Благополучная семья

В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни ро­дителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчи­вость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, кото­рыми обладает семья в данный момент.


Привычная ориентация администрации образовательного учре­ждения на работу с проблемной семьей оставляет без внимания семью благополучную на том основании, что она успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья--самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке дея­тельности школы. Семья подобного типа создает репутацию шко­лы, формирует об ще с т венное мнение. В решение проблемы усиле­ния ответственности семья подобного типа может внести большой вклад. Одно из важнейших направлений в этом плане — сотрудни­чество с родителями [67, 212].

Во-первых, оно позволяет наладить контакты с «трудными» взрослыми. Подобные контакты выступают не просто источни­ком знаний и жизненного опыта, они выполняют терапевтическую функцию и играют существенную роль в жизни личности и семьи. Никакие официальные организации или общественные учреждения не в состоянии заменить помощь и совет, основанные на родитель­ском опыте. Он призван помочь родителям группы риска и роди­телям, сталкивающимся с серьезными проблемами во взаимоотно­шениях с детьми, осознать себя как воспитателей в тех конкретных условиях, в которых они живут.

Во-вторых, «благополучные» родители, принимая участие в различных школьных программах (организации экскурсий, конкур­сов, смотров и т.д.), помогают классным руководителям, социаль­ным педагогам расширять сферу своей воспитательной деятельно­сти, вовлекать в нее трудных подростков. Родители могут высту­пить в качестве руководителей различных учебно-познавательных объединений, сообществ по интересам, групп продленного дня и т. д. Контакты подобного рода могут выйти за пределы школы и оказать благотворное влияние на содержание и организацию досу­га учащихся.

В-третьих, весьма поучительными для учащихся (особенно стар­шеклассников) могут оказаться встречи с родителями. Их рассказы о профессиональной карьере, роли и значении личностных качеств, знаний, умении общаться с людьми, с одной стороны, позволяют увидеть родителей в новой для детей позиции и, с другой — служит ценным жизненным уроком.

В-четвертых, сотрудничество позволяет расширить круг роди­телей, способных оказать спонсорскую помощь школе.

В-пятых, дает возможность родителям работать в педагогиче­ских, попечительских советах в качестве полноправных членов пе­дагогического сообщества. Подобное сотрудничество позволяет пе­дагогическому коллективу не только глубже изучить социальный


заказ родителей, но и включить их в жизнь школы в качестве пол­ноправных субъектов образовательной деятельности и расширить основы содружества детей и взрослых. В процессе сотрудничества налаживаются связи с социальными институтами, выступающими в роли социальных партнеров (органы исполнительной, законода­тельной и муниципальной власти, учреждения культуры и спор­та, профессиональные сообщества и вузы, представители малого и среднего бизнеса, национальных сообществ, служба занятости, пра­воохранительные органы и др.}. Наиболее перспективным взаимо­действие будет в том случае, если оно включает такие социально-педагогические проблемы, как соблюдение прав ребенка, детская наркомания и преступность, сохранение здоровья, социально-тру­довая адаптация выпускников, поддержка одаренных детей и т. д, Следует отметить, что далеко не всегда социальные институты ока­зывают активную поддержку школьным начинаниям. Противодей­ствие может исходить от консервативно настроенных управленцев, средств массовой информации, даже от некоторой части родителей, И в этих «внешкольных», подчас достаточно конфликтных, контак­тах наиболее авторитетные родители могут оказать существенную помощь педагогическому коллективу.

Совместная коллективно распределенная деятельность различ­ных социальных институтов преодолевает отчуждение школы от жизни и обогащает позитивные воздействия социокультурной сре­ды на семью, се социальную защиту и защиту прав детей.

Подобная деятельность не только расширяет основы взаимодей­ствия школы и семьи, но и повышает воспитательную культуру ро­дителей, формирует потребность в самообразовании. В свою оче­редь опыт работы с родителями, приобретаемый педагогами, рас­пространяется на взаимодействие с учащимися, способствуя демо­кратизации и гуманизации школьной жизни.

Таким образом, укрепляя и развивая контакты с «благополуч­ной» семьей, школа:

— расширяет свое влияние на «проблемные» семьи;

- предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со
снижением благополучия:

- создает условия для реализации прав ребенка, способствует
его полноценному развитию;

- содействует формированию потребности родителей в повы­
шении своей общей и воспитательной культуры.

Завершая анализ путей повышения ответственности родителей за обучение и воспитание дете i, следует еще раз подчеркнуть ком-


плексный характер проблемы. Ее решение возможно только объ­единенными усилиями государственной и общественной систем на уровне страны, региона, локальной среды, конкретных организаций (в том числе семьи и школы). В свою очередь, встречные усилия должны исходить от профессионалов (педагогов, психологов, соци­альных педагогов), деятельность которых строится на научных ос­новах, включающих элементы психологии, педагогики, социологии и права. Одним из важных условий успеха становится учет особен­ностей позиции родителей как взрослых люде й-воспитателе и. Одни из них осознают свои промахи и пытаются но возможности их ис­править. Другие, загипнотизированные собственной непогрешимо­стью, отвергают мысль, что могут поступить неправильно.

О результатах деятельности по усилению ответственности роди­телей мы можем судить по следующим признакам:

—какое место занимает ребенок в жизни родителей;

—ощущает ли он свою безопасность и защищенность;

- по степени взаимопонимания представителями разных поко­
лений друг друга;

— по осознанию родителями значимости своей родительской де­
ятельности;

- по оптимистическому взгляду родителей на возможность ре­
шения родительских и семейных проблем;

— по проявлению родительской солидарности и сплоченности.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение понятию * родительская ответственность».

2. Почему усиление ответственности родителей за воспитание детей
является комплексной проблемой?

3. Опишите особенности проблемной семьи.

4. Опишите особенности некомпетентной семьи.

5. Почему в благополучной семье возникают трудности в воспитании
детей?

6. Проведите сравнительный анализ психологических трудностей в
воспитании детей в разных типах семей в зависимости от степени ответ­
ственности родителей.


Раздел второй

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Глава 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: