Основные определения

Акции – ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на долю собственности в капитале акционерного общества и дающие право на получение определенного дохода из прибылей акционерного общества (дивиденда).

Акционер – владелец акций, получающий доход по акциям в виде дивидендов в том случае, если хозяйственная деятельность акционерного общества приносит прибыль.

Аукцион – продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар приобретается лицом, предложившим наивысшую цену.

Дивиденд – часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с имеющимися у них акциями.

Закрытая подписка – продажа обыкновенных акций работникам приватизируемого предприятия и иным лицам, приравненным к ним в соответствии с законодательством о приватизации.

Ликвидность – возможность свободно продать или купить те или иные акции.

Номинал ценных бумаг – нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах (акциях, облигациях).

Привилегированные акции – дают их владельцам право на первоочередное получение дивиденда по фиксированной ставке в отличие от обыкновенных акций, дивиденд по которым колеблется в зависимости от прибыли акционерного общества.

Специализированный аукцион – способ продажи акций на открытых торгах, при котором:

а) все победители аукциона получают акции по единой цене;

б) участие в аукционе осуществляется путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и количества приобретаемых акций.

Аукцион проводится как открытый по составу участников и закрытый по форме подачи заявок.

Механизм создания, функционирования и управления акционерных обществ осуществляется в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 25 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».

В соответствии с Федеральным законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров).

Акционеры (то есть владельцы акций данного общества) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций, то есть несут ограниченную ответственность.

Существует два вида акционерных обществ: закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО).

Участники ОАО могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее оговоренного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

В ГК РФ говорится, что число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах (не более 50 человек). В противном случае, оно подлежит преобразованию в ОАО в течение года, а по истечении этого срока, если число участников не уменьшилось до установленного законом предела, - ликвидация в судебном порядке.

Акционерное общество – это форма централизации капитала и вместе с тем основная организационная форма современных крупных капиталистических предприятий.

Формально каждый человек, купивший акции ОАО, становится его совладельцем. Но в действительности мелкие держатели акций не оказывают никакого реального влияния на управленческие решения, принимаемые акционерной корпорацией.

Такое влияние могут оказать только крупные владельцы акций, которые на общих собраниях акционерного общества обладают большим количеством голосов – пропорционально сумме имеющихся у них акций.

Непосредственное влияние на управленческие решения оказывают те, кто имеет контрольный пакет акций. Формально контрольный пакет акций, дающий право его владельцам на управление акционерным обществом, должен составлять свыше 50% всех акций, но на практике возможность управления акционерными обществами дает владение 15-30% всех акций.

Акционерное общество – общество с ограниченной ответственностью. Акционер несет ответственность по обязательствам предприятия лишь в размере капитала, вложенного в акции.

Если предприятие обанкротилось, владелец акций теряет только сумму капитала, на которую он приобрел ценные бумаги.

Синоним общества с ограниченной ответственностью – «корпорация».

Акционерная форма собственности наиболее удобна для акционеров. Именно этим объясняется тот факт, что в настоящее время акционерная собственность является господствующей. Крупный бизнес трудно, а подчас и невозможно вести на основе только личного капитала предпринимателя.

Акционерная собственность – это результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров.

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу разных причин заниматься предпринимательской деятельностью.

Ограничение ответственности размером внесенного капитала вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но высокорисковые проекты, ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса.

Универсальность акционерного общества заключается в том, что там где для организации предприятия необходим начальный капитал и есть возможность ограничить масштабы ответственности вкладчиков.

Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, неуверенности в завтрашнем дне, когда непредвиденная остановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение которых может не хватить даже всего имущества предприятия.

Подобной опасности особенно подвергаются арендные предприятия, индивидуальные предприниматели, полные товарищества.

Акционерные общества позволяют более оперативно использовать материальные и людские ресурсы.

Основные черты акционерных обществ:

1. Разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли – акции.

2. Ограничение ответственности участников общества по обязательствам общества только взносами в капитал общества.

3. Уставная основа объединения, позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала.

4. Отделение общего руководства от управления самим предприятием, которое сосредотачивается в руках особого органа – правления (дирекции) общества.

Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля хозяйственной деятельности и управления его со стороны акционеров.

Основные особенности и преимущества акционерных обществ:

1. Акционерные используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов (выпуск акций).

В отличие от облигаций деньги, поступившие от продажи акций, отданы инвесторами данному акционерному обществу на длительный срок – до ликвидации общества.

2. «Распыление риска». Акционер в случае банкротства акционерного общества рискует потерять деньги, которые он затратил на приобретение акций.

3. Участие акционеров в управлении им. Изменение устава и размеров уставного капитала, избрание руководящих органов, утверждение годовых результатов, реализация и ликвидация – исключительная компетенция собрания акционеров. Голоса акционеров «взвешиваются» по числу акций.

4. Право акционеров на получение дивиденда – ежегодного дохода. При этом акционер часто не работает на том предприятии, акции которого он купил, и не обязан присутствовать на общих собраниях акционеров.

8: Государственные и муниципальные унитарные предприятия

1. Общая характеристика.

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится собственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, в Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

1. Основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его регистрации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, утверждает устав, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Для казенных предприятий решением Правительства РФ утвержден типовой устав.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Собственник имущества, закрепленным за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Учредительным документом унитарных предприятий является устав.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения, то есть должен содержать следующие разделы:

· Общие положения;

· Правовой статус предприятия;

· Цель и виды деятельности предприятия;

· Имущество предприятия;

· Права и обязанности предприятия;

· Управление предприятием;

· Отчетность и контроль;

· Реализация и ликвидация предприятия;

Уполномоченный на создание унитарного предприятия государственный орган или орган местного самоуправления формирует уставный фонд, который должен быть полностью оплачен собственником до момента государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению создавшего его уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления в установленном порядке, ликвидировано по решению суда и по решению арбитражного суда в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства РФ и не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Число предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сокращается.

Тема №6 "Управление и его составные части"

Составными частями управления являются:

1.Информация

2.Планирование

3.Организация

1: Определения и основные характеристики информации

Что такое информация – отражение (картина) реальной действительности, выраженная в понимаемых человеком символах.

В предпринимательской деятельности информация дает относительно объективные характеристики производственных и финансовых процессов на данный момент времени.

Рис. 5. Процесс построения информационной модели

Информация, как отражение реальной действительности складывается из данных (определенной последовательности символов из набора – алфавита).

Понятие информации обладает следующими свойствами:

- индивидуальное восприятие - данные для отдельных людей превращаются в информацию только тогда, когда они начинают оказывать влияние на реальную действительность;

- стоимость получения информации относительна и зависит от процесса принятия решения индивидуумами.

Классическими источниками информации о предприятии служат:

1. бухгалтерские данные и баланс, которые отражают состояние дел с основными, текущими и оборотными средствами предприятия, соотношение между собственным и заемным капиталом;

2. калькуляция и расчет стоимости производства и издержек.

В принципе процесс получения информации строго не систематизирован, поэтому возможны конфликты между пользователями и производителями информации. В данной ситуации те субъекты, которые не удовлетворены степенью детализации или доверия полученной информации, могут считать себя находящимися в условиях неполной и недостоверной информации, и руководствоваться при принятии решений соответствующими теориями.

Одним из основных подходов к решению проблем получения и переработки информации является системный анализ. Его основные шаги:

определение входов и выходов рассматриваемой системы;

определение функциональных связей и описание функций;

методы проектирования;

анализ сверху - вниз - детализация управляющих решений;

анализ снизу - вверх - объединение элементарных операций;

- детализация выбранных функциональных соотношений и реализация их в формальных системах с последующим тестированием и корректировкой;

- интегрирование, переработка, анализ накопленных данных для выбора оптимальной структуры управления.

Основными характеристиками моделей, по которым составляются модели обычно являются:

- состояние окружающей среды:

-условия полной информации (рассматривается только одно состояние окружающей среды);

- неполной информации (возможны несколько состояний окружающей среды);

- условия риска (возможны несколько состояний окружающей среды, и известны вероятностные характеристики каждого состояния);

- степень детализации описания;

- последовательность и возможность действий:

- набор возможных действий х с состояниями окружающей среды z - формально c=f(x,zj, структура такого решения изображена на матрице:

- критерии принятия решения:

- в условиях полной информации - например максимизация полезности: выбирают такой xi, чтобы найти чтобы найти max(u(cij));

i

- в условиях неполной информации - максимизация минимальной полезности max (min (u(cij)))или минимизация максимально

i j

возможного убытка;

- в условиях риска - максимизация ожидаемого значения полезности

max ( (u(cij)pj))

i j

Математические методы и модели широко применяются для описания экономических ситуаций и принятия обоснованных решений. Для исследования проблем, возникающих в предпринимательской деятельности, используют методы имитационного моделирования и деловые операционные игры, которые позволяют одновременно достичь нескольких важных целей:

- исследование долгосрочных и краткосрочных перспектив развития предприятия, связей между функциональными подразделениями и внешними государственными и иными структурами;

- разработка оптимальной стратегии управления и бизнес-плана на основе экспериментальных данных о результатах деятельности за прошлые периоды;

- проверка эффективности организации процесса производства, сбыта и управления на предприятии;

- приобретение опыта в области управления.

Деловые игры являются математической моделью реальной действительности и могут решать проблемы в одной сфере экономической деятельности (производство, маркетинг, управление запасами, финансирование) или имитировать работу предприятия или рынка в целом.

Экономические процессы редко описывают в статике, поэтому фактор времени в деловых играх обычно является определяющим и позволяет добиться должного эффекта. Деловые игры - это динамические системы, поэтому ожидаемое состояние дел в будущем результируется из долгосрочного процесса развития, и на каждом шаге принятия решения участнику предоставляется возможность корректировки своей стратегии. Для приближенности процесса имитации к действительности в игры вводят элементы риска и неопределенности.

По направленности игры подразделяются на функциональные и общие управленческие (отраслевые). Функциональные игры имитируют отдельные функции управления - маркетинг, производство, финансирование, банковскую деятельность и т.п. Общие управленческие игры охватывают все основные функции управления в тесном взаимодействии друг с другом, их модели позволяют одновременно принимать решения в следующих областях:

- инвестирование;

- финансирование;

- производство;

- маркетинг;

- финансовый менеджмент;

- инновационный менеджмент.

2: Задачи и инструменты планирования

Планирование – это систематизированный процесс принятия решения, целью которогог является выбор последовательности определённых действий - плана.

Классификация планов обычно рассматривается по глубине детализации и охвату различных горизонтов планирования.

1. Долгосрочное планирование - определение концепции и политики предприятия (правовой формы, решений по продуктам и рынкам, месту расположения, концепции управления, методики стратегического планирования) - обычно на 8-10 лет.

2. Среднесрочное планирование - планирование и разработка производственной программы и решение задачи распределения и управления ресурсами для отдельных подразделений предприятия (3-5 лет).

3. Краткосрочное планирование - конкретизация и наполнение планов, как оболочек реальными действиями (от месяца до 1 года).

Военная терминология (стратегическое, тактическое и оперативное). Существует двухступенчатая классификация:

- стратегические основополагающие решения;

- оперативно-тактические текущие задачи руководства предприятием.

Поддержка принятия решения в планировании производится путем использования моделей предприятия, в которые закладываются основные правила и параметры управления. Применение таких моделей предполагается в рамках:

- процесса исследования предприятия - на основе анализа что-если;

- процесса оптимизации предприятия - определение оптимального решения о структуре и способах управления на основе методов исследования операций.

3: Инструменты стратегического планирования

Стратегическое планирование относится ко всему предприятию в целом. В целях анализа объект планирования подразделяется на сегменты, которые в экономической литературе получили название стратегических хозяйственных полей (СХП).

Наличие СХП предполагает, что между отдельными частями рынка можно провести четкие границы по следующим трем признакам:

1. каждое СХП должно иметь самостоятельные задачи и пересечение задач одних СХП с другими не допускается;

2. к каждому полю должны быть отнесены определенные продукты или группы продуктов, которые по своим ценам, замещаемости, оформлению (качеству, дизайну) совершенно независимы от воздействия других продуктов и групп;

3. продукты или группы продуктов должны иметь свой круг конкурентов.

Если эти критерии выполняются, то можно установить, имеет ли конкретное СХП шанс на успех. Для каждого поля определяются наиболее перспективные действия, которые могут дать ему преимущества в конкурентной борьбе с другими фирмами.

В процессе стратегического планирования выделяют четыре задачи, которые должны быть обязательно выполнены:

1 - четкое определение задания.

2 - определение стратегических хозяйственных полей.

3 - анализ и оценка перспектив развития СХП (портфель заказов).

4 - план развития, выявление и формирование новых СХП.

Стратегические хозяйственные поля можно разделить на четыре категории:

"ДОЙНАЯ КОРОВА" - СХП, которые имеют большую долю на рынке, но незначительны перспективы роста; они являются основным источником денежных поступлений для финансирования других СХП.

"ЗВЕЗДА" - СХП, которые имеют высокую долю и хорошие перспективы развития на рынке и отражают рост всего предприятия; при снижении темпов роста постепенно превращается в дойную корову.

"РЕБЕНОК" - СХП с широкими перспективами развития, но пока не относящиеся к звездам, так как они при высоких затратах приносят незначительный доход.

"СОБАКА" - это СХП, которые имеют низкий или сокращающийся темп роста, относительно малую долю рынка, слабую конкурентоспособность.

В соответствии с таким делением можно вывести так называемую нормативную стратегию:

- для СХП "Ребенок" можно выбрать либо наступательную, либо оборонительную стратегию.

- для СХП "Собака" с целью повышения ликвидности, предприятие может использовать стратегию среднесрочных дезинвестиций или краткосрочное сокращение чрезмерно высокой доли оборота.

- для СХП "Дойная корова" необходимо проверить целесообразность сохранения высокого уровня инвестирования.

Стратегия более глубокого проникновения на рынок: увеличение доли рынка. (1 – убедить существующих покупателей покупать больше, 2 - переманить покупателя у конкурента, 3 - привлечь новых покупателей)

Стратегия развития рынка: поиск новых рынков сбыта для существующего товара.

Стратегия развития продукта: усовершенствование и вариации продукта.

Стратегия диверсификации: предприниматель может открыть для себя новый привлекательный рынок.

4: Инструменты оперативно-тактического планирования

С выбором определенных стратегий связана необходимость планирования мероприятий на оперативно-тактическом уровне, которые позволяют реализовать эти стратегии на практике. По объектам планирования различают планирование построения предприятия, программное планирование и планирование технологий.

1 - устанавливает общую структуру предприятия с организационной, финансовой и технической точки зрения.

2 - фиксирует на определенный период времени производственную программу и объемы производства.

3 - определяет правильную комбинацию производственных факторов и их применение.

По объему охвата различают общие и частичные планы.

Частичные планы охватывают только часть производственного процесса, то есть или конкретные оперативные мероприятия, или весь план для отдельного СХП.

Общий план на определенный период времени составляется из отдельных частичных планов, причем он должен вписываться в заданные стратегические рамки.

Если стратегическое планирование направлено на преодоление узких мест, то оперативно-тактическое планирование вынуждено приспосабливаться к ним. В этом случае говорят о «законе выравнивающего планирования». Все остальные частичные планы должны приспосабливаться к плану наиболее слабого подразделения предприятия.

5: Организация как основная часть управления

Вся производственная деятельность осуществляется в установленном порядке, то есть по определенным правилам, которые должны быть сначала спланированы, а затем реализованы при помощи организационных мероприятий. Под организацией с одной_стороны понимают процесс формирования этого порядка (структуризация), а с другой стороны - результат организующего процесса, то есть совокупность правил, которыми руководствуются управляющие органы и отдельные подразделения предприятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ с точки зрения теории управления - задача, стоящая перед руководством предприятия (как планирование и контроль) и средство в его руках, позволяющее достичь поставленных целей.

Правила организации подразумевают деление предприятия на отдельные области ответственности, управление и координацию ими. Первым шагом исследования является определение правил отношений внутри области ответственности, вторым шагом - подразделение и координация на низшие и высшие ступени ответственности, подчиненные друг другу.

Подразделение на области ответственности необходимо, когда выполняемые действия не могут больше выполняться одним лицом в силу различных причин. Посредством деления на области ответственности достигается централизованное управление объектом, причем каждое подразделение самостоятельно в сфере своей компетенции.

Управленческий процесс – совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Аналогично производственным процессам управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Здесь в качестве предмета труда выступают управленческие решения, информация, нормативно-техническая или управленческая документация.

6: Виды организационных структур

Организационная структура – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования систем менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Основными факторами определяющими тип, сложность, иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:

- масштаб производства и объем продаж;

- номенклатура (выполняемой) выпускаемой продукции;

- сложность и уровень унификации продукции;

- уровень специализации, концентрации.

В зависимости от рассмотренных факторов структура может быть: линейной, функциоальной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизионной.

Инновационный проект – совокупность документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению какой-либо проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и времени.

Бизнес-план – документ, призванный определить курс организации, как правило, на ближайший год в развитие его стратегии.

Состав бизнес-плана рекомендуется следующий: оглавление, предисловие, описание организации, стратегия маркетинга, план (выполнение) обновления выпусаемой продукции, план производства и реализации продукции, план обеспечения производства, план обслуживания производства, план развития производства, финансовый план организации, международная деятельность организации, развитие системы менеджмента, организация реализации бизнес-плана, приложения.

Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостатки и преимущества.

1. Линейная.

Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой уровень) к производственным подразделениям (уровни 1, 2, 3), выполняющим управленческие функции.

Руководитель

1 – заготовительное и обслуживающее производство (цех);

2 – обрабатывающее производство;

3 – сборочно-сбытовое производство.

2. Функциональная.

Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.).

Работы выполняются производственными подразделениями (1, 2, 3) по каждой функции.

Руководитель

А планово-производственный отдел;

Б – технический отдел;

В – финансовый отдел.

3. Линейно-функциональная

Планирование работ осуществляют функциональные подразделения (А, Б, В), работы выполняют производственные подразделения (1, 2, 3). Все подразделения подчиняются руководителю.

Руководитель

4. Матричная (штабная)

К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры по проектам (I, II, III и т.д.), которые отвечают за конкурентоспособность объектов. Точки в пересечениях линий показывают открытость любых связей по вертикали и горизонтали.

Руководитель

I – генеральный конструктор, например, по легковым автомобилям;

II – то же по грузовым автомобилям;

III – то же по холодильникам.

5. Бригадная

На предприятии формируются комплексные бригады из 10-15 человек (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.) для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции (Например, в компании «Боинг» сформировано более 200 основных и 5 координирующих «горизонтальных бригад»).

Руководитель

6. Дивизионная

Это тип структуры приемлем для диверсифицированных концернов, подразделяющихся на производство (дивизионы) по типам продукции. Функциональные подразделения имеются как у производств, так и у концернов в целом (АК, БК и т.д.).

АК – заместитель генерального директора концерна по маркетингу;

БК – то же по НИОКР;

ВК – то же по технологиям и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: