Семи правил мудрости

Арабское изречение

Он — ремесленник; в его работе почти никогда нет творчества. И, наоборот, владелец киоска вынужден каждый день решать творчески новые задачи; и тот, кто не решил одну из задач, давно потерял свою собственность.

Особенно меня умиляют так называемые эксперты из газет типа «КоммерсантЪ-Дейли». Они так умны, что давно должны жить на проценты с многомиллионных состояний. Но почему-то по-прежнему вынуждены писать свои глубокоинтеллектуальные статьи, чтобы получить средства к существованию. Как известно, если вы способны давать верные прогнозы хотя бы в 51% случаев, вам необходимо сломя голову бежать на биржу или в казино и становиться немедленно миллионером (разумеется, в долларах). Кто не заплатит человеку, который докажет точность своих прогнозов? Видимо, у экспертов прогнозы оправдываются меньше, чем в 50% случаев.

Возможно, экспертам нужно использовать совет сторожа метеостанции, который пришел к своему начальнику и предложил, что, так как точность прогнозов на метеостанции составляет 40%, нужно давать прогноз, противоположный рассчитанному — после чего точность прогноза погоды тут же подскочила до 60%. Но что тогда делать с высоконаучными моделями и объяснениями причин происходящего в экономике?

Вернемся к знаниям и умениям. Умение делать то или иное состоит из огромного количества НЕОСОЗНАВАЕМЫХ тонкостей и нюансов. И, так как от каждого из этих нюансов и их взаимодействия между собой зависит ВСЁ, ВЕСЬ результат, перечислить их словами, создать логичную структуру в виде схемы невозможно. Эффективнее попытаться прочувствовать, ощутить, поймать состояние, уловить динамику, и т. п. Лучше всего это делать, наблюдая за работой Мастера и пытаясь повторять не по элементам, а все сразу и в целом.

Система обучения, построенная на разбиении на элементы, а затем их синтезе, обрекает на уровень ремесленника, на выполнение функции, и лишает человека возможности стать Мастером.

Поэтому стать Мастером можно (в том числе и в творчестве), только не расчленяя мастерство на части, принципы, техники, методики, и т.п., а схватив суть целиком.

Но что же делать? Только я собрался изложить законы, принципы нахождения сильных ходов в бизнесе (творчества в бизнесе), как пришел к выводу, что расчленять на части это целостное явление бессмысленно. В отличие от машины, которую можно разобрать на части, потом собрать — и она будет работать, ни с чем живым этого сделать нельзя. Вы будете знать, как устроен труп, но он уже не работает.

Остался только один принцип — ресурсом предпринимателя служит весь окружающий мир.

Да, кажется, появился тупик. Любое описание, изложение мыслей, есть расчленение явления, понятия на некоторые части, выделение среди них более и менее важных. Но это не так. Не существует элементов более важных и менее важных в работе Мастера. Ну а если мы говорим об обучении ремеслу, то мне это совсем не интересно, и потом — для этого существуют университетские преподаватели.

Ремесло предполагает отсутствие творчества, рутинную процедуру. И, наоборот, мастерская работа — это проведение стандартной, казалось бы, процедуры, всегда по-новому, творчески, так как каждая ситуация уникальна и нет похожих друг на друга ситуаций. Ситуация для Мастера наполнена новизной, для ремесленника — привычным. Глаз Мастера находит отличия, глаз ремесленника — совпадения. Мир Мастера — изменяющийся, мир ремесленника — повторяющийся.

Расчленять — превращать в ремесло. А в целом описать процесс при помощи слов почти невозможно. Человечество все-таки нашло несколько форм, претендующих на это, Это афоризмы и короткие двух-, трех-, четырехстрочные стихотворения — например, японские танка. Приведу несколько афоризмов.

Умение отказаться от выполнения

несущественных дел является

решающим условием для успеха.

Маккензи.

Организации существуют по одной причине:

чтобы помочь людям сделать то,

что в одиночку каждому было бы не под силу.

Тщательнее всего следует

проверять правильность суждений,

которые кажутся нам очевидными.

Избегайте тех, кто старается

подорвать вашу веру в себя.

Эта черта свойственна мелким людям.

Великий человек, наоборот, внушает вам

чувство, что и вы сможете стать великим.

Марк Твен.

Если нет дальнейшего роста,

значит, близок закат.

Сенека.

Подчиниться или подать в отставку.

Правило управления.

Идите и делайте; вы всегда

успеете оправдаться позже.

Грейс Хоппер,

контр-адмирал США.

Труднее командовать,

чем подчиняться.

Илья Шевелев.

Управлять значит

приводить к успеху других.

Проблема дается нам

не для жалоб, а для решения.

Р. Хен, профессор.

Любое действительно эффективное правление

на поверку оказывается диктатурой.

Гарри Трумэн, бывший президент США.

Немногие человеческие существа

способны устоять перед

лестью восхищенного внимания.

Джек Вулфорд.

Лучше целить в совершенство и промахнуться,

чем целить в несовершенство и попасть.

Т. Дж. Уотсон-старший,

первый президент IBM.

Мысли, как урожай, нужно снимать вовремя.

Об уме человека вернее судить

по его вопросам, нежели по его ответам.

Немногие думают чаще,

чем два или три раза в год.

Я добился мировой известности

благодаря тому, что думаю

раз или два в неделю.

Бернард Шоу

Пробным камнем первоклассного интеллекта

является способность удерживать в уме две

противоположные идеи одновременно и все-таки

сохранять возможность действовать.

Ф. Скотт Фицжеральд.

У кого нет идей, тот не видит и фактов.

Если у Вас хватило ума поставить задачу,

у Вас должно хватить его и на то,

чтобы разрешить ее. По интеллектуальному

напряжению эти две стороны решения

приблизительно равны.

Илья Шевелев.

И после плохого урожая нужно сеять.

Сенека

Успех — это переход от одной неудачи

к другой с нарастающим энтузиазмом.

Уинстон Черчилль.

Я слишком хорошо знаком с разочарованием,

чтобы огорчаться по этому поводу.

А. Линкольн

Никогда не нужно стыдиться самой неудачи,

стыдиться нужно страха перед неудачей.

Кто говорит, не думая, тот умрет, не болея.

Карякская пословица

Но что делать дальше? Закончить книгу сотней-другой афоризмов или еще что-нибудь порасчленять? Попробуем такой метод: Тезис — Антитезис — Синтез.

Тезис Для начала бизнеса нужен начальный капитал.
Антитезис Для начала бизнеса не нужен начальный капитал.
Синтез Если начального капитала нет, его всегда можно взять взаймы.
Тезис Взять начальный капитал взаймы трудно, почти невозможно.
Антитезис Взять взаймы начальный капитал легко.
Синтез Для одного, способного к этому, взять взаймы начальный капитал легко, для другого, неспособного, трудно.

Тезис Каждый человек обладает необходимыми способностями.
Антитезис Никто не обладает необходимыми способностями.
Синтез От рождения все способны, но не все используют и развивают свои способности.

Опять мы пришли к вопросу обучения и развития. Более того, самообучения, саморазвития. Но что делать с дилеммой, ремесло — мастерство. Расчлененное восприятие действительности и целостное.

Выход я вижу только один, чтобы не заканчивать книгу в этом месте. Попытайтесь воспринять, ощутить книгу как целое; не пытайтесь использовать отдельные рекомендации, мысли. Если, после прочтения книги вы сможете почувствовать некоторое состояние или ощущение, постарайтесь запомнить его, и, находясь в нем, попробуйте действовать согласно духу книги, но не букве.

Видно, что искусственные приемы типа тезис — антитезис и афористические высказывания не очень органично вписываются в ткань, в стиль изложения. А хотелось бы, чтобы сама книга была примером гармоничного, целостного восприятия действительности и примером пусть работы не мастера, но хотя бы подмастерья.

Здесь, кстати, есть еще одна проблема, связанная с взаимодействием Мастера и социума. Работа Мастера не воспринимается как нечто важное, ценное. Кажется, и на самом деле, это игра; все делается играючи, легко и быстро. И Мастер органически не может принять важный, солидный вид; он смеется над собой, своими произведениями и другими людьми.

Поэтому и я не буду заниматься таким делом как книга, всерьез. И так в жизни слишком много ложной многозначительности, амбициозности и надувания щек. Пойдем дальше.

Как делать бизнес умно? Как избавиться от слабоумия? Начать стоит с того, что сегодня мы слабоумны (и автор тоже). Признание этого факта есть первый шаг к тому, чтобы стать немного умнее.

Что большинство?

Большинство – безумие.

Ум ведь лишь у меньшинства.

Фр. Шиллер.

Общество хорошо поработало над нами и сумело от рождения, в детском саду, школе, институте и на работе внушить нам массу ложных, неверных представлений о жизни. Мы живем в придуманном мире. В мире, где все не так, как показывают по телевизору, пишут в газетах и рассказывают на лекциях в университетах.

Начиная от рождения, когда каждый из нас был белым листом, родители, воспитатели — в детском саду; родители, учителя — в школе; и многие, многие другие писали (иными словами, программировали) на этом листе все, что считали нужным, нисколько не заботясь о том, чтобы эти высказывания (программы) были непротиворечивы и, тем более, верны. В нас находятся программы; и определенные ситуации запускают ту или иную реакцию; реагируем не мы, а программа.

Только в тех редких случаях, когда мы оказываемся в совсем нестандартной ситуации, мы начинаем думать. А это приводит нас в стрессовое состояние.

Подведем итог. Мы на похожие (но, на самом деле, совершенно разные) ситуации реагируем по чужой неэффективной программе, а когда необходимо самостоятельно решать, оказываемся в стрессовой ситуации. И пытаемся уклониться от принятия решения. Вспомним, мастер ищет различия, ремесленник — совпадения.

Самое неприятное в этом то, что нашу реакцию программировали не мы, а малограмотные и недалекие воспитательницы и учителя. А средняя воспитательница детского сада — далеко не эффективный в жизни человек; тем более выпускницы педвузов, делающие карьеру в средней школе. К сожалению, а может к радости, мы используем в жизни не то, что нам рассказывают, а то что рассказчики делают (навыки). Маленький ребенок просто копирует поведение тех, кто его окружает, не осознавая и не задумываясь о причинах и правильности или неправильности той или иной реакции. Мы из детства принесли походку, жест, лексику, манеру поведения и набор стандартных реакций.

Итак, еще раз повторю, в мире все не так, как нам рассказывают в школе, университете, по телевизору, в книгах, и т. п. Как на самом деле устроен мир, знает только Мастер, но Мастер не выступает по телевидению и НЕ ПИШЕТ книги, потому что знает, что это бесполезно.

Картину мира человек может изменить только сам. Так как Мастер знает, как на самом деле устроен мир, он эффективен, даже сверхэффективен. Он играючи решает проблемы, которые у других людей занимают годы и десятилетия. Зная устройство социума, он перемещается в социуме, как горячий нож в масле, оставаясь при этом невидимым. Не имея ни одной стандартной реакции, он в каждой ситуации — творец, и находит ходы на уровне изобретения, открытия. Причем для людей, которые это наблюдают, его изобретения остаются незамеченными, так как, все, что выше собственной планки, для человека не существует, невидимо. Только другой мастер может оценить изящество, красоту и гармоничность хода.

Вспомним опять шахматы. Способен ли новичок оценить красоту того или иного хода в партии гроссмейстеров? Только самые очевидные, простые одно-двух ходовые комбинации доступны его взгляду. А уж о существовании тонкой, сложной позиционной борьбы он вообще не подозревает.

Поэтому первая задача — это очистить замаранный лист, на котором писали все, кому не лень. Все, у кого хватило наглости думать о себе, как о человеке, который может чему-то научить. Только Мастер сомневается в своей компетентности учить и давать советы. У остальных (у слабоумных) с этим намного лучше; они вообще редко в чем-нибудь сомневаются; особенно уверенно они дают советы взрослым и учат детей.

Ясно; то, что написано пером, не вырубишь топором. Очистить замаранный лист очень трудно. А никто и не говорил, что у вас получится. Тем более, я не обещал, что Вам эта книга в чем-нибудь поможет. Большинству (подавляющему большинству) уже никто не поможет, остальные помогут только сами себе (если повезет).

Избавиться от стандартных реакций — задача прямо противоположная тому, что мы делали всю предыдущую жизнь. То есть обучались: как поступать в такой ситуации; а в такой; а в этой?

Накапливали рюкзак рецептов, и перебирали в нем, когда нужно принять решение. Рюкзак нужно сбросить в пропасть. И уверенно начать решать самому. Как говорят Мастера Дзена, (которые почитают Будду): «Если встретишь Будду — убей его». То есть, если вы выбросили рюкзак, и стали решать все сами, и встретили Мастера, который дал вам хороший совет, убейте его; он снова начал наполнять ваш рюкзак.

Даже клевету люди прощают

охотнее, чем поучение.

Ж.П. Рихтер.

Ничего люди не принимают

с таким отвращением, как советы.

Дж. Аддисон

Кстати, это хороший критерий определения Мастера. Мастер никогда не дает советов.

Для того, чтобы разрушить ум ученика, Мастера Дзена использовали задачки (коаны), которые неразрешимы для ума, но просты для того, кто отбросил ум. Приведу известный коан.

Все знают, что такое хлопок двумя ладонями. Но что такое хлопок одной ладони? Это неразрешимая задача, но и у неразрешимой задачи есть решение. Именно его и должен найти ученик. Обдумывая коан иногда годами, ученик доходил до жесточайшего стресса, понимал всю ограниченность интеллекта, отбрасывал его и тогда ему открывалась реальная картина мира. И он после этого знал решение любой неразрешимой задачи.

Есть два подхода во взаимодействии ученика и учителя. Я бы назвал эти два противоположных подхода так:

1. ТО.

2. НЕ ТО.

Что я имею в виду? Обычный способ обучения таков: делай то, делай это, делай так. Мастера Дзена обучают противоположным способом. Какой бы ответ на коан не принес ученик, он всегда получает ответ: НЕ ТО Вопрос, а как правильно? не будет удостоен даже движения бровью.

В чем разница? Способ обучения НЕ ТО ориентирован на личное развитие. Способ обучения ТО направлен на получение результата. Пусть не гениального. Но если делать ТО и так, будет то-то. Это было бы неплохо, если бы не конкуренция. Если вы умеете ТО, что может каждый, ваше умение оплачивается на уровне прожиточного минимума, а иногда и ниже.

Способ ТО успешный предприниматель применяет по отношению к своим сотрудникам. Способ НЕ ТО — по отношению к себе. По тексту вы можете заметить, что я иногда излагаю экспертные знания (ТО), а иногда отрицаю привычные подходы, но не даю правильного ответа (НЕ ТО). К сожалению, если всю книгу написать с точки зрения НЕ ТО, то это даст личное развитие, но не поможет читателю с точки зрения результатов. А способ изложения ТО дает результаты, но не дает развития.

Принцип НЕ ТО имеет и более глубокий смысл. Если вы добились того, чего вы хотели, то есть получили ТО, что хотели, то принцип НЕ ТО тут же проявится. Вы почувствуете, что ТО вас уже не радует: что-то НЕ ТО. Если же у вас не получается ТО, но вы пытаетесь получить ТО любой ценой, то получите глобальное НЕ ТО. Приведу пример. В 1917 году в России победило единственно верное учение и любое НЕ ТО изгонялось. Можете себе представить рассуждения на партийном собрании в следующем духе — вот читаю я материалы XXVII съезда, вроде все правильно, но что-то НЕ ТО?

Внутри России (СССР) царствовало ТО, в результате СССР оказался одним глобальным НЕ ТЕМ. Из этого следует один очень мощный вывод.

Если хотите получить ТО, делайте НЕ ТО.

Комментировать не буду, чтобы не испортить впечатление. Пойдем дальше. Для того чтобы сделать что-нибудь более или менее значительное, необходим определенный запас уверенности в себе.

Во что ты веришь, того и достигнешь.

Норман Пил

Думай, что ты способен на то или иное свершение

или думай что не способен: так или иначе

ты окажешься прав.

Генри Форд

Уверенность — половина победы.

В. Корбан

Мировая литература и американские боевики создали образ героя (положительного персонажа). Одной из основных характеристик героя является то, что в любой ситуации он не теряет уверенности в себе. То есть, в какой бы заднице он не оказался, герой уверен, что все будет хорошо. Но мы обычно уверены в себе, пока все идет хорошо и теряем уверенность, как только начинаются проблемы.

В чем тут дело? Оказывается, что мы опираемся на прошлые успехи, и каждая неудача подрывает уверенность. Но как раз во время неудачи уверенность и нужна. Поэтому нужно разорвать связь между нашим прошлым и существующей ситуацией и получить уверенность основанную ни на чем. Уверенность, основанная на успехе, подведет тогда, когда она больше всего нужна — в момент неудачи.

То есть, если нарисовать этот замкнутый круг — успех — уверенность — больший успех — большая уверенность, и т. д., то видно, что начинать нужно с уверенности, а не с успеха, потому что уверенность для успеха необходима, а успех для уверенности — нет. Как и учат нас герои американских боевиков, оказавшиеся в заднице.

Еще раз повторю, ценность представляет уверенность в себе, основанная ни на чем. С точки зрения современной медицины, симптом, указывающий на шизофрению. Например, вы уверены, не написав ни одной книги, что вы хороший писатель. Типичный клиент дурдома. Известно, что социум защищается, и все, что сильно отличается от нормы в одну или в другую сторону, нужно изолировать, чтобы зараза не распространялась.

Но в отличие от клиента дурдома, Мастер обладает еще одним умением. У Карлоса Кастанеды это называется искусством контролируемой глупости. Мастер прикидывается таким же слабоумным как все, и так как он это делает мастерски, как и все остальное, никто и заподозрить не может, что он шизофреник и его нужно лечить, дабы он был похож на всех.

На эту тему рекомендую посмотреть кинофильм «Полет над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в роли человека с творческой жилкой в психиатрической больнице. К сожалению, герой Джека Николсона не владел искусством контролируемой глупости, и социуму это не понравилось.

Где-то поведение Мастера напоминает поведение полковника Исаева Максим Максимыча, про которого думают, что он штандартенфюрер Штирлиц.

Вот такова жизнь Мастера — как я думаю. Потому что ни одного Мастера я сам не видел. Слабоумные их интересуют мало.

Орлы летают одиноко,

бараны пасутся стадами.

Ф. Сидней

Жизнь Мастера тяжела, но, как говорит один мой знакомый — а кому сейчас легко? С другой стороны, скорее всего, Мастер от роли слабоумного получает кайф, аналогичный актерскому. Правда, нет аплодисментов, но тщеславием Мастера не страдают. Ценители есть — это ученики Мастера. Но жизни учеников не позавидуешь: к ним Мастер относится гуманно.

Но вернемся к нашей слабоумной жизни. Начну с анекдота.

Муж с женой, челночники, с кучей сумок, авосек, чемоданов опаздывают на поезд; поезд уже трогается. Муж пытается на ходу заскочить в поезд. Не получается — тут перрон кончается и он с разбегу падает. Разбивает лицо в кровь и лежит лицом в грязной гальке. Жена подбегает, нагибается к нему и в тревоге спрашивает:

— Что с тобой, милый, милый, что с тобой?

Муж приподымается и со всей силы бьет кулаком жену в лицо. Она вскрикивает, и сквозь слезы спрашивает:

— За что милый? За что?

— А что делать?! А что делать?! — отвечает муж-неудачник.

Итак. Опять тот же вопрос. Что делать? Можно, конечно, смотреть на жизнь так, как это изложено ниже.

Хотелось бы зарабатывать денег побольше. Да и мне тоже. Но все как-то не так: денег у людей и предприятий нет, экономический кризис, налоги душат, сотрудники воруют, партнеры обязательства не выполняют, судебная и арбитражная система не работает, чиновники коррумпированы, мафия не дремлет. А что делать? А что делать? Кроме как найти кого-нибудь виноватого во всем и заехать по роже. Лучше всего себе, но от этого нет того удовольствия.

Допустим, мы нашли виноватого во всем, хорошенько его отдубасили. Заодно покрыли несмываемым позором воспитательниц в детском саду, бойцов невидимого педагогического фронта — учителей, и надежду экономики России — преподавателей экономики, маркетинга и менеджмента в университетах. Что делать дальше? Ну конечно, вываляли в грязи всех коррумпированных чиновников, которые не обеспечили предпринимательский климат, хотя им строго указывали, и не один раз.

Избиратели тоже хороши — куда смотрели, когда выбирали, где были их глаза. Мафия работать не хочет, все норовит три шкуры с предпринимателя содрать. И даже угрожает жизни лишить, или хотя бы здоровья. А кому мы с плохим здоровьем будем нужны? А налоговая полиция?

Мы убедились, что находимся во враждебном окружении. А на войне как на войне. Вот тут и сравнение с разведчиком Максим Максимычем Исаевым становится уже не случайным. Причем на западе ситуация ненамного лучше: промышленный шпионаж; перевербовка (извините, переманивание) ключевых сотрудников; и юристы, как коршуны кружат, добычу выискивают; а морока с разными сертификациями и лицензиями, и т. д. Попробуем соображения, изложенные выше, перевести из негативной в позитивную форму.

Трудности существуют для того,

чтобы их преодолевать.

Ральф Эмерсон

Констатируем — если вы не освоили основы создания и функционирования спецслужбы, удачи вам не видать. Тут нам помогут учебники, которые в большом количестве выпускает Голливуд. Нужно только отбросить спецэффекты и напряженный сюжет, а также увеличить раз в десять необходимое время на каждое действие. Кстати, стрельба — это показатель непрофессиональной работы. Как говорил герой «Бриллиантовой руки»: «Усе должно быть без шума и пыли».

Как известно, 98% информации, необходимой для работы, ЦРУ добывает из открытых источников. А как сообщал журнал «Компьютерра», в Польше сотрудники оперативного отдела местной службы государственной безопасности добывали информацию из Интернета, шифровали ее и отправляли агентам; те шифровали ее своим шифром, и эта информация, как добытая агентами, ложилась на стол руководству. Так что основная деятельность предпринимателя — это работа с информацией, получаемой от сотрудников и из открытых источников информации.

Но дело предпринимателя — не изучение этих источников и создание аналитических отчетов, а принятие решений. Сильных решений. Ситуация, в которой находится каждый из нас в эту секунду, есть следствие миллионов и миллионов принятых и непринятых решений, миллионов и миллионов сделанных выборов.

На эту тему есть анекдот.

Мужчина пришел к врачу-психиатру и жалуется на нервное истощение. Врач спрашивает, где работает этот мужчина. Оказывается, что он работает на конвейере и сортирует апельсины. Маленькие налево, большие направо. «Ну и что же вас так утомляет?» — интересуется врач. «Ну как вы не понимаете» — отвечает посетитель, — «ведь я целый день принимаю, принимаю, принимаю решения»

А если серьезно, то мы все время, когда не спим, принимаем решения. Разговаривать или не разговаривать с этим человеком, разговаривать об этом или о том, познакомиться с этой девушкой или молодым человеком или нет, позвонить или не позвонить, поехать или не поехать. Люди, которые окружают нас, есть следствие наших выборов; город, в котором мы живем; деятельность, которой мы занимаемся. И, тем более, только от наших выборов зависит результат, который мы на сегодня имеем.

Но мы редко задумываемся о том, есть ли еще какие-нибудь выборы, кроме лежащих на поверхности. И выбираем из нескольких заведомо слабых решений и ходов.

Принять КАКОЕ-НИБУДЬ решение легко. Трудно найти сильное решение. Повторюсь, сильное решение отличается таким редким качеством, как самореализуемость, то есть его не нужно будет реализовывать, преодолевая трудности и сопротивление. Достаточно только инициировать, и все. Остальное сделается само. Если вы не верите, что такое возможно, вот пример. Вы решили размяться и потренироваться в рукопашном бое. Вам достаточно выйти на улицу, найти подвыпившую компанию подростков и сказать все, что вы о них думаете. Уверяю вас, все остальное сделается само.

Так как же повысить умение находить сильные решения, повысить качество ходов в жизненные шахматы? Честно говоря, я и сам не знаю, поэтому и пишу эту книгу. Точнее, иногда мне удается найти сильные решения, но это происходит случайно. Надежно находить сильные решения я пока не умею. Надеюсь, что пока буду объяснять вам, как это делать, и сам пойму.

Кроме этого, у книги есть совершенно конкретная цель — помочь самому себе в своем бизнесе.

Это просто рекламный ход: нужно рекламировать себя лично и свою фирму. Желательно так, чтобы тратить на это немного денег, а еще лучше от рекламы (продажи книги) их получать. Попытка делать ходы на уровне изобретения.

И, все-таки, как делать бизнес умно?

Опять тупик. Это, на самом деле, хорошо. Готового ответа нет. Нужно думать самим. Понятно, что все дело в личности предпринимателя. Инструментом предпринимателя служит он сам. То есть, главное дело предпринимателя — это работать не с сотрудниками, не с деньгами, оборудованием и сделками, а с самим собой. Источник финансовых успехов предпринимателя — это не торговая марка, не кэш-фло (оборот наличности) и не основные средства, а его ценность, как Мастера, в своем деле.

Тут нужно остановиться, и объяснить мое понимание предпринимателя. Предприниматель, как я его понимаю, это человек, который может начать дело с нуля, без начального капитала.

Способ, которым он это делает, всегда один и тот же. Предприниматель для той ситуации (а ситуация всегда уникальна), в которой он находится, делает изобретение в бизнесе. И, таким образом, преодолевает ту пропасть, которая разделяет состояние 1 — без начального капитала, и состояние 2 — уже существующее, пусть небольшое, дело.

Бизнесмен — это человек, у которого этот фокус (с началом нового дела) один раз удался, (скорее всего, здесь не обошлось без предпринимателя, от которого потом избавились, так как изобретения никто не заметил), и теперь он является владельцем этого дела и держится за него мертвой хваткой. И если ему хватает навыков, этот человек понемногу на 10-20-30% в год наращивает дело. Резкий рост — на 100-200-1000% — без предпринимателя невозможен.

В чем уникальность удачливого предпринимателя? Это — целостное восприятие действительности. На своем опыте я убедился, что ни одна из функций — управление, маркетинг, выбор стратегических партнеров, управление денежными потоками, во время бурного развития компании не может быть делегирована. Дело в том, что необходимо не непрерывное повышение и улучшение каждой из перечисленных и многих других функций, а их соразмерность. Это напоминает растущий организм. Вы понимаете, что будет, если рост костей начнет опережать развитие органов или сила мышц превысит прочность сухожилий.

На следующем этапе, когда компания преобразована в корпорацию, лениво развивается и монотонно повторяет одни и те же операции, это уже возможно, но предпринимателю уже становится скучно. Лучше всего на этом этапе компанию продать.

В чем разница между компанией и корпорацией? Компания — это развивающийся организм, корпорация — это бюрократический механизм.

Итак, предприниматель — это целостное восприятие действительности и умение делать изобретения в бизнесе. На уровне подсознания в нем сидит потребность находить сильные ходы. Он, даже если хочет, органически не может делать тупую физическую или интеллектуальную работу. Он ищет, как резко уменьшить количество рутинной работы. И именно на это тратит свое основное время.

Предприниматель — это сырье для производства Мастера. Многие качества в нем представлены, но не достигли совершенства. Предприниматель еще мечется между подходом Мастера и ожиданиями социума. Он еще сомневается, всегда ли он прав. Мастер в этом не сомневается, ему это безразлично, так как он всегда решает сам уникальные задачи, поэтому его оценивать невозможно. Поэтому не имеет никакого значения, правильно его решение или нет. Его все равно придется принимать и реализовывать.

Предприниматель уже не всегда доступен пониманию социума. Как это — ничего не было и вдруг появилось. Так не бывает! Это или старые связи, или деньги были где-то спрятаны, или повезло. Принять, что предприниматель сделал это только благодаря качествам собственной личности — это разрушить слабоумную картину мира. Предприниматель и социум уже живут в разных мирах, в мирах с разными законами. Предприниматель не всегда доступен для наблюдения государства. Так как он работает на уровне изобретения, то законов, регулирующих его деятельность, чаще всего нет. А как только появляются новые законы, появляются и новые изобретения.

Итак, как стать предпринимателем? Следуя совету Козьмы Пруткова — «Если хочешь быть счастливым, будь им»

Если хочешь быть предпринимателем, будь им. Для этого достаточно желания и смелости начать думать самому, не используя информационный мусор, накопленный человечеством за тысячелетия. Правда, думать нужно уметь, но этому уж совсем учить невозможно, тем более что самые сильные решения приходят, а не придумываются. Мысли приходят в голову, которая мысли получает, а не создает. Но так как у нас голова занята обычно всякой ерундой, сильные решения покружат вокруг и улетают в голову, в которой пусто.

Насчет мышления, я пока больше не смогу ничего добавить. Словами это выражается очень плохо, как и почти все, о чем мы рассуждаем.

Инструментом предпринимателя служит он сам. Инструмент нужно затачивать, совершенствовать. А, может быть, предприниматель — это набор инструментов? Тогда нужно тщательно собирать чемоданчик с инструментами Мастера.

1. Умение делать изобретения.

2. Искусство общения.

3. Лидерские качества

Это список нас никуда не ведет. Глядя на него, только и остается сказать: ну и что? Это ведь то самое расчленение. А нужно как-то целиком ухватить. Все сразу. Почувствовать.

Многочисленные поэты сколько писали о любви, и кому из них удалось объяснить человеку, который ни разу этого чувства не испытал, что это такое? И наоборот, кто почувствовал, тот сам поэмы может писать.

Можно привести такую аналогию. Предмет, о котором мы говорим, четырехмерен, а любой текст или рассказ — это трехмерная проекция этого четырехмерного предмета. Так вот, сколько проекций не приводи, если человек не может представить себе четвертое измерение, он не сможет создать четырехмерный образ предмета. И наоборот, имея четырехмерное представление — можно выдать любое количество проекций, причем, часто совсем непохожих друг на друга. Но это все разные стороны одного и того же.

Нет противоречий — есть разные проекции. Поэтому огромное количество противоречивых высказываний одновременно верны. Они принадлежат разным сторонам описываемого предмета или явления. Это и в речи проявляется: с одной стороны — так, а с другой стороны — эдак. Поэтому тот список чуть выше — это разные проекции одного. Того, что словом не выражается. Но существует и определяет все в нашей жизни. Поэтому весьма опасно разными сторонами одного предмета оперировать, как якобы с независимыми плоскими картинками.

Известна история о том, как к мудрому человеку пришли двое с просьбой рассудить. Мудрец выслушал одного и сказал — ты прав. Потом мудрец выслушал другого, который привел аргументы в защиту противоположной точки зрения, и опять сказал — ты прав. Присутствующий при этом третий возмутился — это неправильно, не могут быть правы двое, утверждающие противоположное. «И ты прав» — ответил мудрец.

Все явления объемны и многомерны. Так вот, Мастер сам четырех— или более мерен, поэтому он легко поворачивается в нашем трехмерном мире одной из своих сторон, предъявляет одну из своих проекций. И глупо спрашивать, какой его образ настоящий. Все. Мастер многолик.

Поэтому, ответ на вопрос, каков предприниматель — прост. Предприниматель разный. Он меняется в зависимости от ситуации. Он гибок. И требовать от него окончательного ответа на какой-нибудь вопрос, это требовать, чтобы он стал плоским, перестал быть объемным. Ответы предпринимателя всегда соответствуют ситуации. Сейчас это так — завтра может быть наоборот. В чем можно быть уверенным, так это в том, что завтра будет по-другому.

Предприниматель уже объемен. Но еще трехмерен. Он многолик, но его можно увидеть. Мастер находится за пределами нашего мира.

Сопоставление Мастера и предпринимателя позволяет использовать аналогии. Например, понятно, что у преуспевающего предпринимателя нет проблем с деньгами, жильем, путешествиями или услугами, которые ему нужны. Тем более их нет у Мастера, но тут нашему пониманию уже недоступен механизм получения всего того, что нужно Мастеру. Хотя с предпринимателем тоже не так просто. Как он тратит деньги — понятно, но вот как он их зарабатывает?

Предприниматель общается с такими же, как он. Это понятно, сможет ли он за бутылочкой хорошего виски обсуждать и участвовать в проблеме, что вот, мол, зарплату на три месяца задерживают. Или платят мало. Или идет сокращение кадров. Или вот на дачу автобусы ходить перестали, как теперь добираться.

И наоборот, вряд ли предприниматель начнет советоваться с приятелем, рабочим на заводе, — куда поехать развеяться, в Париж или Гонконг. Или куда вложить свободные 400 тысяч долларов. Предпринимателю проблемы рабочего кажутся надуманными. Что тут думать, бери и решай.

Аналогично, Мастеру проблемы предпринимателя кажутся не стоящими выеденного яйца. Для Мастера решение очевидно. Для предпринимателя часто неочевидно даже в чем его собственные проблемы. Правильная постановка проблемы — 50% ее решения. А когда проблема поставлена, и поставлена правильно, можно начать искать решение.

Мастер найдет очень простое решение, которое реализовать сможет только Мастер. Предпринимателю это решение не подойдет, ему нужно решение, соответствующее его личным возможностям.

Из этого следует, почему человек не видит, казалось бы, очевидных решений. Мало удовольствия видеть десятки великолепных решений, которые ты не сможешь реализовать потому, что не хватает личных способностей. Поэтому подсознание и не пускает такие решения в сознание, чтобы человек не страдал от комплекса неполноценности. Но подсознание часто перестраховывается и отсеивает решения, которые человек мог бы реализовать. А если перестать обращать внимание на собственное несовершенство, то можно спокойно наблюдать отличные решения и отмечать, чего во мне не хватает, чтобы их реализовать. А после того приобрести и недостающие качества.

Как это делать, я не знаю, но знаю, что со временем люди становятся умнее (мудрее), сильнее, эффективнее. Правда, не все. Большинство, наоборот, глупеет и становится все более скучным и ориентированным на рутинную деятельность. Здесь нужно разобраться с терминами. Слова, которые здесь употреблены, наверняка мы понимаем по-разному.

Например, слово умнее. Под умным я понимаю не человека, умеющего сдавать экзамены на пятерки в университете. Для этого нужно иметь качества хорошего магнитофона. Быть умным, как я думаю, это не умение записывать (лекции) и воспроизводить (на экзамене), а умение производить новые решения, подходящие к ситуации, как ключ к замку.

Глупый в моем понимании — это человек, имеющий в запасе сотни (иногда намного больше) стандартных решений. Глупец перебирает всю сотню ключей-решений в каждой ситуации и считает, что это и есть думать. Подобрав похожий ключ, глупец начинает ожесточенно пихать его в скважину замка. В большинстве случаев ключ не подходит, но виноват в этом оказываются замок, дверь, ключ — но не тот, кто открывает дверь. Или просто в этой ситуации, якобы, сделать было ничего нельзя.

Подбор ключей легко заметен по выражению напряженного размышления на лице. Второй признак глупости — отсутствие легких, быстрых, красивых решений, выраженных в афористичной форме.

Действительно — для надежности нужно ведь перебрать все ключи, а так как ни один не подходит, то и не один раз. А на это нужно время.

Одно из проявлений глупости выглядит так. Несколько человек обсуждают ситуацию. Один из них пытается мучительно вспоминать что-нибудь подходящее к случаю и, если вспоминает, то тут же высказывает. При этом очень обижается, когда его резко обрывают. Ведь сразу видно, что этот ключ не подходит. Но глупец не понимает, ведь он всегда так действует; кроме этого, он совершил для себя открытие и добавил к своей коллекции еще один ключ, не подходящий ни к одной двери-ситуации. Вспомним, ситуация всегда уникальна. И набор ключей — груда металлолома в рюкзаке. Ее приходится носить с собой, а это отнимает энергию.

Так вот, социум считает, что умен тот, кто имеет много ключей и может эффектно один за другим их показывать и рассказывать о них.

А какое красивое, задумчивое лицо можно увидеть у человека, перебирающего мысленно ключи. Человек работает, интеллектуальным трудом создает решение. И сравните. Мастер мгновенно материализует ключ, одним движением открывает дверь и идет дальше, тут же забыв о найденном решении. Это просто издевательство над трудом, над накопленным десятилетиями запасом знаний, дипломов, законспектированных лекций и книг.

Для социума чем больше ключей, тем умнее; чем меньше — тем глупее. Ноль ключей социум не понимает — это абсолютная глупость; ее, как и абсолютного нуля температуры, не может быть. Мастер — это то, чего с точки зрения социума быть не может. А, значит, социум его и не видит. Подсознание социума не пускает в сознание то, чего не может быть.

Предприниматель, видимо, переходной тип. Он пытается перебирать ключи, но у него хватает ума вовремя остановиться и сделать ключ самому. Правда делает ключи он еще неумело и долго. Но уже знает, что ключи-решения можно делать, и осваивает это искусство. Для мастера это уже не искусство, а ремесло.

Консультанты, кстати, занимаются тем, что высыпают перед ошарашенным клиентом тысячи ключей, изготовленных сотнями предпринимателями за всю историю бизнеса, и искренне думают, что эти ключи представляют ценность. Замороченный клиент за свои деньги пополняет свою коллекцию ненужных решений, в результате чего решения начинает принимать еще дольше и еще меньше становится уверенным в них.

Итак, на самом деле, чем меньше ключей, тем человек умнее. В результате воздействия консультанта клиент резко глупеет. Особенно положение ужасно, если один из ключей, высыпанных консультантом, вдруг подойдет. Избавиться от маниакального стремления еще и еще собирать ключи потом почти невозможно.

В школе и институте делают вообще что-то странное. Рассказывают, как кто-то когда-то открыл такую-то дверь. Но почему, чем, и какой там замок? А кто его знает? Как нищий школьный учитель может понять ход мыслей Александра Македонского или Сталина, обладавших неограниченной властью и богатством, находящимся за пределами человеческих потребностей? А ведь именно это является содержанием истории, причиной исторических событий, а не даты, годы, имена и последовательность съездов КПСС или пленарных заседаний Верховного Совета.

Очередной тупик. Это уже становится несколько скучным. Рутинное упоминание о тупике, и словесный поток после. Так в чем же тупик? Похоже дело в сомнениях автора.

К чему весь этот пафос? Написаны миллионы и миллионы книг. В их числе Библия, Коран, книги о Дао (в том числе Лао Цзы), суфийские истории о Ходже Насреддине (уникальный случай попытки описания Мастера), книги дзенских мудрецов (описание подхода НЕ ТО), буддистов, литература о трансперсональной психологии, и т. д., и т. п. И пример всех этих книг убеждает, что тексты бесполезны. Так зачем же тогда одни люди пишут книги, а другие их читают? Не в приступе ли слабоумия пишутся книги?

По формальным признакам — похоже. Во-первых, эта деятельность преисполнена важности и глубокомыслия. Во-вторых, социум одобряет и ценит писателей, и некоторые из них даже пользуются славой. В-третьих, книга щекочет самолюбие и удовлетворяет тщеславие. В-четвертых, эта деятельность сама в себе, она не является решением никакой проблемы или ситуации. В пятых, книга не создается одним движением Мастера. А, значит, не обладает признаком творчества Мастера.

Мастера не пишут книги. Творчество Мастера всегда уникально и индивидуально. И поэтому Мастер не создает интеллектуальные консервы, массовый продукт для массового потребителя. Он достаточно умен, чтобы так много не работать, в крайнем случае, если ему вдруг понадобится книга, он поручит написать ее ученику. Но вряд ли мы сможем понять ход мысли Мастера.

Кстати, большинство Великих книг и написано со слов Мастера учениками. И Мастер при жизни был часто против, чтобы его слова записывались, ведь это производство ключей, неподходящих к чужим дверям.

Итак, зачем книга нам? Зачем писателю, описано чуть выше. А читателю? Если судить по себе, то я думаю, что это интеллектуальная жвачка. Жвачки отличаются друг от друга по вкусу, но главное — дают работу челюстям. Так и книги — возможность занять голову. Думать самому не надо. Где-нибудь к месту цитатку можно привести, продемонстрировать эрудированность. Потом есть модные книги, которые неприлично не знать. О чем будет разговаривать с приятельницами женщина, которая не видела очередную серию сериала «Санта-Барбары»?

Мы часто едим не от голода, а от скуки. И часто читаем не для того, чтобы найти ответы на вопросы и даже не для развлечения, а чтобы занять голову, которая — как ветровое колесо без генератора. Крутится не для того чтобы вырабатывать электроэнергию, а потому, что не может не крутиться.

Итак, я — удовлетворяю самолюбие и тщеславие, вы — читаете по привычке. Люди ведь читают. И даже в школе учат читать, правда, забывают объяснить, зачем. А многие считают, что пусть ребенок читает, вместо того чтобы шляться на улице.

Так зачем вы читаете эту книгу? Она помогает вашему внутреннему поиску? Она дает возможность стать более эффективным? Почти наверняка — нет. Тогда зачем? Удовлетворять мое тщеславие? Вот еще один прочитал. Вот еще один мою фамилию запомнил.

Так что эту сделку двух слабоумных следует расторгнуть. Я буду писать (попытаюсь), получая удовольствие от процесса создания книги. Вы будете читать (надеюсь), получая удовольствие от чтения. Если никому за всю историю человечества не удалось написать книгу, которая способна изменить человека, то, видимо, это закон — такой же, как закон тяготения. Это надо принять как факт. Кстати, Мастер не игнорирует законы, он их использует.

Итак, по поводу удовольствия. Приятно, чувствовать себя умным на фоне слабоумных. Итак, читатель, как хорошо, что мы с вами вдвоем не слабоумны, в этом океане глупости и неэффективности. Вот мы-то эффективны по-настоящему. Сильные решения находим также легко, как холодное пиво летом в большом городе. Я вот, например, очень умно придумал книгу написать, а ты (и действительно, что это мы все на вы, давно ведь знакомы) гениально придумал ее прочитать. Я специально писал вы с маленькой буквы, а то как-то слишком официально.

Да мы с тобой... Такие дела сделаем. Ведь действительно, нас, умных, очень мало. Нам нужно друг друга беречь и помогать друг другу. Хотя, если мы умные, зачем нам помощь? Это слабоумным помощь нужна, они слабые и неэффективные. А мы умные, и все можем, если захотим. Просто не хочется что-то. А так, мы все можем.

А зачем мы, умные, друг другу нужны? Помощь нам не нужна, заработать друг на друге мы не сможем — что может один предприниматель, сможет и другой, а, значит, платить за это не будет. А если и будет, то тот минимум, который только существует на рынке.

На рынке стандартных товаров и услуг мы друг другу не нужны. Какая разница, кто мне продает товар или услугу, главное, чтобы по минимальной цене — максимум эффекта и качества. А вот на рынке уникальных товаров и услуг — другое дело. А такой существует? Наверное, нет. Уникальность нельзя измерить в деньгах. Ведь если нет аналогов, то и нет цены. Сравнить не с чем. А, значит, заплатишь и будешь мучиться. Один будет мучиться, что дорого купил, другой, что дешево продал. Вот если…

Нет, что-то меня понесло. Законы бизнеса просты и суровы. Товар — деньги — товар. Если должен — отдай. За язык тебя никто не тянул.. И т. д. Где деньги, там все рассуждения, приведенные выше, почему-то становятся болтовней. А вот почему? Ведь имеет же это отношение к деньгам. Имеет. Но выглядит неубедительно, если начать рассказывать все это будущему партнеру по бизнесу. И нельзя сказать, что ему это не нужно. Нужно.

У него есть вопрос намного убедительнее:

— А каковы ваши гарантии?

Помните вопрос: как убедить собственника? Так каковы наши гарантии?

В мультфильме «Трое из Простоквашино», Кот Матроскин эту проблему решил. На вопрос, почтальона Печкина:

— Где ваши документы? — он резонно ответил:

— Усы, лапы и хвост, — вот мои документы.

Так что такое усы, лапы и хвост предпринимателя? Это просто. Это взгляд, жест и речь. Дадут вам что-нибудь или нет, зависит от вашего, извини, твоего взгляда и т. д.

Одно слово, один жест –

вот и все красноречие полководца.

А. Ламартин

Обратимся к бессмертному творчеству американской кинопромышленности. Посмотрите, насколько отличается речь, жест и взгляд главаря-мафиози и его не столь авторитетных заместителей.

Вот от этого все и зависит. Решение о том, что собой представляет незнакомый человек, создается за первые 4 секунды. И происходит это, как обычно, на уровне подсознания. И после этих четырех секунд ты можешь говорить уже все что угодно. Решение (подсознательно) принято и дальше партнер только обдумывает, как отказать или на каких условиях согласиться. Но само решение, делать что-нибудь или нет (неважно что) с этим человеком принимается в первые четыре секунды.

Но кстати, если вы (или ты) точно скопируешь манеру поведения, но не будешь таким человеком на самом деле, то все равно ничего не выйдет. Манера поведения, и речь должна отражать ваше существо, а не быть маской. Так что нужно просто больше работать над собой.

Здесь есть одно ноу-хау. Я нашел его в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку». Карен занимается дрессировкой дельфинов и рассказывает о силе положительного подкрепления, которое не хуже, а даже лучше, действует на людей. В чем идея? Повторяется то, что ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ НЕМЕДЛЕННО. Для того, чтобы подкреплять немедленно, сначала у них вырабатывают условный рефлекс на звук свистка: есть свисток — есть и рыба. То есть, если вы бросаете дельфину в качестве поощрения рыбу, то подкрепляется ТО, что делает дельфин в момент, когда рыба падает в воду. А в это время он наверняка делает НЕ ТО.

Если вы хотите, чтобы люди делали то, что вам нужно, подкрепляйте немедленно, то что хотите закрепить, и игнорируйте, то что вам не нравится. Почти всегда даже отрицательная реакция тоже подкрепляет, ведь вы обращаете внимание, а это большая награда. Как отрицательная реакция подкрепляет, особенно заметно на детях.

То есть если вы разговариваете с человеком, и он сделал хотя бы 0.3% от того, что вам нужно, НЕМЕДЛЕННО ПОДКРЕПИТЕ! Улыбкой, комплиментом, одобрением, и т. п. Люди дрессируются лучше чем дельфины, и даже за двадцатиминутный разговор можно выработать условный рефлекс у партнера делать для вас то, что вам нужно.

Как только глупец похвалит нас –

он уже не кажется нам так глуп.

Фр. Ларошфуко

Кстати, и себя обязательно ПОДКРЕПЛЯЙТЕ НЕМЕДЛЕННО. Не в конце квартала, не после окончания дела, а сразу же, как только хоть что-то сделали. И чем чаще будете себя подкреплять, тем лучше. Таким образом можно выработать у себя любые необходимые вам качества.

Какие качества нужны? Как это делать конкретно? У каждого свой путь. Чужие ключи к твоей двери не подойдут. Придется делать свой. Неплохо бы для начала внимательно посмотреть на дверь и замок. Хотя что на нее смотреть. Умеешь делать ключ, делай. Не умеешь, не делай.

Я вот свои ключи сам делаю. Уже почти 9 лет, как начал свое первое дело. Потом было еще около 30 фирм. Да и до этого, тоже что-то выпиливал. И не скажу, что доволен результатами. Конечно, с точки зрения среднего уровня жизни в России, я преуспеваю (в хорошие периоды). Но стоило ли огород городить из-за возможности пойти в ресторан, когда захочется, не обращая внимания на меню, и возможности не ездить в общественном транспорте? Можно менять процессоры в компьютере в темпе производства новых версий компанией «Интел», но нужно ли? Кстати, недавно вышедшая книга президента фирмы «Интел» Энди Гроува называется «Побеждают только параноики». Если считать нормальным среднего представителя социума, то отклонение в одну сторону — это дебилы и олигофрены, а в другую предприниматели, или как их называет Энди Гроув — параноики. То, что эффективные ненормальны — это точно.

Нужно пройти по лезвию бритвы. Делая то, что находится за пределами нормы, не напугать, не насторожить социум. Надо выглядеть туповатым и работящим членом общества, который с неба звезд не хватает. И в присутствии сотрудников ради бога не высказываться: «Собственность — это ерунда, главное головой работать, и каждый может сделать свой миллион долларов». Вот и начнет каждый сотрудник делать свой миллион долларов (себе), а не отрабатывать свою зарплату.

Конечно, у большинства с миллионом (или ста миллионами) долларов ничего не выйдет, но со стороны иногда может показаться, что это просто. Поэтому старательно создавай впечатление, что тебе все досталось тяжелым трудом, что долгие годы ты копил деньги, собирая начальный капитал. И отрицай саму принципиальную возможность легкого и быстрого успеха.

Но при этом давай договоримся. Успех должен быть легким, быстрым и красивым. Иначе, это не успех. При помощи тяжелого труда можно зарабатывать деньги, но это не является предметом настоящей книги. Мастер работает легко, быстро и красиво. Пишу это, и что-то задумался. Социум внутри меня начал возмущаться. Что это за легкий и быстрый успех? Все мемуары великих людей о тяжелом и многолетнем труде.

Гений — это 99% процентов пота

и 1% вдохновения.

Томас Эдисон

Все таки я думаю, что тяжелый труд и успех иногда сопутствуют друг другу, но успех не зависит от количества труда. В это же время, сотни и тысячи людей тоже тяжело работали и пытались заниматься тем же самым, но успеха не добились. Скажем твердо. Тяжелому труду — нет, творческому полету — да!

Творчество — путь к Мастеру. Тяжелый труд — путь к рабочей лошади. Социуму нужен труд (лошадь). Человеку нужно творчество (Мастерство).

Хватит работать. Мы всю жизнь работаем, работаем, работаем, и снова — работаем! И что, много заработали? Давайте творить собственную жизнь. Давайте отнесемся к собственной жизни, как произведению искусства. И с эстетической точки зрения посмотрим, насколько красива, выразительна наша жизнь. Насколько глубокую мысль выражает это произведение искусства. Насколько стоило это произведение начинать создавать. А раз уж начали, давайте добавим радостных красок и сотрем пыль усталости. Как поет Лада Дэнс: «Жить нужно в кайф.»

Если сможешь. Препятствия находятся внутри человека, а не во внешнем мире. Человек подсознательно разрешает себе получать определенные успехи (определенную сумму денег). И как только появляется возможность получить больше, подсознание организует сотни препятствий, реальных или кажущихся.

Сошлемся на Библию. Как сказал Христос, «если вы будете иметь веру, хотя бы с горчичное зерно, нет невозможного для вас в этом мире.» Мы не разрешаем себе получать что-нибудь без тяжелого труда. А кто верит, что нужен труд, тот его и получает. Я не призываю к лежанию на диване, хотя и это дело неплохое, если найти в этом смысл. Я предлагаю не копать месяцами канавы лопатой, а использовать экскаватор, который это сделает за полчаса.

Производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве возросла в десятки и сотни раз за последние 99 лет. А люди как работали по 8-10 часов в день, так и работают. Так где же повышение производительности в жизни? Его нет только потому, что над производительностью в жизни никто из нас не работает. Людей, сделавших рацпредложение или изобретение, ценят (хотя не всегда) — они сэкономили труд других людей. А тех, кто делает рацпредложение или изобретение в собственной жизни, считают лентяями. Но ведь действительно, если повысить собственную производительность в два раза, то будет достаточно работать в день 4 часа. А если в четыре, то можно работать и два часа в день. А остальное? А остальное — это творчество, а творчество — это удовольствие, это высший вид наслаждения.

Творчество повышает производительность и увеличивает количество гармонии в окружающем мире. Кстати, деятельность Мастера всегда гармонична; так же гармонична, как гармонична природа.

Ориентация на короткий рабочий день — очень сильный психологический ход. Ведь когда вы работаете 10 часов в день, вы оправдываете себя тем, что делаете все, что можете. Больше работать уже почти невозможно. (Работа по 16 часов — это миф; 16 часов можно находиться на рабочем месте, но быть эффективным 16 часов в сутки невозможно.)

Когда вы работаете по 2-4 часа, вы имеете выбор, работать больше или умнее, если вам нужен больший результат. Я бы рекомендовал — умнее. Хотя можно и больше, это вам решать.

Снова и снова я возвращаюсь к мысли, что все ограничения — внутри нас. Мир бесконечен, в нем бесконечны ресурсы и бесконечны возможности. Но мы опираемся на свои (как мы считаем, ограниченные) ресурсы и оцениваем себя глазами социума. А для социума имеют значение только вещи — диплом, недвижимость или должность. Но ведь достижение того или другого зависит от нематериального, невидимого. Уверенность в себе; творческие способности; наконец, ваша жизненная стратегия и личная философия, которая является фундаментом всего остального. Причем философия есть у каждого, даже у того, кто не знает этого слова.

Например, философия рабочего: «эти зажравшиеся боссы; мы звезд с неба не хватаем; лучше синица в руках; мы свою работу делаем, а остальное нас не волнует; хватит болтать — работать надо; честно большие деньги не заработаешь; все давно схвачено и поделено; тише едешь, дальше будешь; и т. д.».

Ясно, что с такой философией рабочему не светит заниматься чем-то, кроме грязного, тяжелого физического труда. Если каждый из нас просмотрит основные положения собственной философии, то легко убедится, что там множество ограничивающих положений. И пока они не заменены на эффективные, на успех не стоит рассчитывать. Мир многомерен и бесконечно сложен, поэтому мы сами придумываем ограниченный вариант Мира. Мир рабочего таков, как он его придумал. Мир Мастера таков, каким придумал, точнее, сотворил для себя Мастер.

Поэтому мы (я) сейчас занимаемся творчеством, придумываем и описываем Мир, который мне нравится и который создан специально для меня. Соответственно, тебе нужно будет придумать свой мир и законы этого мира. Если в твоем Мире допускается несправедливость, ты ее получишь. Если в твоем Мире каждый получает то, что заслуживает, то будет так. И я уверен, что не просто меняется отношение к тем или иным событиям, меняются законы Мира.

Придумывать Мир — занятие увлекательное и творческое, но и рискованное. Какой Мир придумаешь, в таком и будешь жить. Но если Мир не понравится, его можно переделать или усовершенствовать. Такой пластичный, изменчивый Мир мне нравится намного больше, чем социумный образ мировой экономики, в которой человек не больше, чем щепка в бушующем потоке. Большинство и считает себя щепками, но не все.

Конечно, существуют законы, которые трудно, по крайней на этом уровне развития, изменить. Например, каждый получает то, что заслуживает. Или человек может все, если уверен в том, что он все может. Человек может измениться, если знает, каким он хочет стать. Но не думаю, что для всех — одни и те же законы. Разные люди, разные Миры, разные законы. В Мире Мастера больше возможностей, больше творчества, меньше ограничений. В Мире слабоумного почти нет возможностей и творчества, но много ограничений, надуманных проблем и тяжелой работы.

Какое отношение все это имеет к бизнесу? Придумайте свой образ Мира, Дела и Себя. Причем, чем веселее и красивее это будет выглядеть, тем легче это будет реализовать.

Достаточно только отказаться от тезиса, что бизнес — это трудно. Это легко, увлекательно и весело. Попробуйте. Тот Мир, в котором вы живете, никуда от вас не денется, а новый может быть лучше. Нет ничего легче творчества. И нет ничего труднее рутинной, скучной работы.

Так и не занимайтесь рутинной работой; почему вы решили, что именно рутина приносит доход? Все наоборот, по настоящему выгодно, доходно творчество. Творчество в жизни, в создании своего Мира, своего дела. И не слушайте людей, уставших от работы. Они должны защищать свою картину Мира, потому что в противном случае им придется признать, что вся причина в них самих.

Но ведь ты не боишься узнать, что причина твоих неудач? К счастью, причиной успехов являешься тоже ты.

Сколько часов за всю жизнь каждый из нас делал только то, что хотел? Попробуй один день в неделю разрешить себе делать только то, что хочешь. Это страшно, социум программировал нас десятилетиями, Мы боимся сами себя — а вдруг захочется чего-нибудь асоциального, неприличного. А вдруг не захочется?

Старость начинается в тот день,

когда умирает отвага.

А. Моруа

Сейчас просмотрел то, что написано выше, и убедился — это все о бизнесе. Бизнес — это не маркетинг, менеджмент, стратегическое планирование и работа с кадрами. Это творчество, творчество и еще раз творчество. И единственное, о чем стоит говорить в книге о бизнесе, это о том, как стать более творческим и — менее ограниченным.

Творчество — одно из самых таинственных и окруженных мифами понятий. Известно творчество художника, композитора, писателя, поэта. Но ведь это примитивный вид творчества; насколько более сложно творчество в жизни. Часто люди создавшие так называемые бессмертные произведения, в собственной жизни были совершенно беспомощны. Я думаю, чаще всего творчество на бумаге — это способ спрятаться от жизни, попытка действовать как страус, который в случае опасности засовывает голову в песок.

Ведь творить в жизни труднее. Здесь не нотная бумага и послушные ноты, здесь люди и не примитивное фортепиано или рояль в качестве инструмента, а ты сам. И звучит иногда так, что хоть уши зажимай. И научиться не фальшивить в жизни потруднее, чем в музыкальных пьесах. И если продолжить эту аналогию, то главное в жизни — искусство импровизации, а не повторение произведений известных композиторов.

А вот как учить импровизации? Здесь и в музыке уже начинаются проблемы. Законы композиции можно изучить, но в большинстве случаев это не помогает. Может даже и мешает. Ведь Моцарт не заканчивал консерваторию по классу композиции. Так что же делать, как помочь самому себе научиться импровизации?

По поводу гуманизма и пинков я уже сказал. Что еще остается? Кураж. Нужно перестать быть приличным и солидным. Тот, кто боится ошибиться и выглядеть смешно, боится творчества. Творчество начинается там, где есть новизна. А новизна там, где нет авторитетов. Где авторитет только ты сам. И добровольных советчиков нужно посылать на максимальное количество букв.

По этому поводу есть история. К Учителю пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: