Тема № 9 «Практическое занятие 1: Гребля и управление шлюпкой на веслах»

Обучение личного состава гребле и управлению шлюпкой на веслах. Пригонка шлюпочного вооружения и уравновешивание весел. Распределение гребцов по банкам, посадка их на шлюпку и правила поведения в шлюпке.

Литература.

Справочник по морской практике. А. О. Шабалин, Н. П. Епихин, Н. И. Кабанов и др. ордена трудового красного знамени военное издательство министерства обороны СССР Москва — 1969г.

Перед каждым занятием на шлюпке старшина проверяет ее исправность и укомплектованность. Особое внимание обращается на наличие и исправность спасательных средств.

Важное значение имеет для гребцов правильная подгонка весел и упорок для ног. Для подгонки комплект весел укладывают на палубу корабля (на берегу — на землю) так, чтобы срезы рукоятей оказались на одной прямой линии. Самые длинные весла отбирают для средней банки, самые короткие — для баковой, оставшиеся—для загребной банки и в качестве запасных.

На больших шлюпках длина весел постепенно уменьшается от средней банки к носу и корме.

Затем весла вставляют в соответствующие уключины и располагают по траверзу. Расстояние между рукоятями парных весел должно быть около 10—15 см, излишки обрезаются. Поверхность рукояти тщательно обрабатывается стеклом и наждачной бумагой.

Чтобы гребцы легко находили свои весла, на вальках или веретенах (у распашных весел) наносят кольца: для правого борта зеленой краской, для левого— красной. На веслах загребной банки наносят по одному кольцу, средней банки — по два и баковой — по три кольца. Ширина колец и расстояние между ними 10 мм. Первое кольцо наносят на расстоянии 10 мм от ближнего к веретену среза валька.

В некоторых учебных пособиях рекомендуется надрезать порядковые номера весел (начиная с загребных) римскими цифрами и закрашивать их зеленой и красной краской. Но при укладке весел цифры часто оказываются внизу и их не видно, что вызывает задержку при разборе весел.

На запасных веслах кольца не наносятся.

После подгонки весел по длине их уравновешивают путем заливки расплавленного свинца в просверленные на вальке или веретене отверстия. Свинец заливается так, чтобы при гребле он находился в нижней части валька, иначе весло будет выворачиваться.

Правильно подогнанное весло, вложенное в уключину (на середину кожаной обшивки), должно иметь некоторый перевес к воде и принимать горизонтальное положение при подвеске к середине рукоятки груза в 4 кг (что приблизительно соответствует весу положенных на валек рук).
Упорки для ног подгоняют после того, как гребцы распределены по банкам. Упорки должны находиться от банки на таком расстоянии, чтобы у гребца, сидящего нормально на банке, ноги, поставленные на упорку, были несколько согнуты в коленях. При отвале назад ноги гребца должны быть прямыми, на одной линии с корпусом тела. При правильной установке упорок сила гребца возрастает, так как вместе с руками в работе участвуют мышцы живота и ног.

Чтобы гребцы не падали назад, к упоркам для одной из ног (той, что ближе к диаметральной плоскости шлюпки) приделывают парусиновые стропки. Нога на полступни должна входить в стройку.
Уключины должны быть подогнаны по гнездам, не шататься при гребле и быстро выниматься из гнезд. Веретено весла должно свободно вставляться и выниматься из уключины. Сработанные уключины и подуключины заменяются новыми.

Посадка команды в шлюпку и обязанности гребцов

Перед посадкой в шлюпку гребцы распределяются по банкам. Правильное распределение гребцов позволяет лучше использовать их физическую подготовку. На загребную банку отбираются наиболее сильные гребцы, на баковую — наиболее ловкие и проворные. Если в команде есть гребцы с развитой левой рукой, они назначаются на левый борт.
Гребцам правого борта присваиваются нечетные номера: 1, 3, 5; гребцам левого борта — четные: 2, 4, 6 (счет идет от загребной банки). Гребцы могут также именоваться по банкам, на которых они сидят: загребные, средние, баковые—с добавлением наименования борта, например правый загребной, левый баковый и т. д.

На шлюпках с распашными веслами гребцы размещаются по одному на банке. На двойках и тузиках у гребцов по два весла.
Посадка в шлюпку производится организованно. По команде «Гребцы в шлюпку» гребцы бегом направляются к шлюпке и занимают свои места.

При посадке соблюдается следующий порядок:

— если шлюпка стоит носом к берегу или находится под выстрелом, первым входит на шлюпку старшина, а затем остальные гребцы по порядку номеров;

— если шлюпка стоит кормой к берегу, первым входит шестой номер, затем пятый и т. д., старшина входит после гребцов;

— если шлюпка стоит бортом к пирсу, гребцы обоих бортов входят в шлюпку одновременно, при этом гребцы правого борта садятся вслед за баковым с кормы, а гребцы левого борта вслед за загребным — с носа (продвигаясь соответственно вдоль правого и левого бортов), старшина садится после гребцов.

При движении на веслах старшина сидит на книце с правого борта, держа ноги между заспинной и транцевой досками (смотрите рисунок). Командир шлюпки занимает свое место на кормовом сиденье с левого борта последним. Выход из шлюпки производится в обратном порядке по команде «Гребцам выйти из шлюпки».

После посадки гребцы проверяют подгонку упорок и стропок для ног, наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки и очищают, штерты уключин. Загребные, становясь коленями на кормовое сиденье, навешивают руль на стержень. Правый загребной переносит короткий отпорный крюк с борта на рангоут и кладет его крюком в нос. Левый баковый переносит длинный крюк с борта на рангоут и кладет его крюком в корму. Баковые и загребные после отдачи фалиней укладывают их в бухту: первые — на носовом решетчатом люке, вторые — между транцевой и заспинной досками.

Старшина шлюпки вставляет изогнутый румпель, ставит кормовой флаг, проверяет наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки, при входе на шлюпку офицера подает команду «Смирно» и отдает честь, прикладывая руку к головному убору.

Гребцы по команде «Смирно» сидят на своих местах лицом в корму, корпус прямой, ноги согнуты в коленях, руки на коленях.

Находясь в шлюпке, гребцы обязаны соблюдать следующие правила поведения:

— при посадке и высадке не ходить по банкам;

— не входить на шлюпку в грязной обуви;

— при температуре воздуха +14° С и выше снимать обувь;

— не облокачиваться на планширь и не выставлять рук за борт;

- следить, чтобы за бортом шлюпки не было посторонних предметов;

- не разговаривать, соблюдать тишину, внимательно слушать команды, быстро и четко их выполнять;

— соблюдать установленную форму одежды;

— не переговариваться с проходящими мимо шлюп — не перемещаться в шлюпке без разрешения;

— не купаться с борта шлюпки;

— курить только с разрешения старшины шлюпки.

При нахождении шлюпки у борта корабля или у пирса курить запрещается.

Техника гребли

Перед греблей гребцы должны принять исходное положение. Правильная посадка гребцов облегчает освоение техники гребли и дает возможность наиболее полно использовать их физические способности.
Исходное положение принимается по команде «Весла». Гребцы сидят на банке прямо, занимая 3/4 ее ширины. Чуть согнутые ноги упираются в подогнанные упорки, кисти согнутых в локтях рук находятся на весле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз.

На рисунке показан разворот лопасти весла при гребле:
1 — исходное положение (по команде «Весла»); 2 — начало разворота от себя; 3 — в конце разворота и в момент ввода в воду; 4 — на траверзе; 5 — в момент выноса из воды; 6 — при заносе.

Гребок можно разделить на четыре фазы:

— занос лопасти весла к носу шлюпки (1, 2);

— ввод лопасти в воду (3);

— проводка лопасти в воде (4);

— вынос лопасти из воды (5, 6).

Занос лопасти весла. Лопасть весла движется по воздуху в сторону носа шлюпки. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха и не задеть за волну, лопасть разворачивают параллельно поверхности воды и удерживают на уровне планширя.

Корпус гребца наклоняется вперед, колени сгибаются, руки выпрямляются, голова поднимается и поворачивается в сторону лопасти.
В конце заноса движением кистей рук от себя лопасть разворачивают так, чтобы передняя кромка лопасти, пройдя через верхнее положение, оказалась несколько наклоненной в сторону кормы.

Ввод лопасти в воду. Правильное погружение лопасти в воду имеет очень большое значение.

Лопасть вводится в воду быстро и энергично, но без удара. Наклон верхней кромки к корме на угол 30—45° помогает удержать лопасть на необходимой глубине. Если лопасть Вводить в воду вертикально или с разворотом верхней кромки к носу, то она может чрезмерно углубиться, вывернуться в воде в горизонтальное положение и, проскользнув под лопасти других весел, сбить темп гребли.

В самом начале гребка необходимо создать хороший упор лопасти в воде и приложить к веслу наибольшее усилие, которое должно сохраниться на протяжении всей проводки. Вялое, неэнергичное погружение лопасти не дает толчка и даже может вызвать торможение, если скорость проводки весла окажется меньше скорости шлюпки.

Большое значение имеет также глубина погружения лопасти в воду. На первый взгляд кажется, что наиболее эффективно весло работает, когда вся лопасть находится в воде. Однако это не так. Лопасть делается несколько длиннее с расчетом на волнение моря, когда управлять положением весла становится труднее. На спокойной воде лопасть нужно погружать в воду на 1/2 - 2/3 ее длины. При полном погружении гребец вынужден прилагать большее усилие на проводку, в результате чего быстрее устает. При меньшем погружении уменьшается рабочая площадь лопасти, и весло будет работать неэффективно.

Практически глубина погружения лопасти зависит от выучки гребца и от условий плавания (ветра, волны). Тренированный гребец погружает лопасть больше, чем новичок. При движении по ветру лопасть погружается меньше, чем против ветра.

Проводка лопасти в воде. Во время проводки шлюпке дается поступательное движение вперед. Поэтому проводка является главной фазой гребка и должна выполняться от начала и до конца с максимальным усилием.
Начиная проводку, гребец должен сильно упереться ногами в упорку и тянуть весло всем корпусом на прямых руках. Лопасть при проводке постепенно разворачивается на себя так, чтобы при проходе траверза она была в вертикальном положении. Рукоять весла надо вести на одном уровне, не теряя чувства опоры весла о воду. При этом условии лопасть сохраняет постоянное заглубление.

Основная работа при проводке выполняется мышцами ног и спины. Выпрямленные руки лишь передают на весло усилие, развиваемое за счет движения корпуса. Мышцы рук включаются в работу, когда корпус, пройдя вертикальное положение, отклонится назад. В этот момент руки сгибаются и с силой подтягивают рукоять весла к туловищу.
Рукоять весла при проводке обхватывается четырьмя пальцами сверху и одним (большим) — снизу. Захват рукояти ладонью совершенно недопустим, так как при заносе весла кожа ладони собирается в складки и легко может быть стерта.

Проводка должна быть достаточно длинной и производиться одновременно всеми гребцами. Длинные гребки придают шлюпке равномерное движение, что обеспечивает лучшие результаты при переходах на большие расстояния.

При коротких гребках шлюпка движется неравномерно, рывками и гребцы быстро устают. Короткие, частые гребки с небольшим заносом весла применяются на стартах в шлюпочных соревнованиях. Четырех-пяти гребков достаточно для придания шлюпке необходимой начальной скорости.

Однако делать чрезмерно большой занос лопастей и очень длинную проводку не следует. На рисунке указаны силы, действующие на шлюпку при гребле. Сила сопротивления воды R действует на корпус и тормозит движение шлюпки вперед. Сила реакции воды Р действует на лопасть весла и через уключины передается на корпус шлюпки. Силу Р можно разложить на две силы — T и Д. Сила тяги Т направлена параллельно диаметральной плоскости и двигает шлюпку вперед. Сила дрейфа Д направлена перпендикулярно диаметральной плоскости и в движении шлюпки не участвует. Сила тяги имеет наибольшее значение, когда лопасть находится на траверзе. В этот момент сила дрейфа равна нулю. При заносе лопасти на угол 45° от траверза силы Т и Д выравниваются, а при заносе на больший угол сила дрейфа становится больше силы тяги Т, т. е. большая часть усилий гребца затрачивается вхолостую. Вот почему угол заноса весла и окончания проводки должен быть в пределах 45—50°, не более.
Большое значение имеет одновременность начала и конца проводки гребцами обоих бортов. При неодновременных гребках под действием силы Д шлюпка начинает раскачиваться и рыскать, что затрудняет работу гребцов, понижает управляемость и скорость движения шлюпки.

Одновременность гребли достигается:

— равнением гребцов по загребным (левого загребного — по правому);

— выполнением команд (подсчета) старшину шлюпки;

— тщательной тренировкой гребцов.

Вынос лопасти из воды. Для выноса лопасти из воды в конце проводки нужно закончить движение туловища назад, с силой подтянуть рукоятку весла к туловищу и резким движением рук вниз вынести лопасть из воды. В момент выноса весло разворачивается на себя и лопасть оказывается в горизонтальном положении верхней кромкой к носу. Начинать разворот лопасти в воде не следует, так как в этом случае возможно ее произвольное заглубление.

Все четыре фазы гребка должны следовать одна за другой непрерывно без пауз, составляя полный замкнутый цикл.

Во время гребли важное значение имеет правильное дыхание. При заносе весла нужно делать глубокий вдох через нос, во время проводки—медленный выдох через рот, Темп гребли задается в зависимости от уровня технической и физической подготовки гребцов. Для шестивесельного яла нормальный темп гребли 26—30 гребков в минуту.

Техника гребли при ветре и волнении имеет свои особенности. При движении по ветру проводка должна быть очень сильной и резкой, а занос медленным и плавным. Лопасти при заносе не разворачиваются. При движении против ветра и волны шлюпка теряет ход сразу после гребка, поэтому занос весел должен выполняться быстрее, а проводка — медленнее.

Обучение гребле

Занятия по обучению гребле рекомендуется начинать на шлюпке, стоящей на бочке, бакштове или у пирса. Закрепив кормовой фалинь, можно отрабатывать технику гребка без движения. В начале занятия руководитель объясняет, почему руки гребца должны быть сухими, а одежда тщательно расправлена. Только соблюдая эти правила, можно избежать потертостей.
Затем руководитель приступает к объяснению и отработке команд «Уключины вставить», «Весла разобрать», «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду» и «Шабаш». Эти команды необходимы для начала и окончания движения и для расхождения шлюпки с другими судами.

Для начала полезно, подав команду «На воду», предоставить гребцам возможность поработать веслом самостоятельно (без подсчета) в течение-8—10 мин. После такой тренировки обучаемые начинают чувствовать весло и выполняют гребок более равномерно. Однако ошибок бывает все равно много, и руководитель подает команду «Суши весла».

Приступая к обучению гребле с подсчетом, руководитель переходит на загребную банку, объясняет и показывает технику гребка по фазам. Затем, находясь на своем месте, ведет подсчет и наблюдает выполнение гребка по фазам обучаемыми. Если гребцы допускают слишком много ошибок, есть смысл перейти на обучение попарно и даже каждого гребца в отдельности, начиная с загребного.

Почти для всех начинающих гребцов характерны следующие ошибки:

— слишком большой или недостаточный занос весла;

— не резкое (вялое) движение рук при опускании лопасти в воду или выносе ее из воды;

— слишком глубокое или мелкое погружение весла;

— короткая, неэнергичная проводка на согнутых руках;

— разворачивание лопасти в воде;

— неритмичность движений и дыхания.

Иногда обучаемый задевает веслом впереди сидящего гребца. Это происходит оттого, что при заносе рукоять весла слишком опущена вниз или сидящий впереди гребец недостаточно наклоняется вперед.
Следует сразу исправлять подобные ошибки, так как они могут войти в привычку. Легче обучить молодого гребца, чем устранить недостатки у обученного. Но также нет смысла пытаться исправить все ошибки на первом занятии — это пользы не даст. Из-за непривычной работы и сильного напряжения мышц гребцы уже через полчаса занятий устают, активность их заметно снижается.

Чтобы занятия проходили успешнее, рекомендуется после трех-четырех гребков подавать команду «Суши весла» или «Весла по борту» и использовать время отдыха для разбора ошибок и недостатков.
По мере приобретения гребцами начальных навыков в работе с веслом и в выполнении указанных выше команд можно перейти к обучению гребле на свободной воде сначала на три, затем на два счета, а затем без подсчета.
Обучение гребле должно чередоваться с отработкой других команд, применяемых при движении шлюпки на веслах.

Если во время гребли без подсчета гребцы начнут сбиваться, необходимо им помочь командами на два счета.

Темп гребли, несколько замедленный в начале обучения, постепенно увеличивается до нормального.

Для отработки старта, темпа гребли, финиша, а также с целью тренировки в гребле на скорость и выносливость рекомендуется в ходе обучения делать пробеги нескольких шлюпок сначала на 500, а затем на 1000 и 2000 м. Закончить обучение гребле можно шлюпочными гонками на дистанцию 2000 м.

Командные слова при движении шлюпки на веслах

При управлении гребной шлюпкой используются специальные командные слова, которые произносятся громко, отчетливо и в момент, соответствующий середине проводки. Команда, поданная преждевременно или с опозданием, приводит к разнобою в ее выполнении.
Перед подачей команды командир (старшина) шлюпки должен осмотреться (особенно с кормы) и убедиться в возможности безопасного ее выполнения.
Нельзя, например, делать повороты на курсе (а также пересекать курс) обгоняющего корабля.

Для отхода от борта корабля или пирса подается команда «Протянуться». По этой команде гребцы ближайшего к кораблю (пирсу) борта вручную, держась за трап, леер (стенку пирса) или с помощью отпорных крюков — длинный крюк у бакового, короткий у загребного — протягивают шлюпку вдоль борта корабля (пирса) и дают ей ход. С подачей команды старшина шлюпки кладет руль в сторону от борта корабля.
«Оттолкнуть нос». Команда подается, когда шлюпка получит ход. По этой команде баковый сильно отталкивает нос, а загребной усиливает ход шлюпки, после чего оба кладут крюки на рангоут. Средний гребец убирает кранец.

«Уключины вставить». По этой команде гребцы без шума вставляют уключины в гнезда, разворачивают их вдоль планширя и осматривают борта. Штерты, фалини и кранцы должны быть убраны в шлюпку и не висеть с бортов.

«Весла разобрать». Гребцы, начиная с загребных, берут свои весла, продвигают их к носу и, положив одну руку на рукоять, а другую (ближайшую к борту) под валек, приподнимают весла и кладут их на планширь за вторую (загребные) и третью (средние и баковые) уключины. Вальки весел должны быть на высоте планширя, прижаты к бортам, а лопасти — в горизонтальном положении и выровнены по загребным параллельно друг другу. Гребцы поворачиваются вполоборота к борту и смотрят на весла.

На больших шлюпках баковые переносят свои весла через голову и кладут их на рангоут лопастями к корме. Остальные гребцы кладут весла за третью уключину, считая свою первой.

На шлюпках с распашными веслами каждый гребец готовит весло для впереди сидящего (гребцы правого борта готовят весла на левом борту, и наоборот), вставляя его в уключину лопастью к корме шлюпки.

«Отваливай». Команда подается при отходе от борта корабля (пирса) вместо всех указанных выше, когда гребцы уже обучены их выполнению. По этой команде гребцы самостоятельно выполняют все действия, изложенные в командах «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Весла разобрать». Уключины вставляются и весла разбираются с равнением по загребным.

«Весла». По этой команде гребцы одновременно приподнимают весла на локтевом сгибе, заносят их на уровне уключин перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки и вставляют в уключины (кожа должна быть в уключине). Руку, которая находилась под вальком, кладут кистью на валек в обхват. Лопасти разворачиваются параллельно воде на уровне планширя. Гребцы занимают исходное положение для гребли.
На шлюпках с распашными веслами эта команда не подается, так как на них весла вставляются в уключины и исходное положение для гребли занимается по команде «Весла разобрать» или «Отваливай».

«На воду». Гребцы одновременно, равняясь по загребным, заносят лопасти к носу, разворачивают их, быстро, резко и одновременно опускают в воду и начинают грести.

На больших шлюпках баковые во время первого гребка берут свои весла и ставят их вертикально, со вторым гребком кладут их в уключины и с третьим гребком начинают грести вместе со всеми.
При первоначальном обучении на три счета подаются следующие команды.

«На воду — раз». По этой команде гребцы выполняют первую фазу гребка — равняясь по загребным, быстро заносят лопасти к носу шлюпки, разворачивают их под углом 30—45° к вертикальной плоскости и делают глубокий вдох. Это положение фиксируется до подачи следующей команды. Руководитель проверяет правильность заноса и разворота весел и положения корпуса гребцов.

«Два - а - а» (подается протяжно). По этой команде гребцы выполняют вторую и третью фазы гребка — опускают лопасти в воду и с силой проводят их в воде, постепенно делая выдох. Руководитель проверяет правильность проводки лопастей и положение гребцов при проводке.

«Три». Команда подается в конце проводки. По этой команде гребцы выполняют четвертую фазу гребка — одновременно выносят лопасти из воды и быстро разворачивают на себя в горизонтальное положение. Делается окончательный выдох. Это положение фиксируется до команды «Раз». Руководитель проверяет одновременность выноса лопастей из воды и правильность их разворота.

На этом гребок заканчивается; по команде «Раз» начинается первая фаза второго гребка.

Для обучения на два счета подаются следующие команды

«На воду — раз». Гребцы заносят и разворачивают весла.

«Два - а - а». Гребцы начинают греблю, т. е. выполняют те же действия, что и при обучении на три счета. В конце гребка по команде «Раз» выносят лопасти из воды, разворачивают их горизонтально, заносят на нос и разворачивают от себя, т. е. выполняют те же действия, что и по командам «Три» и «Раз» при обучении на три счета.
При гребле без подсчета первое время командуют только «Раз» в конце проводки, а затем прекращают и этот подсчет.

«Суши весла». Команда подается для кратковременного отдыха гребцов или для отдания чести начальникам. По этой команде гребцы заканчивают гребок и располагают весла перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки, а лопасти — параллельно воде, т. е. приводят их в такое же положение, как и по команде «Весла».
Для отдания чести старшина шлюпки дополнительно подает команду «Смирно, равнение направо (налево)» и прикладывает руку к головному убору. Гребцы поворачивают голову в сторону начальника (честь отдается сидя).

«Весла по борту». Команда подается при прохождении узкостей и различных препятствий на воде, а также для отдыха гребцов. По этой команде гребцы, закончив проводку, откидывают корпус назад и, пропустив валек перед собой, подводят лопасти вплотную к борту. Чтобы весло не выскочило из уключины, ближайшей к борту рукой придерживают его за середину валька.

Для продолжения гребли подается команда «Весла» и затем — «На воду».

«Весла в воду». Команда подается при необходимости резко затормозить ход шлюпки. Гребцы, закончив гребок, ставят весла по траверзу шлюпки, разворачивают лопасти перпендикулярно поверхности воды с небольшим наклоном верхней кромки в сторону носа и опускают их на 1/3 – 1/2 длины в воду. Нажимая грудью на валек и наклоняясь корпусом в сторону кормы, гребцы удерживают весла на траверзе.
После погашения инерции шлюпки подается команда «Суши весла» или другая необходимая команда.

«Табань». Команда подается, когда шлюпке надо дать задний ход. По этой команде гребцы, откидывая корпус назад, заносят лопасти в горизонтальном положении к корме до отказа, затем разворачивают их на себя под углом 30—45° к вертикальной плоскости верхней кромкой в сторону носа и, опустив в воду на 1/2 – 2/3 длины, начинают грести в обратную сторону.

При обучении гребле команда «Табань» выполняется на два счета. По первому счету «Табань — раз» гребцы заносят лопасти в горизонтальном положении в сторону кормы и разворачивают их на себя. «Два - а - а» — лопасти опускаются в воду и проводятся в воде в сторону носа. «Раз» — лопасти выносятся. из воды, разворачиваются от себя в горизонтальное положение, заносятся снова в сторону кормы и разворачиваются на себя.

«Весла под рангоут». Команда подается для отдыха гребцов, когда шлюпка долго находится без движения (ее предваряет команда «Суши весла»). По этой команде гребцы, не вынимая весел из уключин, заводят их рукоятью под рангоут и выравнивают так, чтобы лопасти были параллельны.
После отдыха подается команда «Весла».

На шлюпках с распашными веслами вместо команды «Весла под рангоут» подается команда «Весла под планширь», по которой рукояти заводятся под планширь.

«Береги весла». Команда подается для предупреждения гребцов о возможности поломки весел при прохождении каких-либо предметов на воде. Гребцы, не прекращая гребли, внимательно следят за своим веслом и при необходимости подбирают его в шлюпку, приподнимают лопасть или прижимают ее к борту.

«Навались». Команда подается, когда необходимо на короткое время увеличить скорость шлюпки, используя до предела физические возможности гребцов. Гребцы усиливают проводку весел в воде.

«Легче гресть». Подается для уменьшения скорости шлюпки. Гребцы ослабляют проводку весел в воде.

«Весла на укол». Команда подается при снятии шлюпки с мели. По этой команде гребцы сначала ставят вёсла по траверзу шлюпки, а затем, подхватывая локтевым сгибом ближайшей к борту руки валек и нажимая другой рукой на рукоять, вынимают весла из уключин и ставят их вертикально рукоятями на рыбины (валек помещается между коленями). Потом гребцы встают, поворачиваются корпусом к своему борту, поднимают весла лопастями вверх, опускают их в воду и, упираясь рукоятями весел в грунт, стараются сдвинуть шлюпку с мели.

Когда шлюпка сойдет с мели, подается команда «Весла». Гребцы вынимают весла из воды и ставят их вертикально рукоятями на рыбины. Затем садятся на банки, вставляют весла в уключины и принимают исходное положение.

Гребля и управление шлюпкой на веслах

«Весла на валек». Команда подается после прохода линии финиша на гребных гонках и для отдания чести начальникам в торжественных случаях. По этой команде гребцы, не вставая, описанным выше способом вынимают весла из уключин, ставят их вертикально рукоятями на рыбины (валек между ног) и разворачивают лопасти вдоль шлюпки. Рукой, которая ближе к борту, обхватывают веретено так, чтобы кисть и локоть были на уровне плеча. Другой рукой берут в обхват валек на уровне пояса (смотрите рисунок). Гребцы равняются сами и выравнивают весла по загребным.
На шлюпках с распашными веслами вместо команды «Весла на валек» подается команда «Суши весла».

По команде «Весла» снова принимается исходное положение для гребли.

«Весла за борт». Команда подается при высадке десанта вместо команды «Шабаш» для уменьшения шума и облегчения шлюпки при подходе к берегу. Гребцы сначала проводят лопасти к борту (так же, как по команде «Весла по борту»), а затем вынимают весла из уключин и сбрасывают их за борт. Весла предварительно должны быть прихвачены штертами к уключинам.

«Шабаш». Команда подается для уборки весел. Гребцы, закончив гребок, ставят весла по траверзу шлюпки. Затем, подложив одну согнутую в локте руку под валек и нажимая другой на рукоять, вынимают весла из уключин, заносят их лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают на банки к борту, начиная с баковых. Загребные кладут свои весла последними (сверху). Затем гребцы бесшумно вынимают уключины и штертами уключин прихватывают весла к борту. Гребцы должны следить за правильной укладкой весел, обращая особое внимание на то, чтобы лопасти не оставались на планшире. Если шлюпка ошвартовалась у корабля (берега) и подлежит подъему, старшина убирает румпель и кормовой флаг, надевает на флаг чехол и кладет флаг на весла у правого борта. Загребные становятся коленями на кормовое сиденье, снимают руль и кладут его между транцевой и заспинной досками пером вниз и головкой на правый борт.
На больших шлюпках рекомендуется после заноса лопастей к носу положить их на планширь, после чего укладывать, начиная с баковых. Гребцы помогают друг другу продвигать весла в корму и укладывать их на банки.
На шлюпках с распашными веслами гребцы, закончив гребок, откидываются назад, проводят над собой рукояти весел, передают их сидящим сзади гребцам (те быстро продергивают их внутри уключин рукоятями на нос), вынимают уключины и кладут их на весла.
На двойках и тузиках весла укладываются лопастями на корму.
Для разворота шлюпки вправо применяются команды «Левая на воду — правая табань», «Левая на воду — правая в воду», «Левая навались — правая легче гресть».

Для разворота шлюпки влево применяются команды «Правая на воду — левая табань», «Правая на воду — левая в воду», «Правая навались — левая легче гресть».

Первая из этих команд—«...табань» — применяется, когда шлюпка находится без движения. На ходу применяются команды «...в воду», «...навались» и «...легче гресть». Для ускорения поворота используется также руль.

При управлении рулем необходимо помнить, что команда «Право (лево) руля» относится к положению пера руля, а не румпеля. Например, для поворота вправо на переднем ходу руль кладется вправо, а румпель влево; для поворота влево — наоборот.

Подход к трапу (пирсу) в тихую погоду

Подходить к трапу корабля следует с кормы под углом 30—35° к диаметральной плоскости корабля. За 15—20 м от трапа (в зависимости от скорости шлюпки и ветра) старшина подает команду «Шабаш». Гребцы быстро убирают весла, следя за тем, чтобы лопасти не оставались на планшире: если весло зацепится за трап, оно может сломаться или нанести травму гребцам. Баковый и загребной швартуемого борта готовят отпорные крюки (держат их крюками вверх с наклоном к корме шлюпки), средний гребец готовит кранец. На рисунке показан подход к трапу корабля в тихую погоду.
Если с корабля подается конец, баковый внешнего борта принимает его и крепит шлюпочным узлом за баковую банку (при подходе к пирсу баковый и загребной внешнего борта готовят и подают фалини на пирс).
Старшина шлюпки при подходе к трапу постепенно рулем отводит нос шлюпки от трапа, а у самого трапа резкой перекладкой руля подводит корму к трапу.
По команде «Задержаться» баковый и загребной задерживают шлюпку с помощью крюков с таким расчетом, чтобы кормовое сиденье шлюпки было у нижней площадки трапа.
При задерживании шлюпки крюки должны быть обращены к корме. Нельзя разворачивать их к носу и упираться в борт корабля, так как в этом случае клот может поранить гребца.
При погашении инерции шлюпки крюк может вырваться из рук гребца. Чтобы этого не случилось, нужно держать шток ближе к середине и, передвигая руки к клоту, постепенно гасить инерцию.
На больших шлюпках перед командой «Шабаш» подается команда «Крюк», по которой баковые гребцы берут весла на валек и, слегка стукнув лопастями друг о друга, кладут на рангоут лопастями в корму. После этого баковый швартуемого борта берет отпорный крюк.
Задерживать шлюпку у трапа корабля без необходимости запрещается.

Отход от трапа (пирса) в тихую погоду

Для отхода от трапа корабля или пирса последовательно подаются четыре команды «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Весла разобрать» или одна команда «Отваливай».
Если с корабля на шлюпку был заведен конец, то он отдается по команде «Отдать конец». Если при стоянке у пирса на него были поданы фалини, то предварительно подается команда «Отдать фалини».
После отваливания шлюпки от борта корабля подается команда «Весла» и затем — «На воду».

Подход к трапу корабля в свежую погоду

Подход шлюпки к трапу корабля в свежую погоду становится значительно сложнее; он требует четкости и быстроты действий всей команды.

Подходить к кораблю нужно с подветренной стороны параллельно борту корабля на расстоянии 1,5— 2 длины весла, чтобы иметь возможность грести до момента принятия с корабля конца (в свежую погоду с корабля на шлюпку обязательно подается конец). Когда шлюпка пройдет трап, старшина командует «Баковые шабаш». Баковые убирают весла, принимают с корабля конец и крепят его шлюпочным узлом к баковой банке.
Затем подается команда «Шабаш» для остальных гребцов, и шлюпка с помощью конца и крюков подводится к трапу. Старшина должен следить за тем, чтобы шлюпка не попала под трап и гребцы не получили травмы.

Отход от трапа в свежую погоду

После выполнения задания шлюпка должна немедленно отойти от трапа. С этой целью конец, поданный с корабля, по команде «Перенести конец на загребную банку» переносится гребцами внешнего борта с баковой на загребную банку и крепится шлюпочным узлом. Во время переноса конца шлюпка удерживается у трапа с помощью отпорных крюков гребцами внутреннего борта. После переноса конца нос шлюпки удерживается у борта корабля руками или серьгой из носового фалиня, заведенной за этот конец.
Для отхода шлюпки от трапа корабля подается команда «Уключины вставить», а затем — «Протянуться». Выполнив первую команду, гребцы внутреннего борта берут конец и с силой протягивают шлюпку вперед. Когда корма шлюпки пройдет трап, старшина командует «Оттолкнуть нос, отдать конец» и кладет руль в сторону от борта корабля. Баковые отдают серьгу и крюком сильно отталкивают нос. Средний гребец убирает кранец. Загребные отдают конец, бросают его в воду и отпорным крюком отталкивают шлюпку от борта корабля. Далее подаются команды «Весла разобрать», «Весла» и т. д.

Если гребцам трудно или невозможно протянуться самим, то по приказанию вахтенного офицера шлюпку протягивают с помощью конца матросы с корабля.

При очень свежей погоде рекомендуется подходить не к трапу, а к корме корабля (на бакштов), где всегда значительно тише, чем у бортов.

Постановка шлюпки на бакштов и под выстрел

Пои стоянке корабля на якоре или бочке шлюпки, спущенные на воду, ставятся на бакштов или под выстрел. Для постановки на бакштов шлюпка подходит к корме корабля. С корабля на нее подается бросательный конец, с помощью которого на шлюпку выбирается бакштов. На большой волне, когда шлюпке трудно подойти к корме, бакштов подается с помощью какого-либо плавучего предмета - спасательного круга, анкерка и т. п. Привязанный к плавучему премету конец ветром сносится в сторону шлюпки.
Если на бакштов становится одна шлюпка, бакштов крепится за носовой подъемный рым шлюпки рыбацким штыком или за баковую банку выбленочным узлом Если на бакштов становятся несколько шлюпок, носовые фалини крепятся к нему стопорным узлом. Для выхода гребцов из шлюпки после постановки на бакштов используется шторм-трап. При большой волне выходить по шторм-трапу рекомендуется в тот момент когда корабль встанет точно против волны. При необходимости с помощью бакштова шлюпка протягивается вперед. При отходе от бакштова подаются команды «Отдать бакштов (фалинь)», затем «Уключины вставить» и т. д.

Постановка под выстрел производится с учетом обстановки (ветра, волны, наличия других шлюпок). Подходить следует со стороны кормы. Стар-шина направляет шлюпку на свободный шторм-трап или шкентель и исходя из обстановки подает команды «Легче гресть», «Весла в воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Баковые шабаш», «Шабаш». Последняя.команда подается с таким расчетом, чтобы шлюпка по инерции подошла носом к шторм-трапу (шкентелю). Баковые, ухватившись за шторм-трап, задерживают шлюпку.

(Бакштов—растительный трос, один конец которого крепится на корме корабля, а другой подается на шлюпку. Выстрел - балка, перпендикулярная к борту корабля, служит для крепления шлюпок и посадки в них личного состава).

Принятый с корабля конец они пропускают через коуш шторм-трапа и рым носового фалиня, а затем крепят его рыбацким штыком за носовой подъемный рым или выбленочным узлом за баковую банку.
На рисунке – постановка шлюпки под выстрел.
Для уменьшения рыскливости шлюпки за бурундук выстрела серьгой заводится кормовой фалинь.

Ставить шлюпки под выстрел на своих фалинях не рекомендуется, так как в случае ветра и волны резкие толчки шлюпок будут передаваться через фалини на шторм-трап и выстрел, что затруднит посадку гребцов в шлюпку.
В случае, если постановке шлюпки под выстрел мешают другие стоящие под ним шлюпки, необходимо подойти к ним с кормы вплотную, убрать весла, опустить кранцы и вручную или с помощью отпорных крюков протянуться к свободному шторм-трапу, после чего принять с корабля конец и закрепить его, как указано выше.

Разрешается ставить шлюпку в кильватер впереди стоящей шлюпки. В этом случае на шлюпку, стоящую впереди, высаживается гребец, который крепит носовой фалинь за кормовой подъемный рым или загребную банку соответствующим узлом.

При постановке под выстрел нескольких шлюпок различных классов большие шлюпки ставятся ближе к борту и выстрелу корабля.

Одновременно с креплением конца на шлюпке убирается кормовой флаг и руль. После приведения шлюпки в порядок гребцы по шторм-трапу или шкентелю поднимаются на корабль.

Для отхода шлюпки от выстрела подаются команды «Отдать конец», «Уключины вставить» и т. д. Если под выстрелом стоит несколько шлюпок, то шлюпку протягивают вперед или назад с помощью крюков, конца или шторм-трапа, а затем отходят.

Перевод шлюпки от выстрела к трапу производится на веслах или по специально основанному лееру.

Подход к идущему кораблю

В практике бывают случаи, когда шлюпке необходимо подойти к кораблю, имеющему ход. Для этого шлюпка выходит на острый курсовой угол корабля с подветренной стороны и ложится на параллельный курс.
Для выхода с наветренной стороны на подветренную шлюпке разрешается пересекать курс корабля не ближе 10 каб от корабля. Маневрировать и пересекать курс под носом корабля категорически запрещается.
С подходом корабля шлюпка приближается к нему на расстояние, позволяющее принять с него конец, и движется параллельно до принятия конца. Для приемки конца баковые по приказанию шабашат или ставят весла по борту. Приняв конец, они крепят его за баковую банку шлюпочным узлом. После крепления конца старшина командует «Шабаш» и, управляя рулем, подводит шлюпку к борту корабля.

При отходе шлюпку, если необходимо, протягивают с помощью конца.

Снятие шлюпки с мели

Чтобы снять шлюпку с мели, берут весла на укол и, упираясь рукоятями в грунт, сталкивают ее. Если шлюпка не сходит с мели, создают дифферент на корму и применяют раскачивание, создавая крен попеременно на правый и левый борт. Если и это не помогает, высаживают часть гребцов в воду и сталкивают шлюпку.

Если шлюпка села на мель под парусами, необходимо спустить паруса, срубить рангоут и в дальнейшем действовать, как указано выше.

Постановка шлюпки на якорь

Постановка шлюпки на якорь производится с учетом глубины. Глубина определяется по карте или с помощью лота, а при отсутствии того и другого — по длине вытравленного якорного каната в момент постановки шлюпки на якорь.

При подходе к месту якорной стоянки заблаговременно подаются команды «Баковые шабаш» и «Якорь к отдаче изготовить». Выполняя вторую команду, правый баковый готовит якорный канат — кладет его на носовой решетчатый люк, отдает штерты, передает ходовой конец каната левому баковому, а коренной крепит рыбацким штыком за носовой подъемный рым. Левый баковый готовит якорь — вставляет шток в веретено, крепит его чекой, берет ходовой конец якорного каната, крепит его рыбацким штыком за скобу якоря и докладывает «Якорь к отдаче изготовлен».
После доклада бакового старшина разворачивает шлюпку против ветра и волны и командует «Якорь товсь». Баковые становятся коленями на носовой решетчатый люк. Левый баковый кладет якорь на планширь, правый — готовит якорный канат к стравливанию за борт.
Когда шлюпка развернется против ветра и волны, старшина командует «Табань», а когда начнет двигаться назад — «Отдать якорь». Левый баковый сбрасывает якорь в воду, правый — травит якорный канат до нужных пределов (по указанию старшины шлюпки). Остальные гребцы по команде «Шабаш» убирают весла.

В зависимости от глубины, ветра и волны якорный канат вытравливается от 1,5 до 3 глубин. Оставшаяся часть крепится восьмеркой за нагель на баковой банке или простым штыком к рыму носового фалиня.
Короткой серьгой из носового фалиня якорный канат прихватывается к форштевню. Чтобы канат не перетирался, под него на планширь кладут мат. Мат кладется лицевой стороной вниз и прихватывается штертом к рыму носового фалиня.

На больших шлюпках, имеющих тяжелые якоря, по команде «Отдать якорь» сначала выбрасывается за борт бухта якорного каната длиной 1,5 глубины места отдачи якоря, а затем отдается якорь так, чтобы он не попал на канат и не запутался в нем.

Отдача якоря на шлюпке, идущей под парусами, производится после спуска парусов. Якорь готовится к отдаче заблаговременно. С приходом к месту отдачи якоря шлюпка приводится против ветра, спускаются паруса и затем отдается якорь.

Съемка с якоря

Для съемки с якоря подается предварительная команда «Приготовиться сняться с якоря». По этой команде все гребцы занимают свои места. Баковые отдают коренной конец якорного каната и передают его средним гребцам, затем отдают серьгу и берут канат. Средние гребцы готовятся свертывать канат в бухту.

По команде «Поднять якорь» баковые, стоя коленями на носовом решетчатом люке. выбирают якорь, а средние быстро свертывают канат в бухту. При выборке якоря баковые должны следить за тем, чтобы канат находился как можно ближе к форштевню.

Когда якорь оторвется от грунта, левый баковый докладывает «Встал якорь», а когда он покажется из воды, «Чист якорь» или «Якорь не чист». Баковые очищают якорь от водорослей и грунта и кладут его на носовой люк.
После выборки якоря подаются команды «Уключины вставить», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы (кроме баковых) вставляют уключины и начинают грести.

Для баковых подается команда «Якорь уложить, канат скружить». Левый баковый отдает ходовой конец каната, укладывет шток и принайтовывает его к веретену. Правый баковый заканчивает свертывание каната в бухту и связывает его в четырех местах штертами. Якорь укладывается под носовой решетчатый люк, канат — между носовой и баковой банками.

При съемке с якоря в стесненных условиях и сильном дрейфе рекомендуется одновременно с выборкой якоря подать команду для средних и загребных гребцов «Уключины вставить», «Весла разобрать» и после выборки якоря — «Весла», «На воду». В этом случае средние гребцы в уборке якорного каната участия не принимают.
Если шлюпка должна идти под парусами, рекомендуется рангоут ставить до съемки с якоря.

Плавучий якорь

В дальнем шлюпочном походе из-за внезапного усиления ветра и отсутствия места для укрытия (при больших глубинах) может возникнуть необходимость использовать плавучий якорь для удержания шлюпки вразрез волны и уменьшения дрейфа.

Плавучий якорь изготовляется из парусины в виде конуса, в основание которого вшивается металлический обруч или растительный трос (во втором случае в основание вставляются распорки). Для прочности по образующим конуса пришивают концы, соединяющиеся со стороны основания в общий огон, служащий для ввязывания якорного каната. Опущенный в воду конус занимает горизонтальное положение и удерживает шлюпку против ветра и волны (на рисунке - а).

Для уборки плавучего якоря используется оттяжка из линя, ввязываемая в огон, заделанный в вершину конуса.

Плавучий якорь можно изготовить из кливера. К рейку или веслу крепят кливер задней шкаториной. К галсовому и переднему нок-бензельн6му углу крепят балластины (якорь, румпель) и во все углы ввязывают снасти, распределяющие тягу на четыре точки — шпрюиты, к которым крепится якорный канат (на рисунке - б).
В качестве плавучего якоря можно использовать также парусиновое ведро.

Подход шлюпки к берегу во время прибоя

Подход к берегу во время прибоя — один из самых трудных маневров при управлении шлюпкой и должен производиться хорошо обученными гребцами под командованием офицера.

Прибой, как правило, бывает при ветре с моря, но может возникнуть и при штилевой погоде от зыби, появившейся в результате отдаленного шторма. Волны прибоя выше и круче волн открытого моря и представляют большую опасность. Они приподнимают корму и опускают нос шлюпки, и наоборот, в результате чего шлюпка зарывается, резко теряет ход, плохо слушается руля. Ее может залить с кормы водой или, что самое опасное, развернуть лагом (бортом) к волне и опрокинуть.

Ширина зоны прибоя от береговой черты зависит от рельефа дна. При пологом рельефе зона прибоя может распространиться на значительное расстояние. при крутом и глубоком бывает только у самой береговой черты. Особенно опасен прибой у крутого каменистого берега.
В случае крайней необходимости подходить к берегу во время прибоя следует только в светлое время суток, выбирая для высадки пологий песчаный берег.

Если шлюпка шла под парусами, то до входа в зону прибоя необходимо убрать паруса, срубить рангоут и перейти на весла.
Командир шлюпки должен до входа в зону прибоя принять решение, как подходить к берегу, определить и разъяснить действия каждого гребца и старшины при высадке, приказать команде надеть спасательные жилеты и приготовить якорь к отдаче.

Подходить к берегу следует носом или кормой и, как правило, с отдачей якоря.

Подход носом выполняется следующим образом.

До входа в зону прибоя подаются команды «Весла по борту», «Надеть спасательные пояса (жилеты)», «Якорь и якорный канат перенести в корму». Загребные укладывают якорь и канат на кормовой решетчатый люк.
Затем подается команда «Якорь к отдаче изготовить». Загребные готовят якорь к отдаче, а старшина в это время переходит на кормовое сиденье, готовит из кормового фалиня петлю, вставляет в нее запасное весло и убирает руль.

На больших шлюпках в гнезда погона вставляются две уключины — одна для весла, другая для якорного каната.

Получив доклад о готовности якоря к отдаче, командир шлюпки приказывает старшине принять от загребных якорь и быть готовым к его отдаче, входит в зону прибоя и, управляя веслом, удерживает шлюпку вразрез линии прибоя.

Ход шлюпки регулируется так, чтобы при подходе очередной волны он уменьшался (для чего сушат весла и даже табанят), а после прохода волны увеличивался.

При подходе к берегу на расстояние 3/4 длины якорного каната (около 40 м) подается команда «Отдать якорь». Старшина отдает якорь и, потравливая или задерживая якорный канат, удерживает шлюпку вразрез прибоя. Гребцы продолжают грести до момента, когда нос шлюпки коснется грунта. Как только это произойдет, командир командует «Шабаш, гребцы в воду». Гребцы быстро убирают весла (уключины не вынимают) и, держась за планширь, прыгают в воду у своих бортов. Командир и старшина, оставаясь в шлюпке, с помощью якорного каната удерживают шлюпку вразрез волны. Гребцы, держась одной рукой за планширь, а другой за уключину, как можно быстрее вытаскивают шлюпку на берег, используя силу наката. Командир и старшина прыгают в воду, когда шлюпка твердо встанет на грунт, и принимают участие в подъеме шлюпки на берег. Рулевое весло убирается после подъема шлюпки на берег.

Момент высадки из шлюпки очень опасен: очередной вал прибоя может подхватить гребцов и ударить о камни, а шлюпку развернуть лагом, перевернуть или захлестнуть волной. Вот почему от всей команды в этот момент требуется особая внимательность и быстрота действий. Если на шлюпке находятся пассажиры, они должны выполнять все указания командира и не мешать гребцам. Пассажиры прыгают в воду после гребцов.

Подход кормой с отдачей якоря с носа выполняется при сильном прибое, когда шлюпку может захлестнуть волной через транцевую доску. В этом случае шлюпка до входа в зону прибоя разворачивается носом против волны и, табаня, подходит к берегу. До отдачи якоря шлюпка удерживается против волны веслами и рулем. После отдачи якоря руль убирается и шлюпка удерживается против волны с помощью якорного каната баковыми гребцами.

Чтобы пропустить очередную волну, при необходимости берут весла «на воду», а затем снова табанят.

Когда шлюпка коснется грунта, командир и старшина прыгают в воду вместе с гребцами, а баковые с помощью якорного каната удерживают шлюпку вразрез волны.

Если высадка производится командой, не имеющей достаточного опыта и в незнакомой местности, рекомендуется вплотную к берегу не подходить, а спуститься на якорном канате на возможно близкое расстояние. Пассажиры и гребцы вплавь добираются до берега, а на шлюпке остается один гребец, который подбирает слабину якорного каната и отводит шлюпку на безопасную глубину. Он же с помощью бросательного конца или фалиня помогает гребцам возвратиться на шлюпку.

При подходе к берегу нескольких шлюпок рекомендуется одной из них встать на якорь мористее прибоя и подать остальным шлюпкам заранее приготовленный конец (можно связать якорные канаты), по которому они поодиночке спускаются к берегу, соблюдая описанные выше правила.

Отход от берега на прибое

При отходе от берега на прибое необходимо развернуть шлюпку носом к воде, вставить уключины, приготовить петлю из кормового фалиня и вставить в нее весло, всем надеть спасательные жилеты, а затем, используя кругляки, спустить шлюпку на воду.

При спуске шлюпки гребцы входят в воду, находясь около своих банок; нос шлюпки удерживается вразрез волны.

Как только форштевень оторвется от грунта, баковые быстро садятся в шлюпку и, выбирая канат якоря, отданного при подходе к берегу, удерживают шлюпку против волны. Остальные гребцы, командир и старшина быстро продвигают шлюпку вперед. Когда шлюпка оторвется от грунта, гребцы по команде командира садятся в шлюпку, быстро разбирают весла и начинают грести. Баковые выбирают якорный канат, а затем и якорь. Старшина с помощью весла удерживает шлюпку вразрез волны.
После подъема якоря баковые, не разоружая его, садятся на свои места, разбирают весла и включаются в общий темп гребли. Гребцы наваливаются на весла, чтобы быстрее выйти из зоны прибоя. После выхода из зоны прибоя ставится руль, убирается рулевое весло и разоружается якорь.
Подход к берегу и отход от него без отдачи якоря еще более сложны, опасность постановки шлюпки лагом к волне и опрокидывания ее в этом случае увеличивается. В связи с этим рекомендуется при проходе зоны прибоя использовать плавучий якорь или конец с балластиной. При подходе к берегу подаются команды «Баковые шабаш» и «Измерять глубину». Левый баковый длинным отпорным крюком измеряет глубину.
Когда глубина уменьшится до 1 м, командир, пропустив очередной вал прибоя, командует «Шабаш, гребцам в воду». Гребцы действуют, как указано выше. Командир и старшина с помощью весла и плавучего якоря удерживают шлюпку вразрез волны, а как только киль коснется грунта, прыгают в воду и помогают гребцам вытащить шлюпку.

Отход от берега рекомендуется выполнять следующим образом. Загребные заранее укладывают свои весла на рангоут. При спуске шлюпки баковые и средние гребцы садятся в шлюпку по команде командира, когда форштевень оторвется от грунта, разбирают весла и начинают грести, удерживая шлюпку против волны. Командир, старшина и загребные во время посадки баковых И средних гребцов удерживают шлюпку против волны, а в момент, когда они начинают грести, дают шлюпке возможно больший ход и быстро садятся в шлюпку; загребные разбирают весла и включаются в общий темп гребли. Старшина с помощью весла управляет шлюпкой. Командир следит за тем, чтобы шлюпка удерживалась вразрез волны и не теряла ход. Гребцы усиливают проводку весел при подходе очередной волны и ослабляют ее при спуске шлюпки с волны.

Буксировка шлюпок

Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) — старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в двухкильватерной колонне. В этом случае с внутренних бортов шлюпок выставляются кранцы.
Шлюпки можно буксировать на фалинях или на специальном буксирном тросе. При буксировке на фалинях носовой фалинь первой шлюпки подается на буксирующий катер и крепится за кнехт. Носовые фалини последующих шлюпок подаются на впереди идущую шлюпку и крепятся одним из трех способов: за кормовой подъемный рым рыбацким штыком, за загребную банку шлюпочным узлом, за носовой фалинь рыма простым или рыбацким штыком. В последнем случае рывки при буксировке воспринимаются не банками и корпусом шлюпки, а фалинями, и шлюпки лучше сохраняют строй кильватера.

Крепить фалинь за кормовой рым при буксировке не рекомендуется, так как на волне рывком может вырвать транцевую доску.
При свежей погоде и зыби рекомендуется буксировать шлюпки на длинном буксирном тросе. Для буксировки можно использовать сизальский, пеньковый или капроновый трос окружностью 100—120 мм. Длину троса выбирают в зависимости от количества буксируемых шлюпок и состояния моря. На всех шлюпках (за исключением концевых) носовые фалини крепятся за буксирный трос стопорным узлом. Расстояние между шлюпками и катером устанавливается так, чтобы буксирующий катер и шлюпки одновременно входили на гребень волны. Места крепления фалиней на буксирном тросе рекомендуется обозначать специальными марками.
Чтобы буксирный трос и фалини не перетерлись, под них кладут маты лицевой стороной вниз и прихватывают серьгой около транцевой доски и у форштевня. Если буксирный трос и фалини не прихватить серьгой, то они, изменяя положение при повороте, могут задеть и ранить гребцов.
Порядок буксировки шлюпок определяет командир похода и своевременно объявляет его старшинам шлюпок и старшине буксирующего катера.

Для постановки шлюпок на буксир подается команда «Шлюпкам встать на буксир в однокильватерную (двухкильватерную) колонну».
При постановке на фалини первой к катеру подходит головная шлюпка. В кильватер ей последовательно подходят остальные шлюпки.
При постановке на буксирный трос первой к катеру подходит концевая шлюпка. Трос, поданный с катера, крепится за носовой подъемный рым рыбацким штыком или за баковую банку шлюпочным узлом. После этого катер дает самый малый ход вперед и травит буксирный трос. Гребцы, табаня, удерживают шлюпку на месте и обтягивают провисающий буксирный трос. Когда конец будет стравлен и обтянут, остальные шлюпки подходят к нему одновременно. Трос поднимают из воды с помощью отпорных крюков и крепят к нему носовые фалини.
При подходе к катеру (шлюпке, буксирному тросу) подаются команды «Весла по борту» и «Подать (закрепить) фалинь». После закрепления фалиней подается команда «Шабаш», а за ней—«Гребцам сесть на рыбины».
Гребцы при буксировке находятся на рыбинах и кормовом решетчатом люке, создавая небольшой дифферент на корму, чтобы шлюпка лучше входила на волну. Старшина находится справа на кормовом сиденье и управляет рулем. При наличии груза он размещается возможно ниже и ближе к корме.
После постановки на буксир на всех шлюпках, кроме концевых, спускается кормовой флаг.

О готовности к буксировке старшины шлюпок докладывают на катер, поднимая ответный вымпел.

Чтобы избежать наматывания на винт катера буксирного троса и обрыва фалиней от рывка в начале движения, баковые после крепления фалиней выбирают слабину и с началом движения постепенно травят, не допуская рывков.

Старшина катера, убедившись в готовности шлюпок к буксировке, дает самый малый ход и, когда буксирный трос начнет натягиваться, стопорит ход на некоторое время. Когда трос будет натянут втугую и шлюпки выровнятся, старшина снова дает самый малый ход и постепенно увеличивает его до необходимой величины. Скорость буксировки зависит от состояния моря, количества шлюпок, прочности буксирного троса и мощности двигателя катера. Обычно она не превышает 6—8 уз.
Для наблюдения с катера за шлюпками назначается специальная вахта.
Старшины во время буксировки должны сдерживать рыскание шлюпок, обеспечивая движение их в кильватер катеру. Важно непрерывно следить за курсом катера, который при неожиданном повороте может поставить шлюпку лагом и перевернуть ее.

О предстоящем повороте старшина катера оповещает шлюпки. Для этого он использует электромегафон и сирену: один короткий сигнал сирены — «поворачиваю вправо», два коротких — «поворачиваю влево». Перед поворотом он уменьшает ход катера до малого и, положив руль на 8—10°, делает плавный поворот.

При прохождении встречных судов во избежание резких рывков и обрыва фалиней от образовавшихся волн старшина катера уменьшает или стопорит ход.

В случае обрыва фалиня или падения человека за борт немедленно оповещаются катер и идущие сзади шлюпки. Катер стопорит ход, а шлюпки управляются так, чтобы не ударить форштевнем человека или вышедшую из строя шлюпку. Человеку бросают спасательный пояс. Старшина концевой шлюпки самостоятельно отдает буксирный конец и принимает меры для спасения человека.

Во время буксировки для защиты от брызг гребцы используют комплекты дождевого платья или спасательные жилеты. Накрывать гребцов шлюпочным чехлом запрещается.

При передаче с катера сигналов и приказаний шлюпки подтверждают их прием подъемом ответного вымпела. На те шлюпки, которые не поднимают ответного вымпела, сигналы репетуются голосом.
При подходе к месту назначения катер стопорит ход, и с него подается команда «Отдать фалини» или «Отдать буксир». Шлюпки отдают фалини и далее действуют по указанию командира похода.

Использование шлюпок в особых случаях

Спасение человека, упавшего за борт

На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка.

На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:

— принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;

— приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;

— назначить место, где должны находиться гребцы;

— распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).

В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

— за нахождение команды в назначенном месте;

— за пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);

— за правильное положение элементов крепления шлюпки и готовность их к отдаче;

— за правильное крепление походного конца;

— за правильное положение румпеля;

— за правильное положение пробки в отверстии для спуска воды;

— за наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;

— за правильный разнос шлюпочных талей;

— за правильное положение шлюпочного чехла.

Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску». По этой команде командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке — загребные, по носовой—баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.
Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.

Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля, положение пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.

Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и дает возможность гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.
Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта. Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.

Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью — светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:

— обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью— длинные белые проблески) — «Курс шлюпки правилен»;

— правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью — длинные зеленые проблески) — «Шлюпке держать правее»;

— левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью—длинные красные проблески)— «Шлюпке держать левее».

В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого.
Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая большую осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг. После этого шлюпка возвращается на корабль.

Подход к бочке для заводки конца

Для заводки стального троса или якорной цепи при постановке корабля на бочку на шлюпку назначаются старшина, шесть гребцов и два матроса из боцманской команды. Шлюпку спускают на воду на затухающей инерции п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: