Основная часть проповеди выстраивается из следующих «кирпичиков»: объяснение, аргументация, иллюстрация и применение.
«Проповедь – это прямое обращение, при котором воля проповедника через провозглашаемую истину воздействует на волю слушателей. Если нет призыва к изменению, то нет и проповеди». (Джон Бродус)
«Проповедь – это не петарда, которая и существует только для того, чтобы на секунду сотворить много света и много шума. Это ружье охотника, с каждым выстрелом которого нужно искать, не завалена ли дичь». (Генри Уорд Бичер)
Бог желает, чтобы в изучении Его Слово не только звучало, но и применялось в жизни.
· Римлянам 15:4 – «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».
· 1 Коринфянам 10:11 – «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».
· Иакова 1:22 – «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя».
В конечном итоге, разъяснительная проповедь отличается от пояснительного комментария именно тем, что в проповеди содержится личное применение, объясняющее, что должен делать слушатель с той истиной, которую он услышал. Проповедь требует отклика.
|
|
A. Применение должно
(1) Вытекать из намерения автора.
Каждый отрывок имеет лишь одно значение – намерение автора. Но в то же время, у него может быть несколько допустимых применений, проистекающих из одного значения. Это важный принцип герменевтики, который одновременно сохраняет авторитет автора в определении значения текста (намерение автора) и универсальную применимость этого значения в любое время, в любой культуре и в любом месте.
(2) Соответствовать аудитории.
Внимательный и эффективный проповедник будет ответственно и с осторожностью думать о своей конкретной аудитории, рассматривая вопрос, какое применение предложить в проповеди.
(3) Размещаться в согласии с текстом.
Применение можно расположить в нескольких местах проповеди:
· На протяжении всей основной части проповеди, связывая его с объяснением и аргументацией каждого основного пункта.
· В заключении проповеди. Это особенно важно в проповеди на повествовательные отрывки, где проповедь нарастает и достигает кульминации ближе к концу.
Проповедник должен дать применение в тот момент, когда слушатели наилучшим образом готовы откликнуться на призыв.
Б. Варианты применения
Известный баптистский проповедник Джон Бродус предложил следующие три варианта применения:
(1) Заостряет внимание на требованиях истины
Это применение в чистом виде. С таким применением проповедник показывает проповеднику, как истины проповеди применимы к нему лично. В таком случае оно отвечает на вопрос: «И что же?»
|
|
Список качеств, на которых сосредоточивается проповедник:
· Ожидания
· Привязанности
· Решения
· Отношение
· Знание
· Поведение
· Взаимоотношения
· Мотивы
· Ценности и приоритеты
· Характер
(2) Предлагает пути повиновения истине
Здесь проповедник делает практические предложения относительно лучших способов и методов осуществления предлагаемого применения. Таким образом проповедник отвечает на вопрос: «Так что же?» или «А как?»
(3) Побуждает к действию
Здесь проповедник предлагает применение, убеждающее слушателя в том, что он должен совершить определенное нравственное или духовное деяние. Таким образом проповедник отвечает на вопрос «Почему?»