задач, и к необходимой информации всего экипажа корабля.

Командир корабля обязан выполнить поставленную кораблю задачу, кроме случая, когда сложившаяся обстановка настолько изменилась, что она теряет свое значение. При этом если нет времени для связи или связь с командиром соединения отсутствует, командир корабля обязан, исходя из действий соединения и оценки обстановки, принять на свою ответственность решение, ведущее к выполнению задачи соединением.

В случае, если выбыли из строя командир соединения, заместитель командира и начальник штаба соединения, командир флагманского корабля под брейд-вымпелом командира соединения управляет соединением до вступления в командование лица, назначенного приказом старшего начальника. Поэтому командир флагманского корабля всегда должен знать планы командира соединения.

Командир корабля отвечает за безопасность кораблевождения и маневрирования корабля.

Командир корабля должен управлять кораблем грамотно, энергично и решительно, без боязни ответственности за рискованный маневр, диктуемый обстановкой.

Командир корабля в целях безопасности плавания обязан не только руководствоваться своим опытом, знанием морского театра, данными штурманской боевой части и технических средств наблюдения, но и систематически лично определять место корабля.

Контролируя работу штурмана, командир должен предупреждать возможные ошибки штурманской боевой части, которые могут привести к тяжелым последствиям.

Командир корабля, учитывая трудности предстоящего похода, обязан предоставить командиру штурманской боевой части время для подготовки к походу и для отдыха.

В отдельном плавании командир корабля назначает курс и скорость корабля. Во всех случаях, в том числе и при плавании в составе соединения, группы кораблей, он отвечает за точное выполнение правил для предупреждения столкновений судов в море и навигационную безопасность корабля.

Командир корабля обязан принять все меры к обеспечению безопасности плавания корабля. В сложных условиях командиру корабля запрещается оставлять ходовой мостик ГКП. В длительных походах командиру корабля разрешается оставлять мостик ГКП и передавать управление кораблем, только подготовленным и допущенным к самостоятельному управлению кораблем офицерам, о чем делается запись в вахтенном журнале корабля.

Для обеспечения безопасности взлета и посадки корабельных летательных аппаратов командир корабля назначает соответствующие обстановке курс и скорость корабля.

Командир корабля должен осуществлять контроль за тем, чтобы командиру соединения в любое время было известно местонахождение корабля, для чего командир корабля докладывает установленным порядком о своем месте в море, а также о прибытии в каждый порт и об уходе из него.

Командир корабля обязан контролировать:

экономное расходование горючего, смазочных материалов и, если позволяет обстановка, совершает переход экономическим ходом;

все изменения метеорологической обстановки и, учитывая полученные прогнозы погоды и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях, принимать заблаговременно все необходимые меры безопасности на случай шторма и изменения погоды.

Плавая в узкостях, в условиях ограниченной видимости, вблизи берегов и навигационных опасностей или приближаясь к ним, а также в случаях, когда не представляется возможным определить точное место корабля, командир корабля должен соблюдать все меры предосторожности, выработанные морской практикой, и требовать от штурманской боевой части ведения счисления пути корабля с максимальной точностью.

К мерам предосторожности, соблюдаемым в этих случаях, относятся:

повышение боевой готовности;

приготовление корабля для плавания в сложных условиях;

уточнение места корабля всеми доступными средствами и возможными способами с периодичностью, обеспечивающей требуемую точность плавания, сверка курса, заданного рулевому, с курсом, проложенным на карте;

воспрещение переключения источников питания электроэнергией средств, связанных с управлением кораблем;

уменьшение скорости до безопасной или остановка машин;

установление прямой связи мостика ГКП с постами управления машинами и рулем;

измерение глубин;

усиление зрительного и технического наблюдения для обнаружения навигационных опасностей;

приготовление якорей к отдаче, стравливание якоря для обнаружения опасной глубины;

постоянное нахождение командира корабля на ходовом мостике ГКП;

запрещение смены вахты в установленное время (смена вахты в сложных условиях производится только по особому разрешению командира корабля).

Командир корабля должен знать свой район плавания, а также и другие районы, в которых предполагаются действия, в степени, обеспечивающей уверенное и безаварийное плавание. В районах, где плавание без лоцмана запрещается местными правилами судоходства, командиру корабля разрешается нанять лоцмана.

Лоцман допускается на корабль только после проверки документов, подтверждающих его лоцманское звание.

