Такелаж, паруса и рангоут на катерах хранятся в рангоутном чехле

На двухмачтовых шлюпках Военно-морской флаг пришивается к гроту, флюгарка — к фоку.

На спасательных шлюпках применяется люгерное рейковое парусное вооружение, у которого верхний реек и нижняя мягкая шкаторина выходят далеко вперед мачты. Простота конструкции и меньшая парусность обеспечивают шлюпке безопасность плавания.

2.Учебный вопрос. Обучение личного состава гребле и управлению шлюпкой на веслах. Особенности обслуживания дизелей спасательных и рабочих шлюпок.

Для обеспечения надежного пуска дизелей спасательных и рабочих шлюпок необходимо использовать свечи накаливания и запальные устройства.

В холодное время года после остановки дизеля и подъема шлюпки на борт необходимо открыть сливные краники и клапаны кингстонов, провернуть вручную дизель для удаления остатков воды.

Топливный бак держать постоянно наполненным.

Не допускать работу дизеля на высокосернистых и тяжелых сортах топлива.

Запускать дизель один раз в неделю на 5 минут при малой нагрузке.

Обучение гребле и управлению шлюпкой на веслах производится после того, как обучаемые изучат устройство, вооружение и снабжение шлюпки, а также нормы ее эксплуатации в различных условиях плавания. В качестве руководителей занятий привлекаются офицеры и старшины, имеющие удостоверение на самостоятельное управление шлюпкой.
В состав учебной команды шлюпки входят руководитель занятий, старшина шлюпки, назначенный из числа обучаемых, и шесть гребцов (матросы, курсанты).

При отработке тем рекомендуется придерживаться следующей очередности:

— приготовление шлюпки к занятиям (подгонка весел, упорок для ног и т. д.);

— посадка гребцов в шлюпку;

— правила поведения и обязанности гребцов;

— гребля на три счета;

— гребля на два счета;

— гребля без подсчета;

— выполнение различных команд при движении на веслах;

— подход к вехе, бочке, трапу, пирсу и отход от них в тихую погоду;

— постановка шлюпки под выстрел и на бакштов;

— постановка на якорь и съемка с якоря;

— подход и отход от трапа в свежую погоду;

— подход и отход от берега на прибое;

— спасение человека, упавшего за борт корабля;

— подход к судну, терпящему бедствие, и оказание помощи его команде;

— буксировка шлюпок.

На каждую тему руководитель должен составить план с указанием цели занятия, отрабатываемых вопросов, времени, отводимого на каждый изучаемый вопрос, и места проведения занятия. На одно занятие отводится не менее двух часов с десятиминутным перерывом. В училищах и учебных отрядах с сорокапятиминутным (академическим) часом рекомендуется на каждое занятие отводить по четыре часа. Более продолжительные занятия утомительны, короткие — недостаточно эффективны, так как значительная часть времени уходит на спуск и подъем шлюпки. Рекомендации по содержанию и расчету времени каждого занятия на шлюпке даны в приложении.

Подгонка весел и упорок для ног на шлюпке производится один раз, а также в случаях, когда шлюпка готовится к соревнованиям.

Обучение посадке гребцов в шлюпку начинается на корабле или берегу. Сначала — посадка с берега, затем — посадка с пирса, с трапа корабля и, наконец, посадка с выстрела с использованием шторм-трапа и шкентеля с мусингами. Последнему способу следует уделить больше внимания.

Чтобы гребцы могли быстро восстанавливать порванные снасти и правильно выполнять обязанности членов команды, необходимо на одном из первых занятий научить их вязать морские узлы и выполнять простейшие такелажные работы.

Первое занятие по гребле рекомендуется начинать на шлюпке, стоящей на бакштове, на бочке или у пирса. На бакштове отрабатываются только те навыки, которые необходимы для начала и окончания движения и для расхождения шлюпки с другими судами.

Для отработки подхода к трапу при отсутствии корабля рекомендуется использовать обеспечивающий катер, который для этой цели ставится на якорь в районе занятий.

Подход к берегу на прибое лучше отрабатывать на песчаном берегу при небольшом прибое и температуре воды не ниже 4-16° С.

Отработку каждого маневра (на веслах или под парусами) руководитель начинает с объяснения действий старшины и гребцов и показательного выполнения маневра. Затем на руль поочередно садятся обучаемые. Каждый самостоятельно выполняет маневр два-три раза. Если маневр выполнен неудовлетворительно, рулевого все равно следует сменить. Долго держать на руле одного гребца нецелесообразно. Наблюдая за действиями своих товарищей в роли старшины, обучаемый лучше понимает свои ошибки, скорее осваивает выполнение маневра.

Для смены рулевого подается команда «Поменяться местами». Место на кормовом сиденье занимает сначала гребец, сидящий на последней (загребной) банке у правого борта шлюпки. Все остальные гребцы перемещаются по часовой стрелке на одно место. Старшина сменяет гребца, сидящего на загребной банке у левого борта. Последовательно меняя свое место в шлюпке, гребцы учатся грести с обоих бортов и выполнять обязанности любого члена команды.

Внимательно наблюдая за выполнением маневра, руководитель не должен вмешиваться в действия рулевого (исключая случаи, когда шлюпке угрожает опасность). Разбор и замечания можно сделать позже. Необходимо помнить, что маневр, выполненный с ошибками, но самостоятельно, дает значительно больше пользы обучаемому, чем маневр, выполненный правильно, но с помощью руководителя.

В конце занятия следует дать задание обучаемым (с указанием учебных пособий) на самостоятельную подготовку по следующей теме.
На каждом следующем занятии рекомендуется проводить контрольный опрос обучаемых, а также повторять и совершенствовать приемы и маневры, которые изучались ранее, до полной их отработки.

Руководитель должен организовать занятия таким образом, чтобы в полной мере использовались возможности для изучения:

— района плавания;

— знаков ограждения навигационных опасностей и правил их обхода;

— Правил рейдовой службы (ПРС) и местных портовых правил;

— Правил для предупреждения столкновений судов в море (ППСС).

Руководитель должен также научить гребцов пользоваться шлюпочным компасом, навигационной картой и Шлюпочной сигнальной книгой, научить поддерживать визуальную связь с постами, кораблями и шлюпками.

Для занятий с компасом и навигационной картой района кроме этих предметов в шлюпку берутся комплект прокладочного инструмента, простые карандаши и резинка.

Руководитель показывает, как устанавливается компас на шлюпке, как определяется место шлюпки по двум пеленгам, как определяется и удерживается курс шлюпки по компасу.

В целях отработки навыков в пользовании Шлюпочной сигнальной книгой по заявке руководителя во время занятий на посту (корабле) поднимаются специальные сигналы, а гребцы, используя Шлюпочную сигнальную книгу, докладывают их значение. При отсутствии в районе нахождения шлюпки стационарного поста (корабля) на время занятий может быть развернут специальный сигнально-наблюдательный пост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: