Внутренняя среда – это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно определяющие ее, и будут внутренней средой. Фирма воспринимается предпринимателем как системная структура. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы.
Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это других переменных.
Четкое представление о внутренних переменных – важный элемент деятельности предпринимателя. Важнейшая внутренняя переменная – это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики. Например, цель фирмы – производство одежды определенного назначения или определенных моделей в конкретном объеме.
Вторая внутренняя переменная – технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы.
Третья внутренняя переменная есть организационная структура фирмы. Зная цель и технологию производства, можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства. За каждым фрагментом полученной структуры закрепляются соответствующие обязанности.
Четвертая переменная – штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.
Пятая внутренняя переменная – это персонал (работники, которые займут рабочие места).
Следует отметить еще два элемента, которые не являются «чисто» внутренними. Они выполняют связующую роль между внутренней и внешней средами. Этими элементами является результат производства и рыночный сигнал.
Результат производства – конкретная форма материализации целей предпринимательской структуры. Он характеризует качество внутренней среды, указывая на возможность сохранения ее в прежнем виде, или диктует необходимость внесения в нее изменений.
Рыночный сигнал – практически внешний фактор, но «врощенный» во внутреннюю среду фирмы, он обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).
Таким образом, внутреннюю среду можно справедливо определять как механизм жизнедеятельности фирмы. Эта среда в теории получила название социотехническая система.
Следует отметить, что сам предприниматель является обязательным элементом этой системы. Он, по существу, представляет ее центр, воздействуя на все ее элементы.
Внешняя среда –структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему. Ее внутренняя среда подвержена изменениям под влиянием внешней.
Внешняя среда – совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы неоднородны. Одни оказывают прямое воздействие, другие – косвенное. В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят:
1) государственные органы и их предписания и законы. К ним в обязательном порядке нужно «подстраиваться»;
2) партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей силы, поскольку его можно менять по своему усмотрению;
3) источники силового давления (рэкетиры, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится «подстраиваться» и под этот фактор;
4) конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя;
5) имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде. Может облегчать или усложнять деятельность в зависимости от положительного или негативного восприятия фирмы;
6) профсоюзы. В российской действительности они пока не на шли своего места, но в целом их роль в других странах очень важна.
Факторы косвенного воздействия – те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы или при определенных условиях. К ним относятся:
1) политические факторы;
2) научно-технические достижения;
3) состояние экономики;
4) социально-культурные факторы;
5) изменения на мировом рынке.
Предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней среды. Это сложная и трудоемкая работа. Трудности такого анализа заключаются в том, что высока сложность структуры анализируемых факторов; уровень их воздействия различен; одни факторы характеризуются постоянством, а другие эпизодичностью воздействия; изменения во внешней среде динамичны, зачастую хаотичны, бывают очень быстрыми.
Все перечисленное обусловливает сложность предпринимательской деятельности и указывает на необходимость специальной подготовки в этой области.