При отсутствии лоцмана командиру корабля разрешается брать на корабль знающих лиц из местных жителей (рыбаков, судоводителей) но, пользуясь их сообщениями, вести корабль самостоятельно.

Вручая лоцману проводку корабля, командир корабля обязан принять все меры, необходимые для безопасного плавания. Командир корабля не отвечает за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь в том случае, если эта авария произошла из-за таких местных условий фарватера, которые могут быть известны только лоцману. Если командир корабля обнаружит, что лоцман ведет корабль к явной опасности или вообще не знает своего дела, он обязан отстранить его от управления маневрами корабля.

Командир корабля должен требовать от своих помощников, офицеров штурманской боевой части и всех офицеров, несущих ходовую вахту, знания районов плавания и использования всех возможностей для практического освоения морского театра, а при проводке корабля лоцманом командир корабля должен требовать от них изучения маршрута или фарватера с тем, чтобы при последующем посещении тех же мест можно было обойтись собственными силами.

Если на корабле, находящемся на большом удалении от своих баз, будет обнаружено, что оставшиеся запасы (продовольствия, пресной воды, горючего, смазочных материалов) не позволяют сделать переход в ближайший порт Республики Казахстан, командир корабля может обратиться за помощью к встречному кораблю или судну Республики Казахстан. В свою очередь при обращении к нему командиров (капитанов) кораблей (судов) Республики Казахстан он обязан выделить часть корабельных запасов, учитывая поставленные кораблю задачи и сроки плавания.

В исключительных случаях при нехватке продовольствия и питьевой воды командир корабля может уменьшить нормы их выдачи личному составу.

При плавании в ледовых условиях командир корабля должен принять все меры предосторожности от повреждения корпуса корабля, винтов и рулей.

В случае проводки корабля ледоколом командир корабля обязан руководствоваться руководящими документами по проводки кораблей и судов во льдах.

При буксировке корабля в море командир корабля несет ответственность за его безопасность.

Взаимоотношения с буксирующим кораблем определяются специальными инструкциями.

Всем кораблям, судам или летательным аппаратам, терпящим бедствие в море, командир корабля обязан оказать помощь всеми имеющимися в его распоряжении средствами. В военное время помощь оказывается в соответствии с обстановкой.

О всех военнослужащих корабля, по каким-либо причинам оставшимся на берегу в портах Республики Казахстан, командир корабля сообщает старшему морскому начальнику или начальнику гарнизона, а в случае их отсутствия – местным органам управления.

По возвращении в базу командир корабля докладывает своему непосредственному начальнику о результатах похода, состоянии экипажа, оружия, технических средств и наличии запасов.

Со своими помощниками, командирами боевых частей и начальниками служб командир корабля детально разбирает проведенный поход и выполненные задачи, отмечая недостатки в тактических приемах и боевом использовании оружия и технических средств, а также ошибки в действиях личного состава.

Итоги выполнения задачи доводятся до всего личного состава корабля.

Главной обязанностью командира корабля с приходом в береговую базу, является пополнение израсходованных запасов до установленных норм и устранение возникших в плавании неисправностей материальной части, которые невозможно было устранить в походе.

4 учебный вопрос. Обязанности командира корабля в случаях аварии.

Командир корабля должен детально изучить тактико-технические элементы своего корабля, приобрести навыки в управлении им при изменившихся тактико-технических элементах (вследствие полученных повреждений или поступления воды) и быть готовым в любой момент к борьбе с боевыми и аварийными повреждениями.

Во время аварии командир корабля обязан принять все меры к спасению корабля. В обстановке, угрожающей кораблю гибелью, командир корабля должен своевременно принять меры к организованному оставлению корабля личным составом. В первую очередь с корабля свозятся больные, при наличии пассажиров – женщины и дети, а затем военнослужащие, не занятые в борьбе с аварией.

Убедившись в невозможности спасти корабль, командир принимает решение об оставлении корабля остальным личным составом.

Командир покидает корабль последним.

При авариях, угрожающих кораблю гибелью, в мирное время командир корабля принимает меры к посадке корабля на ближайшую отмель; в военное время у своего побережья – действует, как в мирное время, вдали от своего побережья – должен затопить корабль и принять меры к невозможности его подъема и восстановления противником.

Личный состав, используя корабельные спасательные средства, организованно оставляет корабль в целях высадки на свое побережье или побережье дружественного (нейтрального) государства.

Командир корабля обязан особо заботиться о спасении вахтенного и навигационного журналов, секретных документов и аппаратуры, определяемой соответствующими инструкциями.

Если спасение указанных документов и аппаратуры невозможно, а также в случаях угрозы захвата их противником, они должны быть уничтожены. Ответственность за их уничтожение несет командир корабля.

Если авария произошла вблизи берега, то после своза экипажа на берег командир корабля принимает меры к спасению и сохранению корабельного имущества.

Куда бы экипаж корабля ни был свезен, командир, и остальные должностные лица корабля сохраняют полностью свои права и обязанности в отношении подчиненных до расформирования экипажа корабля.

Если экипаж корабля будет спасен иностранными кораблями, командир корабля должен принять меры к тому, чтобы личный состав соблюдал установленный на них порядок, не роняя достоинства и чести граждан Республики Казахстан.

Спасенный экипаж корабля, оказавшийся вне пределов (границ) Республики Казахстан, пользуется правом экстерриториальности. Командир корабля обязан изыскать все возможности к скорейшему возвращению экипажа в ближайший порт или населенный пункт Республики Казахстан.

В случае гибели корабля, посадки его на мель (касания грунта), столкновения или каких-либо других происшествий командир корабля обязан доложить установленным порядком о случившемся, а также о мерах, принятых во избежание аварии (гибели), для спасения корабля, личного состава и устранения повреждений, а по прибытии в береговую базу - представить письменное донесение. К своему донесению он прилагает навигационный, вахтенный и машинный журналы, вахтенные журналы постов технического и зрительного наблюдения с записями, сделанными за последние сутки, включая момент аварии, карты с навигационной прокладкой корабля за сутки перед аварией и в момент ее, кальки маневрирования и курсограммы, рапорты командира штурманской боевой части, вахтенного офицера и других лиц (по своему усмотрению), причастных к аварии или наблюдавших предшествующие ей обстоятельства.

При столкновении корабля с другим кораблем (судном) командир корабля должен потребовать подробные письменные рапорты об обстоятельствах столкновения от командира штурманской боевой части, вахтенного офицера и других лиц, от кого это будет признано необходимым, и представить их вместе со своим донесением.

В рапортах командира и офицеров должны быть указаны:

время, место столкновения, наименование корабля, с которым произошло столкновение, его флаг, фамилии владельца и командира (капитана);

направление и сила ветра, атмосферное давление, состояние моря во время столкновения, направление и скорость течения, видимость и другие гидрометеорологические сведения;

пункт выхода своего корабля, место назначения, курс, скорость, огни, состояние средств наблюдения, положение руля и другие данные по своему кораблю во время, предшествовавшее столкновению;

время, когда впервые был обнаружен другой корабль (судно), и средства обнаружения, взаимное положение, дистанция, огни;

курс и скорость встречного корабля (судна), определенные штурманом и боевым информационным постом, сигналы и другие данные обстановки до столкновения;

меры, предпринятые кораблем для предотвращения столкновения (приказания в машину, на руль, сигналы);

характер столкновения (какими частями столкнулись, под каким углом) и положение после столкновения;

меры, предпринятые личным составом кораблей (корабля и судна) после столкновения;

повреждения, полученные кораблями (кораблем и судном), следует представить соответствующие чертежи, фотоснимки и видеоматериалы;

были ли на кораблях (корабле и судне) лоцманы, старшие начальники, их звания и фамилии;

кто управлял кораблем в момент аварии и местонахождение командира корабля.

В рапортах указываются только те обстоятельства столкновения, которые лично наблюдались составителями рапортов.

В случае столкновения с кораблем (судном) в море, командир корабля не имеет права удалиться от потерпевшего корабля (судна), не убедившись предварительно в том, что он может безопасно продолжать плавание, при этом командир корабля должен использовать все возможности для составления с командиром (капитаном) потерпевшего корабля (судна) акта о повреждениях, нанесенных при столкновении.

При столкновении с иностранным кораблем (судном) руководствоваться нормами международного морского права, одновременно используя все возможности (если позволяет обстановка) для составления двустороннего акта о морском происшествии. При невозможности или отказе другой стороны составить акт – заявить и оформить морской протест в течение 24 часов после прибытия корабля в порт.

В случае падения человека за борт командир корабля в мирное время принимает все меры к спасению упавшего за борт и покидает район только после того, как полностью исчерпает меры спасения упавшего.

В военное время он действует в соответствии с обстановкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: